Файл: Лекция Тема 1 (2 часа) Сущность, значение и структура внешнеэкономической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка надежности потенциального иностранного партнера, во-первых, основывается на использовании максимально возможной достоверной информации из соответствующих источников. Во-вторых, такая оценка предполагает применение схемы предварительной оценки потенциального партнера, которая основана на системе тщательно продуманных ключевых вопросов, имеющих прямое отношение к будущему партнеру. В-третьих, необходимо провести развернутое изучение различных аспектов деятельности потенциальных партнеров. Такими аспектами могут быть:

а) технологический — изучение технического уровня продукции фир­мы, ее технологической базы и производственных возможностей;

б) научно-технический — сведения об организации научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ и о затратах на них;

в) организационный — изучение организации управления фирмой, особенностей учета и отчетности;

г) экономический — оценка экономической эффективности, финансового положения, возможностей и конкурентоспособности фирмы;

д) правовой — изучение норм и правил, действующих в стране потен­циального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к со­трудничеству.

Информация о фирме, полученная из разных источников, собирает­ся и систематизируется в досье на фирму.

Лекция №9. Тема 5 (2 часа)

Посредническая деятельность во внешней торговле


  • Коммерческие предложения, направляемые продавцом покупателю (оферта). Виды, формы оформления. Техника совершения операции установления отношений, с потенциальным покупателем с помощью оферты. Вступление в договорные отношения с продавцом с посредством запроса и заказа.


Оферта – это предложение одного лица (физического или юридического) заключить сделку, договор другому лицу, также физическому или юридическому, причем это может быть как один человек, так и неограниченное число, или даже наоборот, конкретный список лиц.

Сделка содержит конкретные условия на которые вторая сторона может согласиться или отказаться. В случае согласия продавец гарантирует исполнение предлагаемых условий и не может вносить изменения.

Например, банк присылает вам индивидуальное предложение по вкладу.

Если вы принимаете его, банк обязан дать именно такой процент и такой срок депозита, какой указывался в предложении.


Слово «оферта» восходит к латинскому offertus («предложение»), оно использовалось в деловом обиходе еще в далекой древности.

В русском языке слово «оффер» также давно прижилось, особенно в кругу инфобизнесменов. Оно означает сделать клиенту особое предложение, от которого ему будет трудно отказаться.

Например, три товара по цене одного, которые можно купить до определенной даты.

От рекламы оферта отличается тем, что предложение товара или услуги содержит все условия предлагаемой сделки. Это не абстрактное описание, а точный факт.

От договора оферта отличается тем, что обязанность исполнения предложения есть только у продавца. Покупатель может согласиться или не согласиться с условиями оферты. А вот когда соглашается и подтверждает это в требуемой форме (например, письмом), тогда оферта превращается в договор, и обязанности возникают у обеих его сторон.

В законодательстве оферта регулируется статьями 435-449 Гражданского кодекса РФ.

Стороны Оферты


В оферте участвуют две стороны.

1. Оферент – это лицо (физическое, юридическое или ИП), которое делает предложение о продаже или покупке чего-либо на определенных условиях.

2. Акцептант – человек или организация, которым адресована оферта. Это также может быть физическое, юридическое лицо или ИП. Акцептантом может быть и конкретный человек, и группа лиц – все зависит от сути оферты.

Виды Оферты


В зависимости от того, к кому оно обращено, предложение может быть четырех видов.

Публичная оферта


Самый распространенный вид, используемый многими продавцами.

Это предложение, обращенное к неограниченному количеству покупателей. Любое лицо, узнавшее об оферте, может приобрести товар или услугу на заранее заявленных продавцом условиях.

Самый простой пример – ценник в магазине с указанием стоимости и количества товара.

Вы можете купить товар по этой цене, а можете уйти в другой магазин. Если покупаете, то становитесь акцептантом, а кассовый чек – это договор.

То же самое, например, в ресторане: меню – это оферта, а ваш заказ – акцепт.

Официант обязан принести вам именно то блюдо и в том количестве, которое обозначено в меню. В противном случае вы получаете право требовать адекватной замены или неоплаты.

Твердая оферта


Предложение, направленное на конкретного клиента. Это может быть персональное предложение банка, персональная скидка в магазине и так далее.

Также твердая оферта отправляется клиенту, имеющему преимущественное право покупки. Например, официальному дилеру.

Основные признаки твердой оферты таковы:

1. в предложении – конкретный товар с конкретной ценой;

2. другим покупателям аналогичное предложение делать нельзя, пока не окончен срок оферты;

3. согласие клиента автоматически означает совершение сделки, договор необязателен.

