Файл: Монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды монополий по способу формирования:

  1. Экономическая монополия. Изначальная цель руководства таких компаний – достижение эффекта масштаба. И пусть для этого придется объединиться с конкурентами, поглотить неэффективные фирмы, потратив на это миллионы, а то и миллиарды рублей. Главное, результат: выгоды слияния, синергия, сверхприбыль и господство в своей отрасли.

  2. Организационная монополия. Если предыдущий способ предполагает официально узаконенные слияния, организационная монополия чаще действует хитрее. Юридически хозяйственные субъекты остаются независимыми, но по сути они ведут единую политику развития, удерживают цены на нужном уровне, разделяют регионы сбыта. Это те самые тресты, синдикаты, картели, которые в современном обществе получили названия холдингов и финансово-промышленных групп.

  3. Технологическая монополия. Самый благородный и уважаемый в обществе путь достижения лидерства в отрасли – создать уникальный продукт или разработать новую технологию. Технологическая монополия – образование хрупкое. Редко когда срок ее существования насчитывает больше 2-3 лет. Проходит мода на вчерашнюю новинку, появляется достойный товар-заменитель или конкуренты представляют миру еще более совершенную модель.




Виды монополий по защите от конкурентов:

  1. Открытая монополия. Это результат усилий самой компании: заключение договоров слияния, изобретение новаторской технологии, умелое использование маркетинга, вывод на рынок продукта-новинки. К сожалению для владельцев, такая монополия всегда носит временный характер: в любой момент конкурент может выпустить заменитель или полноценный аналог продукта, дождаться завершения срока действия патента, объединиться с другими компаниями в борьбе против лидера. При этом фирма-монополист никак не защищена от подобной ситуации. Тем не менее, именно открытая монополия приносит, пусть и в кратко- или среднесрочном периоде компаниям заветные миллиарды.

  2. Закрытая монополия. Ее существование, как правило, поддерживает государство, ограждая от любого посягательства конкурентов. Примеры закрытой монополии – ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время. Вместе с тем закрытые монополии чаще всего не приносят сверхприбыли: взамен исключительных прав государство сохраняет контроль и в отношении уровня цен, и в отношении нормы прибыли.


Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними – в широте соглашений участников и «плотности» их объединения. Так, наиболее простая и до сегодня распространенная форма – картель. Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).

Однако цивилизованный мир стремиться ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней). Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости». Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары устанавливается «система связанных цен»: на основной продукт цена относительно невелика (для стимулирования сбыта), а на сопутствующий – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли).

Вторая, более тесная форма союза – синдикат. В нем, как и в картеле, тоже  обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается). Например, создавшие синдикат изготовители кефира могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз – трест. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жестким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополиями в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.



Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.

Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый холдинг (от англ. hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности, прежде всего за счет гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.

В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество). Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).

Глава 3. Антимонопольное регулирование в мире и в России. Антимонопольное законодательство.


В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Антимонопольное регулирование — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий.

Монопольная власть может представлять опасность связанную с неоправданным завышением цен на продукцию монополий и чрезмерным занижение цен на сырье для фирмы монополиста. Для большинства монополий свойственны тенденции к бюрократизации и неэффективности (когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек). Для монополистического рынка характерна неэффективность в распределении ресурсов. Влияние монополий может усиливать дифференциацию доходов, что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество и чревато социальными конфликтами. В силу всего перечисленного в развитых странах существует антимонопольное регулирование экономики.


Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно свести к трем группам мер:

Первая группа мер — административно-правовое воздействие в виде:

- запрета монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

- роспуска существующих монополистических объединений;

- расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

Вторая группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

- преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

- преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товаров путем использования рекламы;

- запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.

Третья группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

- использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

- поощрение выпуска товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

- расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта; распространение научных и технологических знаний.

В странах Запада государство активно регулирует хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике, а также снизить негативное воздействие на общество. Основой подобного регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. В широком смысле антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.


 Антимонопольное законодательство делится на 2 типа:

1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.

Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства.

Антитрестовые законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм. Антикартельные законы противодействуют сговорам фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.

Во многих странах применяются законы, которые ограничивают недобросовестную конкуренцию. К ней относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм, распространение ложных сведений или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; некорректное сравнение товаров при рекламе; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа, места изготовления товара; обман потребителей.[7, c.103-104]

Кроме того, антимонопольные законы противодействуют монополистической практике. К ее методам относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, изъятие товаров из обращения, а также ограничение и прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита, предварительный сговор об искусственном снижении, повышении, поддержание уровня цен, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условия реализации, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию.[4, c.111]

Таким образом, комплексом экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка является государственное антимонопольное регулирование, которое осуществляет деятельность с помощью административно-правового, административно-экономического и экономического воздействия.