Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.
Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно - правонаделительный (оперативно-распорядительный), административно - юрисдикционный процессы.
Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.
Общие стадии административного процесса:
-
анализ управленческой ситуации; -
рассмотрение дела и принятие решения; -
исполнение принятого по делу решения.
Черты стадий административного процесса:
-
регламентируются нормами административно-процессуального права; -
обусловлены логикой всего производства; -
направлены на решение конкретных задач; -
характерен определённый круг участников; -
определённые сроки совершения; соответствующее процессуальное оформление.
4) Сформулируйте определение понятия административно-процессуальные нормы. Перечислите особенности и проанализируйте структуру административно-процессуальных норм.
АПН - это правило поведения установленные государством, регулирующие АППО в сфере разрешения конкретных юридических вопросов, споров и дел.
Признаки, особенности АПН:
1. Повеление, исходящее от государства, определяющая общий статус органов государственного управления по разрешению конкретных юридических вопрос споров и дел
2. Метод воздействия органов управления, которые регулируют конкретные процедурные права отношения
3. Общеобязательное правило поведение, как в широком (общем) смысле который рассчитан на неопределённый круг уполномоченных или обязанных лиц.
4. Рассмотрение правил в узком смысле - это конкретные правила поведения только уполномоченных на то органов (лицензионное производство, исполнительное производство (только судебные приставы) и т.д.).
5. Данные правила поведения представляют собой юридическую природу, исходящую от государства, т.е. закреплённую в НПА разной юридической силы (законы и подзаконные акты).
Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:
-
гипотеза - указание конкретных жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие; -
диспозиция - указание на правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисляемым в гипотезе; -
санкция - вид и мера возможного наказания, если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрение за совершение рекомендуемых действий. Задача санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.
Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого. Поэтому структура нормы права выражена во взаимосвязи ее элементов.
На первый взгляд может показаться, что во многих нормах права, и в частности административно-процессуальных, санкции непосредственно не содержатся. Тем не менее, за этими нормами стоит возможность государственного принуждения. Обычно санкцию административно - процессуальной нормы следует искать в нормах административного, а в некоторых случаях - уголовного права, потому что эти отрасли как бы специализируются на регулировании ответственности за нарушение установленного государством порядка отношений во многих сферах общественной жизни. Например, если должностное лицо нарушило порядок производства по делу, то будут применены санкции материальных норм административного, а не административно-процессуального права.
-
Проанализируйте источники административно-процессуального права.
Под источником административно-процессуального права нами подразумеваются внешние формы юридического закрепления административно-процессуальных норм, иначе говоря, правовые акты нормативного характера, содержащие общие и общеобязательные правила.
Источником административно-процессуального права следует считать юридический акт, содержащий административно-процессуальные нормы. Следует иметь в виду, что существует большое количество и значительное разнообразие таких актов как по форме (не зависит от юридических свойств акта, а определяется особенностью структуры акта), так и по правовым свойствам.
-
Среди правовых актов Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. и в соответствии с абз. 1 п. 1 ее раздела II вступившая в силу со дня официального опубликования, т.е. с 25 декабря. Обращаем внимание, что в соответствии с двумя подзаконными нормативными правовыми актами Президента РФ состоялось второе официальное опубликование Конституции РФ 1993 г. -
2. Федеральные конституционные законы. Например: «О Правительстве Российской Федерации», «О военном положении».
Федеральные законы. Например: «Об исполнительном производстве», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Специальным нормативным правовым актом, регулирующим административно-процессуальное право, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По юридической силе он приравнивается к федеральному закону, ибо был принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. Порядок введения в действие этого нормативного правового акта урегулирован в другом Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 20 декабря 2001 г. В соответствии с со ст. 1 указанного нормативного правового акта Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен в действие с 1 июля 2002 г.
Разделы IV и V КоАП РФ содержат административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и порядок исполнения административных наказаний.
-
Нормативные указы Президента Российской Федерации («О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации») и нормативные акты Правительства РФ («Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения»). -
Нормативные правовые акты федеральных министерств (Министерства юстиции — «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации»). -
Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях». -
Критерием классификации также может служить форма источника. Формы источников: положение («Положение о Министерстве образования и науки РФ»; «Положение о государственных наградах Российской Федерации»); устав (Устав Российской академии художеств); инструкция (Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти); правила (Правила оказания услуг подвижной связи).
Охарактеризуйте Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из: (-это ст.1.1 КоАП РФ)
-
1)Кодекса об административных правонарушениях РФ -
2)и из законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, которые принимаются в соответствии с КоАП РФ.
КоАП РФ основывается на:
-
1)Конституции Российской Федерации -
2)общепризнанных принципах и нормах международного права -
3)международных договорах Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Основными задачами законодательства об административных правонарушениях являются: (-это ст.1.2 КоАП РФ)
-
1)защита личности; -
2)охрана прав и свобод человека и гражданина; -
3)охрана здоровья граждан; -
4)охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения; -
5)защита общественной нравственности; -
6)охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти; -
7)охрана общественного порядка и общественной безопасности, а также собственности; -
8)защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; -
9)а также предупреждение административных правонарушений.
Полное название: Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ состоит из:
5 разделов:
Раздел I Общие положения
Раздел II Особенная часть
Раздел III Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Раздел IV Производство по делам об административных правонарушениях.
Раздел V Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
32 глав
содержит более 600 статей
Кодекс дает четкое представление о современном российском законодательстве об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Новизна этого правового установления в том, что на федеральном уровне вопросы административной ответственности не могут отныне регулироваться другими нормативными актами, кроме Кодекса.
Следует отметить, что впервые, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР в Кодексе использована не сплошная, а поглавная нумерация статей. Первое число статьи означает, к какой главе она принадлежит, последующее (или последующие) – номер статьи в той или и иной главе. По-видимому, законодатели предложили именно такую нумерацию для удобства внесения необходимых последующих поправок в Кодекс.
Особенности Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ:
-
КоАП РФ необходим для того, чтобы регулировать деятельность, связанную с реализацией административного принуждения в целом и административной ответственности в особенности. -
КоАП РФ закрепляет вопросы исключительного ведения РФ, в нем впервые легально (тоесть с юридической точки зрения) была закреплена презумция невиновности, было дано понятие правонарушения. -
КоАП РФ зафиксировал административную деликтоспособность (она с 16 лет); отдельно закрепил ответственность должностных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5), иностранцев, апатридов, иностранных юридических лиц. -
Откорректирована система административных наказаний, были исключены исправительные работы и введена дисквалификация. -
Система наказаний включает 9 видов, 2 из них-предупреждение и штраф- могут устанавливать субъекты РФ. -
КоАП РФ предусматривает ответственность только за оконченное правонарушение.
7. Сформулируйте определение и охарактеризуйте административно процессуальное правоотношение.