Файл: Лекция Тема 1 (2 часа) Сущность, значение и структура внешнеэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Биржевой товар – это совокупность товаров, имеющих активный спрос на общественных рынках или товарно-сырьевых биржах.

В целом к биржевым товарам в мировой практике относят три класса:

  1. вещественные товары;

  2. любая иностранная валюта;

  3. ценные бумаги.

Основным биржевым товаром служит сырье: газ, нефть, бензин, цветные металлы, а также зерно, продукты питания и некоторые другие товары.

Основные требования, предъявляемые к биржевому продукту, можно сформулировать следующим образом:

1. Стандартность. Отдельные единицы продукта не должны отличаться друг от друга – они имеют сходные свойства и одинаковые потребительские качества.

2. Взаимозаменяемость. Не имеет значения, к примеру, в какой стране произрастает перец или шафран – строгие стандарты качества регламентируют соответствие этих продуктов установленным нормам.

3. Длительный срок хранения. Биржевой продукт не должен быть скоропортящимся во избежание претензий со стороны субъектов торговой сделки.

4. Транспортируемость. Отсутствие проблем с транспортировкой – необходимое условие для биржевого продукта.

5. Дробимость партии товара – возможность разделить товар на отдельные части, или лоты, без потери качества и основных характеристик.

Перечисленные характеристики биржевых продуктов практически не изменились с момента возникновения продуктовых бирж. Единственное отличие заключается в более лояльном отношении к срокам хранения: современные технологиям, такие как заморозка и вакуумирование, а также возможность быстро транспортировать скоропортящийся товар авиатранспортом, делает это условие не столь актуальным.

В общей массе биржевых товаров, насчитывающих порядка ста наименований, можно выделить несколько основных категорий:

  • энергетическое сырье (нефть, газ, бензин и прочее);

  • промышленное сырье (лес, каучук, руда, текстильное сырье и др.);

  • черные металлы;

  • цветные металлы;

  • драгоценные металлы;

  • зерно (пшеница, рожь, рис и прочее);

  • пищевые продукты (пряности, сахар, кофе, какао, яйца и др.);

  • живые животные и мясо.


Лекция №11. Тема 6 (2 часа). Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, торгах, аукционах


  • Типы цен на биржевые товары. Классификация биржевых операций. Виды сделок с реальным товаром. Фьючерсные операции: сделки на разность; сделки с премиями, стеллажные сделки, сделки с опционами, онкольные.


Цена на реальный товар, имеющийся в наличии на складах биржи, бывает двух видов в зависимости от условий поставки:

«спот»– это цена на наличный товар с немедленной поставкой;

«форвард»– цена на товар с поставкой в будущем, она платится в течение определенного времени при передаче товара покупателю со склада биржи. В цене «форвард» учитываются не только спрос и предложение, но и расходы по хранению, страхованию, проценты за кредит.

Целью сделок на фиктивный товар (отсутствующий на складе биржи) является страхование покупателей от возможных потерь в результате изменения рыночных цен не в их пользу.

Биржевая операция – это сделка, заключенная между участниками торгов на бирже в установленное время и имеющая в качестве предмета товар, который может обращаться на конкретной бирже. К биржевой операции в обязательном порядке привлекается маклер, который делает соответствующую запись в журнале регистрации операций и оформляет маклерскую записку.

Операции с реальными ценностями включают в себя:

  1. Операции, предусматривающие передачу актива немедленно после оформления сделки либо через некоторый срок (до 3 дней).

  2. Форвардные операции – товар передается в определенный срок по заранее установленной соглашением цене. Форвардные операции могут называться также твердыми срочными сделками.

  3. Фьючерсная операция - популярный вид сделки, предполагающий куплю-продажу биржевого товара с условием поставки и совершения платежа через какое-то время.


Лекция №12. Тема 6 (2 часа). Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, торгах, аукционах.

  • Сущность хеджирования и его причины. Хеджирование продажей. Хеджирование покупкой.


Хеджирование - это биржевое страхование от неблагоприятных изменений цен, основанное на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени и цен реальных товаров. Суть - страховка от неблагоприятного движения цен на рынке.



Хеджирование — это возможность избежать риска в обмен на ту потенциальную прибыль, которую можно было бы получить в случае удачного стечения обстоятельств.

Классическое хеджирование (хеджирование в чистом виде) представляет собой покупку реального товара с одновременной продажей фьючерса (или опциона) на этот товар.

Считается, что понятие хеджирование, пришло к нам из средневековой Японии. В те давние времена, когда основой японской экономики были не крупные транснациональные корпорации, а банальные зёрна риса. Те, кто владел большими запасами риса, обладали властью, богатством и всем тем, что могут дать человеку деньги.

В связи с этим, цена на рис имела поистине стратегическое значение. Диктуемая соотношением спроса и предложения, эта цена повышалась при преобладании спроса (при плохом урожае) и понижалась, когда на рынке превалировало предложение (при хорошем урожае риса). Таким образом будущий урожай имел огромное влияние на экономическую (а вместе с ней и на политическую) обстановку в стране.

Продавцы риса боялись прогадать в случае хорошего урожая и снижения цены, а покупатели, наоборот, боялись того, что в случае плохого урожая цены могут оказаться непомерно высокими. Для того чтобы как-то нивелировать влияние урожайности на цену стратегического продукта, японцы придумали заключать договоры на поставку риса по заранее оговоренной цене. То есть, ещё до сбора урожая (когда ещё не ясно насколько уродится рис в этом году), стороны договаривались между собой следующим образом:

Продавец обязывался поставить оговоренную партию риса по определённой цене, в независимости от того каким будет текущий урожай и соответственно рыночная цена на рис;

Покупатель обязывался приобрести эту партию по оговоренной цене в независимости от того какой в итоге окажется рыночная цена риса.

В итоге, если рыночная цена отличалась от договорной, то одна из сторон оказывалась в прибыли, а другая в убытке (но убыток этот был заранее запланирован и являлся, по сути, страховым взносом за снижение риска).


Так, если, например, вследствие неблагоприятных погодных условий, урожай риса оставлял желать лучшего, то рыночная цена на него возрастала, и выигрывал покупатель, заранее договорившийся о покупке по более низкой цене. Продавец вынужден был продавать ему товар по заранее оговоренной цене, в то время как на рынке сейчас он мог бы выручить за него гораздо большую сумму. А если, наоборот, урожай риса оказывался очень хорошим, то цена на него снижалась ввиду обилия предложения. В этом случае выигрывал продавец, который заранее договорился о поставке по более высокой цене.

Лекция №13. Тема 6 (2 часа). Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, торгах, аукционах.

  • Сущность аукционной торговли и ее виды. Технология аукционной торговли. Виды товаров, реализуемых на аукционах.


Аукцион – способ продажи товаров, обладающих индивидуальными св-ми с публичного торга в заранее установленное время и в назначенном месте. Аукционы являются особой разновидностью посреднических организаций, способствующих обращению товаров.

Торговля здесь ведется методом открытых торгов. Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица, являющиеся владельцами това­ров (имущества).

Различают несколько видов аукционов.

В зависимости от порядка организации аукционы делят на

1. добровольные (проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи)

2. принудительные (могут проводиться государственными организациями с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и не выкупленного имущества и т. п.)

Аукционы делят на:

* Стандартный аукцион (английский аукцион). Используется открытый формат предложений (все покупатели знают о предложениях друг друга). Продавец назначает начальную (стартовую) цену, далее покупатели вступают в конкурентную борьбу, назначая цены выше начальной (обычно на 3%). Побеждает тот, кто на момент окончания аукционной борьбы предложил наивысшую цену.

* Голландский аукцион
– прямая противоположность английскому. Хотя также используется открытый формат предложений, торги начинаю с заранее завышенной, неприемлемой цены, которая последовательно понижается, пока один из покупателей не согласится ее принять.

* Аукцион одновременного предложения (first-price, sealed bid). Используется закрытый формат предложений. Все покупатели одновременно назначают цены (обычно в письменной форме), не зная о предложении своих оппонентов. Побеждает тот, кто предлагает максимальную цену.

* Двойной аукцион (double auction). Предложения одновременно поступают от продавца и покупателя (устанавливается равновесная цена). Чаще всего используется на электронной бирже.

* Аукцион закрытых предложений (second-price sealed bid). Покупатель или продавец делают секретные предложения в течение установленного времени. Победитель покупает товар по цене, которая предшествует максимальной. Предположим, что покупатель A делает предложение, равное 10 долларам; покупатель B – 15 долларам и покупатель C – 20 долларам. Понятно, что побеждает покупатель, давший максимальное предложение – покупатель C, но платит он не предложенную им сумму, а последнюю установленную до него – предложенную покупателем B (15 долларов вместо 20 долларов).

Порядок проведения: Продавец назначает стартовую цену товара, кот в ходе торгов увеличивается до своего предельного уровня (на окончательную аукционную цену оказывает влияние сложившийся на данный товар спрос). Для приема товаров на аукцион продавцы должны оформить предложение по выдвижению товара на аукцион. Принятые товары сортируются по лотам (стандартная партия или ед-ца товара). Каждому лоту присваивается номер. Аукцион выпускает каталог с указанием номеров лотов и рассылает возможным покупателям. Обязательным условием организации аукциона является заблаговременное предоставление покупателям возможности ознакомиться с товаром. Все товары, заявленные для продажи, д.б. выставлены для осмотра. После окончания торгов покупатель оформляет аукционную сделку. Выписывается товарный чек, затем бухгалтер регистрирует продажу товара в аукционной ведомости. При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар воз­вращается владельцу с взиманием за определенный период хра­нения платы в размерах, установленных аукционом в процентах к стартовой цене. Порядок разрешения правовых конфликтов и хозяйственных споров, связанных с деятельностью аукциона, определяется действующим законодательством.