Файл: Теория государства и права как наука теория государства и права относится к гуманитарным наукам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешние функции:
-
Оборонная; -
Дипломатическая; -
Экологическая; -
Миротворческая; -
Гуманитарная; -
Торгово-экономическая.
-
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ.
Форма правления — это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.
История государства выделяет два вида формы правления – монархию и республику.
1. Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.
Виды монархий:
-
абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV); -
сословно-представительная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове); -
дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время; -
ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии – Великобритания, Испания, Голландия).
2. Республика – государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.
Виды республик:
-
президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США); -
парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия); -
смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия); -
суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);
*советская – отсутствует разделение властей (СССР).
Таким образом, существуют различные виды монархий и республик.
-
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ.
Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. В зависимости от территориального устройства государство можно рассматривать как:
-
унитарное, т.е единое государственное образование; -
федерация, т.е союз относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований; -
конфедерация, т.е государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода.
Один из важнейших вопросов при любой форме государственного устройства – это распределение полномочий между центром и периферией, создание условий и механизмов, позволяющих минимизировать межэтнические и межрегиональные конфликты, обеспечить социально-экономическое и политико-правовое развитие.
- 1 2 3 4 5 6 7
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
-
степень участия граждан в принятии управленческих решений государством; -
характер формирования политических институтов; -
объем политических свобод; -
правовой статус личности.
Факторы формирования политических режимов:
-
уровень сформированности политической культуры; -
характер политического сознания людей; -
преобладающий тип политического поведения; -
степень развитости общественно-политических традиций; -
особенности политической элиты; -
интенсивность политических процессов; -
преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).
Виды политических режимов:
Тоталитарный режим
— это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Ключевой инструмент власти — террор, который может перерастать в геноцид.
Признаки тоталитарного политического режима:
-
тотальный контроль государства над обществом; -
всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства; -
концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами; -
политизация общественной жизни; -
однопартийность, отсутствие оппозиции; -
единая идеология общественно-социальной сферы общества; -
стандартизация политической, общественной и духовной жизни; -
идеологизация.
Авторитарный режим
— политический режим, при котором власть жестко контролирует политическую сферу жизни общества.
Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская инициатива общества.
Признаки авторитарного политического режима:
-
централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов; -
значительное ограничение политических прав и свобод граждан; -
отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную; -
имитация многопартийности; -
формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера; -
силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях; -
командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.
Демократический режим
— политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа.
Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Признаки демократического политического режима:
-
народовластие; -
четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную; -
выборность органов государственной власти; -
децентрализация государственной власти; -
политический плюрализм или многопартийность; -
гласность; -
свобода рыночной экономики; -
наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина; -
решения принимаются по мнению большинства, но мнение меньшинства имеет право быть.
-
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ
Механизм государства – вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства.
Характерные черты механизма государства:
-
он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; -
целостность его обеспечивается едиными целями и задачами деятельности; -
его основным элементом выступают государственные органы; -
он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов; -
это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют ее организационно-экономическую основу; -
это динамично и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.
Структура механизма государства включает:
Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).
Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).
Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).
Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.
Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются.
Если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации);
в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.;
в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»;
в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.