Файл: Монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Понятие конкуренции, ее разновидности и роль в рыночной экономике. Причины возникновения монополизма. Плюсы и минусы монополизма. 3

Глава 2. Различные виды монополий. Формы монополистических союзов. 7

Глава 3. Антимонопольное регулирование в мире и в России. Антимонопольное законодательство. 13

Заключение 20

Список литературы: 21

Введение


Тема монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже XIXXX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое распространение по ряду причин. В XVXVII вв. в Средневековой Европе увеличивается количество ремесленников, которые в последствии объединяются в цехи. Они защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников и боролись за доступ к управлению с верхами города. Но в XVIIIXIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции, это было вызвано неспособностью цехов совершенствовать продукцию, расширять производство, обучать высококвалифицированный персонал. Но конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути к монополизации торговли. Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Отсюда возникает вопрос: можно ли контролировать это движение, да и нужно ли? В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Глава 1. Понятие конкуренции, ее разновидности и роль в рыночной экономике. Причины возникновения монополизма. Плюсы и минусы монополизма.



Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к продаже свои товары. В более широком плане конкуренция распространяется на соперничающие в борьбе за покупателей, за сбыт товаров на рынке целыми отраслями, регионами, странами. Конкуренция представляет самый сильный способ возбуждения субъектов хозяйственной деятельности. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен. Строго говоря, вне конкуренции подлинно рыночная экономика не способна существовать, рынок вырождается как таковой, если на нем разные продавцы не обладают возможностью выставить на продажу близкие по виду товары.

Адам Смит впервые высказал утверждение о ключевой роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

В дальнейшем произошло расчленение общего понятия «конкуренция» на две его разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение следующих условий:

  1. наличие на рынке столь большого количества конкурирующих продавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же товар у других продавцов;

  2. свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей (отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);

  3. отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;

  4. доступность для каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении товара.

Идеальный рынок, соответствующий указанным условиям, представляет своеобразный эталон, мысленную конструкцию, так что совершенную конкуренцию можно считать абстрактной моделью, к которой в той или иной степени способен приближаться реальный рынок.



Несовершенная конкуренция, как явствует из ее названия, представляет вид конкурентной борьбы в условиях, заметно отличающихся от тех, которые характеризуют совершенную, чистую, идеальную конкуренцию. Свободная конкуренция как особый тип рыночной структуры есть своеобразный символ экономичес­кой свободы, гарант обеспечения высокой экономической эф­фективности. Противоположностью выступает несовершенная конкуренция, которая, тем не менее, не лишает возможности обеспечить в отрасли «эффективную» конкуренцию.

В условиях несовершенной конкуренции некоторые хозяй­ствующие субъекты обладают определенными преимущества­ми. Стремясь их сохранить, они доминируют или господству­ют на рынке отраслевого продукта, формируют общие условия реализации продукта. Заполучить доминирующее положение на рынке хотели бы многие. Но проще всего это сделать крупному хозяйствующе­му субъекту, располагающему современной технологией и поставляющему на рынок основную массу продукта. Появление крупного хозяйствующего субъекта происхо­дит на основе концентрации производства. Данный процесс во многом имеет объективный характер, отражает эффективный внутренний рост предприятия.[2, c.14-15]

Концентрация производства – сосредоточение всё большей части средств производства, рабочей силы и выпуска продукции на крупнейших предприятиях.[1, c.654]

Вместе с тем оказывается, что ситуация доминирования мо­жет возникнуть, если определенная группа предприятий догово­рится об условиях хозяйствования и заключит специальное со­глашение, создаст объединение или монополию. Во многом такая централизация производства также имеет объективный характер. Экономическая интеграция способствует сокращению непроизводительных расходов, улучшает координацию, что осо­бо важно для современного производства. Своеобразным оли­цетворением такой экономической интеграции выступает обра­зование холдингов, финансово-промышленных групп и др.

В условиях несо­вершенной конкуренции, доминирующего положения того или иного предприятия, дальнейшего укрупнения предприятий и сокращения об­щего перечня конкурентов складывается монополизм. Монополизм есть совокупность экономических отноше­ний, при которых крупный хозяйствующий субъект обладает особой рыночной властью, стремится разными способами ее сохранить, использует ее для получения определенных выгод и преимуществ. Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации.[1, c.58]


Минусы монополистического рынка:

  1. завышенные цены. Если речь идет о предпринимательской монополии, никто не вправе диктовать бизнесу, какую торговую наценку ему устанавливать. И часто она в десятки раз выше, чем могла бы быть в конкурентной среде;

  2. отсутствие стимула повышать качество товара. В этом просто нет смысла: если покупатель нуждается в услуге, он ее гарантированно приобретет, так как альтернативы не существует;

  3. создание искусственного дефицита. Чтобы оправдать завышенные цены, монополист может снизить объем производства. Спрос на уникальные товары растет, а компания-лидер вновь получает сверхприбыль.

Присутствие лишь одной компании на рынке – ситуация неблагоприятная не только для потребителей. Молодые фирмы даже при наличии новаторских разработок и более лояльной ценовой политики просто не имеют возможности занять свою нишу. Монополии вытесняют их с рынка любыми законными и незаконными методами. Как итог: отсутствие развития отрасли в целом и негативное влияние на экономику государства.

Плюсы монополии:

  1. единые стандарты производства. Добросовестные предприниматели все же мыслят в глобальных масштабах и действуют на перспективу. Во многих корпорациях разработаны единые стандарты качества, за выполнением которых следят на каждом этапе производства. В результате потребитель больше не покупает «кота в мешке», а его представления о товаре полностью соответствует реальности;

  2. возможность оптимизации производства. Автоматизированные технологические линии, увы, в силу своей дороговизны не доступны малому бизнесу. Поэтому удовлетворить огромный спрос на стандартизированные товары могут лишь крупные игроки. Они ускоряют процесс производства, наращивают объемы, тем самым не допуская дефицита. Результат: снижение цены для конечного потребителя;

  3. участие в научных исследованиях и разработках. У монополий есть все, чтобы положительно повлиять на развитие отрасли: огромные финансовые возможности, лучшие специалисты, часто – протекция государства.[5, c.21]

Глава 2. Различные виды монополий. Формы монополистических союзов.


Монополия (от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения. Иными словами, монополия в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий: собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.


К основным признакам монополии следует отнести следующие:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

  3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher).

  4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

  5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

По происхождению выделяют такие виды монополий, как:

  1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т.д.). В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами. Естественная монополия возникает и существует закономерно, по объективным условиям. Например в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

  2. Искусственная монополия. Если объективных причин для установления лидерства в отрасли нет, но конкуренция отсутствует, это монополия рукотворная, или искусственная. Создать ее можно несколькими путями. Например, просто скупив все мелкие фирмы на взлете. Или разработав уникальное оборудование, которого больше нет ни у кого. Поспособствовать возникновению искусственной монополии может государство при помощи льгот или субсидий, выдачи лицензии одному-единственному игроку, предоставления выгодных займов под гарантии государства или освобождения от уплаты налогов. Примером искусственной монополии может служить компания “Мосгортранс”. Несмотря на более высокие тарифы, чем у единичных мелких перевозчиков, отсутствие стремления обновлять автопарк и многочисленные жалобы перевозчиков, фирма вот уже много лет остается монополистом исключительно, благодаря содействию городских властей.