Свободная оферта


Это предложение без четких параметров цены – обычно оно делается, если компания выходит на новый для себя рынок и пытается определить конкурентную стоимость своих товаров. Свободная оферта отправляется широкому кругу лиц – тем, кто потенциально может стать клиентом. У нее нет срока действия.

Если покупатель готов приобрести товар, он, в свою очередь отправляет продавцу твердую оферту с указанием цены, срока поставки и других условий.


Безотзывная оферта


Также называется закрытой. Предложение конкретным лицам, которое сделавший его не может отозвать. Чаще всего используется в сфере обращения ценных бумаг: компания делает своим акционерам предложение о выкупе акций, действует оно до тех пор, пока бумаги не будут выкуплены по установленной заранее цене.
Лекция №10. Тема 6 (2 часа). Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, торгах, аукционах

  • Технология совершения биржевых операций, виды биржевых товаров и их признаки.


Биржа – это площадка, где покупатели и продавцы могут заключать сделки между собой. Сегодня по всей планете открыто большое количество различных площадок такого рода. Все биржи можно классифицировать в зависимости от различных признаков, которые являются их отличительными особенностями.

Классификация бирж. Выделяют несколько типов бирж:

  1. по виду предлагаемого товара;

  2. по принципу организации;

  3. в соответствии с участниками;

  4. по роли и месту в международной торговле.

Самая известная классификация по виду предлагаемого товара. Здесь выделяют несколько типов бирж – фондовые, товарные и валютные (последнее не путать с Форекс. Forex – это внебиржевой рынок).

  • Фондовые биржи – это, прежде всего, площадки для привлечения инвестиций. Основные торговые активы здесь – акции компаний. Помимо этих активов, на фондовых биржах можно также встретить такие финансовые инструменты, как долговые бумаги и прочее.

  • Фондовые биржи существуют во всех развитых странах и в большинстве развивающихся. Их история насчитывает столетия. Наиболее известные – Лондонская, Нью-Йоркская, биржа во Франкфурте и так далее.

  • Товарные биржи - предназначены для торговли каким-либо товаром. На различных площадках такого типа торгуют как сельскохозяйственной продукцией, так и драгоценными металлами и даже нефтью.

  • Товарные биржи могут быть универсальными и международными. На наиболее популярных из них можно встретить широчайший список товарных активов.

  • Валютные биржи. Не стоит путать валютную биржу и внебиржевой международный валютный рынок Форекс. Валютные биржи существуют для того, чтобы обеспечивать более тонкое регулирование курса.


Классификация бирж по принципу организации. Здесь можно выделить три основных направления – государственные, частные и смешанные биржи. Первый тип создается государством на основании действующего законодательства. Получить допуск сюда может любой предприниматель с определенным размером оборота. Главное условие – быть в торговом реестре. В основном, такие биржи находятся в континентальной Европе.

Что касается США и Великобритании, здесь распространены частные биржи. Здесь ограничено количество участников. Для того, чтобы стать членом такой площадки, необходимо приобрести сертификат (пай). Смешанные биржи работают, в основном, в Западной Европе.

Классификация по участникам. Существует два типа бирж по этому признаку – открытые и закрытые. На открытых биржах торгуют не только постоянные члены, но и посетители. Открытые биржи, в свою очередь, делятся на полностью открытые, где покупатели и продавцы торгуют между собой и условно открытые, где между продавцами и покупателями могут быть посредники как в виде брокеров, так и в виде дилеров.

Зарубежные биржи сегодня в основном относятся к закрытому типу. То есть непосредственные покупатели и продавцы к торгам не допускаются. Вместо них это делают члены биржи, которые и играют роль посредников. Такой принцип считается правильным потому что биржевой трейдинг – это достаточно высокие риски.

Обычный человек, будучи физическим лицом, сам не может работать на бирже. Дело в том, что на фондовом рынке могут присутствовать только профессиональные участники, которых называют брокерами. Это юридические лица, которые имеют специальную лицензию для работы на бирже. Ее сложно получить. Брокеры исполняют роль посредников, которые выполняют поручения своих клиентов. Технически это никак не ограничивает действия инвестора, и он волен покупать и продавать ценные бумаги так, как считает нужным.

Таким образом, если человек твердо решил вступить на путь преумножения своего капитала, ему необходимо в первую очередь открыть счет у брокера. После этого клиент получает возможность проводить сделки через специальную программу на компьютере или передавать заявки по телефонному звонку.

Биржевая сделка – это зарегистрированный в установленном порядке договор. Его заключают между собой два участника торгов на бирже в отношении какого-либо актива или инструмента.