Файл: Российское централизованное государство в xvi в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова»

Факультет инженерии и природообустройства


Доклад на тему

«Российское централизованное государство в XVI в.»

Выполнил:

обучающийся 1 курса

Направление подготовки:

35.03.06 Агроинженерия

Группа Б-АИ-13

Маркин Максим Иванович

Саратов 2023

Содержание



Введение 2

1.Внутренняя политика 30-50 –х гг. XVI в. Реформы Избранной рады. 4

2.Внутренняя политика 60 – начала 80-х гг. XVI в. Опричнина 10

3. Основные направления и результаты внешней политики 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18


Введение


Почти два века занял процесс собирания русских княжеств в единое государство.

Заключительными фазами этого опыта были: присоединение Ярославского, Ростовского и Тверского княжеств и Новгорода Великого.

Падение независимости Ярославского княжества (1463 - 1468), князья которого давно подчинялись воле великого князя, ликвидация в 1474 г. остатков независимости Ростовского княжества (у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав) и присоединение Новгородского княжества, в котором сохранялись самостоятельные позиции, - все это превратило великое княжество Московское в Русское государство, князья которого становятся государями всея Руси. Объединительную политику завершил преемник Ивана III - его сын Василий III (1505 - 1533), который присоединил Псков (1510) и Рязань (1521), а также Северную и Смоленскую земли в процессе войны с Великим княжеством Литовским.

Территориальное расширение привело к новому политическому положению Московского княжества и князя. По словам В.О. Ключевского, "завершение территориального собирание северо-восточной Руси Москвой превратило Московское княжество в национальное великорусское государство и, таким образом, сообщило великому князю Московскому значение национального великорусского государя". Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Пангея, 1992. - С. 86.


Этот факт имел ряд следующих последствий:

- расширение пространства действия единой власти порождает в умах людей мысль о национально-политическом единстве Русской земли;

- власть принимает более высокое значение.

Так, в титулах Московского государя: "государь всея Руси" отразились политические идеи, усвоенные московским князем: это мысль о московском государе, как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о нем как о политическом и церковном приемнике Византийских императоров. Эта же идея находит выражение в печатях московского государя: с конца 15 в. на них появляется византийский герб - двуглавый орел.

"Почувствовав себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он ставил свою власть на более возвышенное основание, усвояя ей божественное происхождение". Одним из последствий объединения земель под началом Московского княжества была также перемена в положении и отношениях классов, и, прежде всего, класса боярства. Уже в удельное время Москва привлекла к себе цвет боярства со всех русских земель. Со второй половины XV в. состав боярства поменялся: в него вошло 150 новых фамилий. Возникла иерархия: боярство стало делиться на титулованные и нетитулованные фамилии. Среди титулованного боярства XVI в. утвердился взгляд на свое правительственное значение как на свое наследственное право, полученное от предков независимо от государя. Этот взгляд облекся в стройную систему служебных отношений под названием "местничество". Местничество состояло в порядке назначения родовитых служилых людей в соответствии с родственным старшинством назначаемых лиц или со службой их предков. Родственное старшинство определялось по родословным книгам, а служба предков по книгам разрядным. Таким образом, местничество давало привилегии в управлении наиболее знатным боярским фамилиям. Но оно же мешало сложению боярства в стойкий политический класс и "делало его неспособным отстаивать себя при исключительных обстоятельствах, подобных временам опричнины и самозванщины".

  1. Внутренняя политика 30-50 –х гг. XVI в. Реформы Избранной рады.

В отличие от Александра, третий внук Екатерины II либеральных склонностей и намерении не проявлял. Вступив на престол в возрасте 30 лет, после службы в армии, Николай навсегда сохранил интерес к прежней деятельности. Армейская организация была для него идеалом и образцом для организации общественной. Царь принимал активное участие в следствии по делу декабристов: присутствовал на допросах, знакомился с их идеями по преобразованию общества. В результате Николай пришел к выводу о том, что непорядки значительны и недовольство многих имело основание. Уже в

первые месяцы царствования он заявил, что сознает необходимость серьезных преобразований в России.

По приказу императора была составлена особая записка, в которую включили сведения о планах и проектах декабристов, полученных во время допросов. Наиболее значительными мероприятиями власти в 30-50 гг. XIX в. становятся:

- реформа управления государственными крестьянами;

- работа по систематизации законодательства;

- денежная реформа.

Основная заслуга в привлечении внимания царя к крестьянскому вопросу принадлежит П.Д. Киселеву. Киселев был назначен министром государственных имуществ и в этом качестве провел реорганизацию управления государственными крестьянами в 1837-1841 гг. Для них были установлены фиксированные размеры податей и набора рекрутов, открывались школы, больницы, лавки, увеличивались земельные наделы. Всего же за годы царствования Николая действовало 11 секретных комитетов по обсуждению крестьянского вопроса, и было принято большое количество законов, смягчавших наиболее тяжелые проявления крепостничества. Сам царь считал необходимым решать крестьянский вопрос постепенно, без потрясений, при помощи частных мер. Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной государственной деятельности Сперанскому. Он отказался от прежних идей трансформации самодержавной власти, считая своей главной задачей наведение порядка в законодательстве. Сперанский возглавил II Отделение императорской канцелярии, проводившее все кодификационные работы. Под его руководством были расположены в хронологическом порядке, приведены в соответствие между собой и изданы все законы, вышедшие после принятия Соборного Уложения в 1649 г. Еще одним удачным мероприятием правительства была денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным, занимавшим этот пост 17 лет.

