Файл: Лекция Тема 1 (2 часа) Сущность, значение и структура внешнеэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оказывает посреднические услуги (не создает новый продукт). В удобной для потребителя форме комплектует туристические услуги, согласовывает маршрут, договаривается о передвижении и размещении туристов, выделении экскурсоводов. Не имеет собственных средств.
Лекция №8. Тема 5 (2 часа)

Посредническая деятельность во внешней торговле

  • Виды операций по купле-продаже товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и их характеристика. Изучение рынков сбыта, отраслей отдельных фирм. Методы поиска зарубежного партнера. Источники информации по фирмам. Особенности изучения фирм.



Виды операций по купле-продаже товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и их характеристика.
Международные коммерческие операции – это совокупность ключевых и второстепенных (вспомогательных) операций, которые осуществляются на взаимовыгодной основе между партнерами разных стран.

Цель операций – реализация сделок, оформляющихся путем заключения договоров или контрактов о внешней торговле.

Международные коммерческие операции делятся на три группы:

  1. Операции, направленные на куплю-продажу продукции.

  2. Операции, направленные на куплю-продажу услуг.

  3. Операции, направленные на куплю-продажу результатов интеллектуальной деятельности.

Международные коммерческие операции купли-продажи услуг, как правило, являются самостоятельными, абсолютно не связанными с куплей-продажей товаров.

Международные коммерческие операции купли-продажи научно-технической продукции имеют прямое отношение к результатам научно-исследовательских работ, ценных не только с научной точки зрения, но и с коммерческой.

Объекты сделок: патенты и достижения, не подлежащие патентованию (ноу-хау), товарные знаки и опытные образцы.

Международные коммерческие операции подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от способа осуществления).


Основные международные коммерческие операции:

  • обмен товаров, имеющих материальное выражение (коммерческая деятельность, связанная с импортом и экспортом товаров);

  • обмен достижениями науки и техники путем продажи патентов, лицензий и «ноу-хау»;

  • обмен услугами инжиниринга;

  • обмен кино- и телепродукцией;

  • консультации по вопросам совершенствования управления в информационной сфере;

  • аренда;

  • международный туризм.

Операции, обеспечивающие товарооборот на внешнем рынке:

  • международные грузоперевозки;

  • перевозка и сопровождение грузов;

  • страхование грузов;

  • хранение грузов во время международных перевозок;

  • международные расчеты.


Изучение рынков сбыта, отраслей, отдельных фирм.
Что изучать на внешнем рынке

Выходя на внешний рынок или активизируя на нем свое присутствие, фирме необходимо особое внимание уделять вопросам изучения зарубежного рынка, его предпринимательской среды, осо­бенностей покупательских предпочтений в отношении данного товара, емкости рынка, его потенциала, соотношения спроса и предложения, эластичности спроса, фирменной структуры (фирмы-партнеры, конкуренты, посредники, активные и потенциальные потребители), уровня конкурентоспособности своей фирмы по отношению к фирмам-конкурентам, динамики цен, психологических особенностей покупателей, их мотивов принятия решения о покупке и т.д.
Изучение рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его особенности.

1. Изучение рыночной, предпринимательской среды на внешних рынках, предполагающее анализ демографических, природных, экономических, научно-технических, политико-правовых, культурных и социальных факторов развития мировых рынков.

2. Изучение требований мирового или зарубежного рынка к товару, т.е. требований покупателей зарубежных государств к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг.

3. Комплексное исследование зарубежного рынка предполагает изучение его емкости

, характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамики продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер.

4. Специалисты в области внешнеэкономической деятельности внимательно следят за уровнем мировых цен и тенденциями их изменения. Для этого случая составляются таблицы движения цен и их индексов, строятся графики и экстраполируются тренды предыдущих периодов на будущее развитие ценовых уровней, даются прогноз и оценка уровня и динамики цен на годы вперед.

5. Исследованию подвергаются фирменная структура рынка и состав зарубежных партнеров, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов.


6. Объектом маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также методы маркетинговой работы конкурентов, их товарная, ценовая, сбытовая политика, реклама и политика стимулирования продаж, кадровая политика.

7. Исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области внешнеэкономической деятельности и международных коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи на данном зарубежном рынке, какие формы посреднических соглашений типичны для него, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д.

8. Определяются особенности покупательских предпочтений и психология покупательского поведения на зарубежных рынках конечных потребителей по данному товару. Выясняются основные причины, мотивы принятия решений иностранными потребителями о покупке конкретных товаров (как наших, так и конкурентов), строится схема процесса принятия решения о покупке, характеризуются национальные особенности проведения иностранными партнерами торговых переговоров и т.д.
Методы поиска зарубежного партнера.
Теория и опыт ведения международного бизнеса позволяют выделить следующие принципы, которыми следует руководствоваться при поиске и выборе партнера.
Первый принцип — степень солидности(надежности) потенциального партнера. Под ней подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки, клиенты и другие партнеры.

В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:


• точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;

• составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;

• общим объемом финансовых средств компании;

• отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.

Для оценки солидности фирмы можно привлечь и ряд других показателей, таких, как число занятых, число предприятий и размеры производственных площадей, степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции), доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.

Второй принцип - деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания клиентов и контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров. Деловая репутация фирмы в основном определяется опытом взаимодействия с поставщиками, клиентами, представителями власти и местным сообществом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного периода.

Третий принцип - учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты и бизнесмены отдают предпочтение при выборе партнера тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом в каких-то конкретных деловых сделках или бизнес-операциях.

Четвертый принцип – положение партнера на данном рынке:

А). является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению лишних посреднических звеньев в торго­вых операциях, с тем, чтобы не уступать им часть прибыли. В то же время посреднические услуги широко используются, если являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.

Б). Является ли партнер одновременно поставщиком и потребителем. Торговые фирмы многих стран иногда связывают закупки с одновременной продажей своих товаров. Подобная увязка импортных операций с экспортными имеет значение не только для расширения сбыта, но и для более приемлемого способа оплаты импортных товаров, тем более, если для этого требуется конвертируемая валюта. Поэтому иностранному поставщику, являющемуся одновременно покупателем экспортных товаров, оказывается определенное предпочтение.


Пятый принцип - знание и учет конкурентных преимуществ партнера(контрагента).

Во-первых, для того, чтобы эффективно комбинировать их со своими преимуществами и ключевыми компетенциями.

Во-вторых, потому, что сегодняшние партнеры(контрагенты) завтра могут превратиться в конкурентов, и наоборот.
Поиск партнера по международному бизнесу имеет ключевое значение для любого способа интернационализации деятельности и во многом определяет успех предпринимателя. К наиболее распространенным способам нахождения потенциальных иностранных партнеров, которые могут быть рекомендованы и российским предпринимателям, и фирмам, относятся следующие.
Во-первых, встречное предложение, которое может поступить от самого иностранного партнера, поскольку иностранные бизнесмены и инвесторы, в свою очередь, заняты поиском партнеров в России.

Во-вторых, использование формальных и неформальных личных контактов, как с иностранными, так и с российскими бизнесменами, которые были установлены во время различных встреч, презентаций, круглых столов и других публичных мероприятий, а также опыт непосредственной работы с фирмами на рынке.

В-третьих, использование услуг специализированных организаций и консультационных служб и фирм, занимающихся изу­чением иностранных предприятий. Наиболее дорогостоящей и конфиденциальной является информация по фирмам, предоставляемая специализированными информационными агентствами («кредит-бюро») и банками, однако именно она, как правило, наиболее полная и достоверная.

Источники информации по фирмам. Особенности изучения фирм.

Поскольку риск связаться с ненадежным партнером, получив недостоверную информацию достаточно велик, то необходимо хорошо ориентироваться в разнообразных источниках наиболее достоверной информации. На зарубежных рынках имеется целый ряд источников, содержащих информацию о фирмах. Среди них наибольший интерес и практическую ценность представляют справочники по фирмам, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, периодической прессы, справки банков. Комплексное использование различных источников информации дает возможность составить достаточно полное представление о фирмах.