Файл: 2. Перечислите особенности административного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сформулируйте определение понятия административный процесс. Охарактеризуйте предмет, сущность и виды административного процесса.

2. Перечислите особенности административного процесса.

3. Проанализируйте принципы, структуру и стадии административного процесса.

4. Сформулируйте определение понятия административно-процессуальные нормы. Перечислите особенности и проанализируйте структуру административно-процессуальных норм.

5. Проанализируйте источники административно-процессуального права.

6. Охарактеризуйте Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

7. Сформулируйте определение и охарактеризуйте административно процессуальное правоотношение.

8. Проанализируйте структуру административно-процессуального правоотношения.

9. Назовите основных субъектов административного процесса. Дайте характеристику системе субъектов административного процесса и их классификации.

10. Сформулируйте определение понятия административное судопроизводство, назовите его виды.

11. Проанализируйте соотношение понятий административная юстиция, юрисдикция и судопроизводство.

12. Раскройте подведомственность и подсудность административных дел в России.

13. Дайте характеристику административному судопроизводству в судах общей юрисдикции.

14. Проанализируйте административные дела и административные споры.

15. Дайте характеристику субъектам административного судопроизводства.

16. Проанализируйте административное судопроизводство по делам об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

17. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц (возникающих из административных и иных публичных правоотношений).

18. Проанализируйте административное судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

19. Проанализируйте административное судопроизводство по делам об оспаривании решений, действия (бездействия) квалификационных коллегий судей.


20. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме.

21. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, се регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами.

22. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о прекращении деятельности средств массовой информации.

23. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о взыскании в предусмотренных федеральным законом случаях налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций.

24. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии. в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина. подлежащего депортации или реадмиссии. в специальном учреждении.

25. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.

26. Проанализируйте административное судопроизводство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

27. Охарактеризуйте административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты и виды.

28. Проанализируйте меры административного принуждения, раскройте порядок и основания их применения.

29. Раскройте порядок осуществления административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

30. Сформулируйте определение понятия исполнительное производство.

Охарактеризуйте правовое регулирование и специфические особенности административно-процессуального исполнительного производства.

31. Проанализируйте основные меры принудительного исполнения в Российской федерации.


32. Дайте общую характеристику стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

33. Дайте оценку деятельности судебных приставов-исполнителей.

34. Назовите правовые основания дисциплинарного производства.

35. Проанализируйте меры и стадии дисциплинарного воздействия.

36. Проанализируйте производство по жалобам.

37. Проанализируйте понятие, формы, содержание и виды жалоб.

38. Охарактеризуйте деятельность субъектов, уполномоченных рассматривать дело по жалобе.

39. Проанализируйте производство по делам об административных правонарушениях: понятие, особенности и стадий.

40. Дайте характеристику субъектам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

41. Раскройте содержание административно-процедурного производства.

42. Проанализируйте лицензионное и разрешительное производство.

43. Сформулируйте понятие и дайте характеристику мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

44. Проанализируйте стадии производства по делам об административных правонарушениях.

45. Раскройте порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях.

1. Сформулируйте определение понятия административный процесс. Охарактеризуйте предмет, сущность и виды административного процесса
Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Цель административного процесса - реализация правомерного применения норм материального административного права и как следствие - повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственного управления.

В итоге предмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части:

  1. общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;

  2. общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, связанные с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;

  3. сама процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.


Сущность административно-процессуальных норм имеет двойное предназначение. С одной стороны, эти нормы реализуют правоприменительные функции, так как обеспечивают реализацию материальных норм, а с другой - играют роль правоохранительную, так как регламентируют порядок реализации этих норм, закреплённых процессуально, и обеспечивают право на жалобу.

три основные вида административного процесса:

  • - административные процедуры;

при реализации административных процедур содержание процессуальных правоотношений непосредственно связано с управленческой деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления. Эти правоотношения возникают в ходе повседневного разрешения конкретных индивидуальных дел соответствующим государственным или муниципальным органом и не связаны с возникновением какого-либо конфликта.

  • - административно-юрисдикционный процесс;

Административно-юрисдикционный процесс охватывает нормы и соответствующие процессуальные отношения, связанные, во-первых, с разрешением в административном порядке конфликтов между органами публичной власти и не подчиненными им субъектами (гражданами и организациями), а во-вторых, — с применением административного принуждения. С применением административного принуждения связаны общественные отношения, возникающие в сфере административных правонарушений, а также в сфере применения административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

  • - административное судопроизводство.

Нормы административного судопроизводства регулируют особую часть административно-процессуальных отношений, возникающих в связи с разрешением судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий либо бездействия публичной администрации, затрагивающих права и свободы граждан, законные интересы организаций (юридических лиц).

2. Перечислите особенности административного процесса.

Административный процесс имеет следующие особенности:

  • связан с регулированием публичных правоотношений;

  • предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;

  • в этом процессе используется как управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;

  • наряду с общеюридическими процессуальными принципами он предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел — принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами);

  • административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.


3. Проанализируйте принципы, структуру и стадии административного процесса.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

  • Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

  • Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определённым объёмом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

  • Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

  • Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

  • Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесённая к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

  • Принцип национального языка – процесс ведётся на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

  • Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определённых законом.

  • Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

  • Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.