Файл: Монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антимонопольная политика в России представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Практика демонополизации потребовала выработки антимонопольного закона в России. Этот закон – «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – был принят в 1991 г. и преследует следующие цели:

а) определение организационных и правовых предупреждений, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

б) обеспечение условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение, если ее доля на рынке превышает 35%.

Величина данной доли ежегодно устанавливается Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП), который был создан в 1991 году.

В 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается:

а) обязательное декларирование повышения свободных цен;

б) государственное регулирование цен;

в) обязательное предоставление статистической отчетности об объеме производства в натуральном выражении, об удовлетворении спроса на рынке сбыта, о показателях качества продукции.

Демонополизация в России в условиях современных рыночных реформ стала новым историческим опытом осуществления антимонопольной политики в период становления рыночного хозяйства.[8, c.41]

Согласно государственной политике основными направлениями демонополизации и содействия развитию конкуренции в РФ являются:

– развитие товарных рынков и конкуренции, ограничение монополистической деятельности;

– контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

– контроль за крупными продажами и покупками акций, ко­торые могут привести к доминирующему положению хозяйст­вующих субъектов (не может быть признано доминирующим по­ложение хозяйствующего субъекта, доля определенного товара которого на рынке не превышает 35%);

– предоставление льготных кредитов, а также уменьшение на­логов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;


– финансирование мероприятий по расширению выпуска де­фицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совме­стных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Государственное воздействие на «установленных» монополистов не должно ограничиваться мерами регулирования. При известных допущениях оно должно стремиться к преодолению этих монополистических формирований в сферах их деятельности конкурентных отношений. Основные направления такой политики состоят в следующем:

– создании противозатратных механизмов регулирования цен на продукцию монополистов;

– регулировании их инвестиционных программ;

– поэтапном прекращении практики перекрестного субсидирования групп потребителей;

– выделении монополий производств, не относящихся к числу монополистов;

– поэтапной либерализации цен на продукцию «установленных» монополий;

– организации контроля за финансовыми потоками в сфере таких монополий.

Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики.[6, c.27]

Для антимонопольного регулирования экономики прежде всего важна итоговая оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках и ее эффективное использование. Сопоставление и анализ количествен­ных и качественных показателей, характеризующих структуру то­варного рынка, позволяет более точно определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый товарный рынок, и оценить степень развитости (или неразвитости) конкуренции на нем.

В России рассматриваются два варианта антимонопольной политики:

  1. Первый – предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку. Заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

  2. Второй – представляет путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного косвенного регулирования и саморегулирования. Предполагается создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.


В переходный период регулирующее воздействие государства должно быть сконцентрировано на расширении конкурентной базы. Главной заботой должно стать обеспечение условий для расширения предпринимательской базы и ротации фирм посредством поддержки малых предприятий, а также снижения барьеров для проникновения в отрасль. Это достигается путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов и инвестиционной политики. Именно пороговые барьеры входа в отрасль чаще всего становятся препятствием для возникновения новых предпринимательских структур и, следовательно, развития конкуренции.

Заключение


Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

Список литературы:



  1. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2016. – 720 с.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015 – 544с.

  3. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 384 с. — (Высшее образование).

  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2016. – 456 с.

  5. Что такое монополия в экономике, какие виды существуют и чем она опасна + наглядные примеры, В. Рублев 2017

  6. Государственное регулирование национальной экономики : учеб. пособие / под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2018. - 653 с.      

  7. Капканщиков, С. Г.  Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / С. Г. Капканщиков.- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2015. - 518 с.

  8. Оводов, А. А. Публично-правовое регулирование антимонопольной деятельности в России / Оводов Антон Алексеевич // Административное право и процесс, 2015- 56c.

  9. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. – М., 2016 – 544с.

  10. Бадмаев, Б. Г. Генезис правового регулирования недобросовестной конкуренции / Б. Г. Бадмаев // Финансовое право, 2017. - 97c..