Своей главной задачей он считал наведение порядка в денежном обращении. Внешний долг и большие военные расходы в наследство брату оставил Александр I. Канкрин ввел жесткий контроль над государственными расходами, облагал пошлинами ввозимые товары. В 1839-1843 гг. была проведена реформа, по которой в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, обменивающийся на ассигнации в соотношении один к шести. Эта реформа оказала благоприятное воздействие на экономику России. Особый взгляд на роль и обязанности монарха, присущий Николаю I, нашел свое выражение в создании специфического органа управления - Его Императорского Величества Собственной канцелярии. Дела, которые Николай считал важнейшими или трудными, требующими пристального внимания, выделялись для особого надзора из общей системы центрального управления и переводились под контроль императора. Печальную известность приобрело III Отделение императорской канцелярии, созданное для политического надзора за «состоянием и движением умов населения». Надзор осуществлялся через специально созданный корпус жандармов, находившихся в ведении III Отделения и его шефа — А.Х. Бенкендорфа. Страна разделялась на жандармские округа, во главе которых стояли генералы с большим штатом подчиненных. Они осуществляли
сыск и следствие по политическим делам, наблюдали за литературой и ведали цензурой, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, то есть реально контролировали все сферы жизни. Годы правления Николая традиционно считают временем невиданного роста бюрократизма. Стремление царя поставить по контроль все и вся, навести порядок и добиться эффективного ведения дел привели к росту числа чиновников в 4 раза. Чиновник стал важнейшей фигурой общественной жизни, бюрократия — господствующей силой общества и самым действенным орудием самодержавной власти.

Крымская война (1853-1856 гг.)

Огромную роль в развитии событий в России сыграла Крымская война 1853—1856 гг. Она была вызвана соперничеством на Ближнем Востоке европейских держав, каждая из которых, в том числе и Россия, преследовала свои цели. Так, Россия рассчитывала установить контроль над Босфором и Дарданеллами и укрепить свое влияние на Балканах. Первоначально Россия, воевавшая против Турции на два фронта, действовала успешно.

Были заняты дунайские княжества, а в ноябре адмирал Нахимов разбил турецкий флот в Синопской бухте. Но вмешательство Англии и Франции, не желавших усиления влияния России в европейских делах, изменило ситуацию к худшему. В марте 1854 г. они объявили войну России. Основные боевые действия развернулись в Крыму. Осенью 1854 г. союзники высадили десант у Евпатории и начали наступление на главную военно-морскую базу - Севастополь. Военные действия велись также на Балтийском море, на Белом море у Соловецкого монастыря, у Петропавловска-на-Камчатке, а также на Кавказе и Балканах. Но именно ситуация, сложившаяся в битве за Севастополь, предопределила исход войны. Осада города продолжалась 11 месяцев, 45 000 гарнизоном командовал адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели - Нахимов и Истомин. Слабо защищенный с суши, город был превращен в неприступную крепость, решающий штурм города состоялся 27 августа. После потери господствующей высоты Малахова кургана - защитники оставили город. Лишь падение турецкой крепости Карс в ноябре 1855 г. уравновесило соотношение сил и были начаты мирные переговоры. Они завершились подписанием в Париже в марте 1856 г. крайне невыгодного для России договора. По условиям Парижского мира Россия лишалась права держать военный флот на Черном море строить укрепления на побережье; теряла южную часть Бессарабии и устье Дуная; утратил право покровительствовать Сербии и Дунайским княжествам.


Поражение в Крымской войне остро поставило вопрос о его причинах, и прежде всего об уровне военной и экономической отсталости России от передовых европейских стран. Так правительство вновь оказалось у исторической развилки.

Как было сказано выше, в 1545-1547 годах было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, принял титул «царя».

Последовательные неудачи попыток различных «боярских партий» навсегда утвердиться у верховной власти. Недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола. Недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». « ...Выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада». Ключевский В.О., «Русская история», стр. 483.

Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов. Следовательно, никто не боялся, что они захватят власть.

Итак, на политическую авансцену времен «Избранной Рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий Алексей Федорович Адашев. Помимо них в «Избранную Раду» вошли князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии.

Мнения ученых расходятся вопросу о целях данного кружка и о людях, в него входивших.

Платонов утверждает, что это была компания бояр, объединившихся с целью овладеть московской политикой и править ей по-своему, то есть «Избранная Рада» выражала интересы входивших в нее людей. « ...Частный кружок, созданный временщиками для их целей, и поставленный ими около царя не в виде учреждения, а как собрание «доброхотающих» друзей».

Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития. Возникла «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало.