Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенный перечень указывает на принудительный характер мер, предназначением которых является создание условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Следует отметить, что основанием для применения указанных мер может быть только наличие факта правонарушения. Как показывает анализ содержания ст. 27.1 КоАП, объектами принудительного воздействия являются как физические, так и юридические лица. В отношении физических лиц могут применяться, например, такие меры: доставление, личный досмотр, административное задержание и др.; в отношении юридических лиц: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, арест товаров, транспортных средств, иных вещей, временный запрет деятельности и др.

Кроме того, необходимо сказать, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, личный досмотр, привод; другие меры — имущественный: досмотр транспортного средства, изъятие вещей, документов и т.д.

При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях КоАП предусматривает также гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут. Кроме того, принимать решение об избрании мер принудительного воздействия имеют право только уполномоченные на это органы и должностные лица в пределах своей компетенции. Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах. Содержание этого документа может быть различным и зависит от вида меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Но, тем не менее, можно выделить ряд реквизитов, наличие которых является обязательным для протокола:


  • указание даты и места его составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол;

  • сведения о лице, в отношении которого осуществляется одна из мер обеспечения производства;

  • описание действий, характеризующий применяемую меру обеспечения производства;

  • если мера носит имущественный характер, то указывается вся возможная информация о вещах и документах (вид, количество, идентификационные признаки (марка, модель, серия, калибр, номер, цвет и др.).

Протокол подписывается:

  • лицом, его составившим;

  • лицом, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства и (или) его законными представителями;

  • понятыми, если их участие предусмотрено законом.

В случае отказа лица, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Кроме того, делается также запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при осуществлении этих действий, прилагаются к протоколу.

44

Стадиями производства по делам об административных правонарушениях следует именовать логически связанные, со свойственными только им задачами и кругом участников совокупности следующих одна за другой относительно самостоятельных групп процессуальных действий участников данного вида административно-юрисдикционного процесса, направленных на реализацию их взаимных прав и обязанностей, а также на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом.

КоАП РФ подразделяет производство по делам об административных правонарушениях на 4 самостоятельные стадии:

1) стадия возбуждения дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ);

2) стадия рассмотрения дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ);

3) стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении (гл. 30 КоАП РФ);

4) стадия исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления (разд. V КоАП РФ).

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения
, собираются данные о виновном и составляется протокол, а в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. На второй стадии компетентный орган или должностное лицо рассматривает дело по существу и выносит соответствующее постановление. На третьей стадии происходит пересмотр вынесенного по делу постановления при наличии соответствующей жалобы или протеста прокурора. Данная стадия является факультативной, т. к. ее может и не быть. На четвертой стадии исполняется принятое по делу постановление.

Каждой стадии производства присущи свои этапы взаимосвязанных процессуальных действий, следующих друг за другом в определенной последовательности. Схематически систему стадий и этапов производства по делу об административных правонарушениях можно представить следующим образом.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении:

1) установление обстоятельств совершения административного правонарушения и возбуждение производства по делу;

2) установление фактических обстоятельств дела (в ряде случаев – проведение административного расследования);

3) составление протокола об административном правонарушении;

4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении:

1) подготовка дела к рассмотрению;

2) непосредственное рассмотрение дела;

3) принятие решения по делу (вынесение постановления (определения));

4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения заинтересованных лиц.

3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении:

1) обжалование или опротестование постановления по делу;

2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;

3) вынесение решения по жалобе или протесту;

4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных лиц.

4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении:

1) обращение постановления по делу к исполнению;

2) фактическое исполнение постановления;

3) окончание исполнения.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении имеет важное значение в производстве по делам об административных правонарушениях. Она является своего рода «пусковым механизмом» процесса реализации административной ответственности. В этой связи важно правильное понимание и применение норм
, регламентирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

45

Одним из важнейших средств обеспечения законности деятельности субъектов административной юрисдикции является обжалование или опротестование прокурором постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантируется и обеспечивается конституционным законодательством, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации имеет возможность обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в установленном законом порядке (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определённое, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает установленные законом меры по устранению нарушений законности.

Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении представляет собой одну из форм участия граждан Российской Федерации в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся гражданином в письменной форме (обязательные элементы жалобы законодательно не установлены) и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказанияпотерпевшие. Кроме того, данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями физического или юридического лица, защитником и представителем, а также Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав
 предпринимателей. Постановление, вынесенное судьёй, может быть обжаловано также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьёй 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен статьёй 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

  • постановление, вынесенное судьёй - в вышестоящий суд;

  • вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

  • вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

  • вынесенное должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с частью 2 статьи 23.79, частью 2 статьи 23.79.1, частью 2 статьи 23.79.2 КоАП РФ - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подаётся в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый - судебный, второй - альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, то жалобу рассматривает суд.