Файл: Социальные концепции в Древнем Китае.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Кафедра
РЕФЕРАТ

На тему: «Социальные концепции в Древнем Китае»


Дисциплина: История социологии

Ф.И.О студента: Ложникова Маргарита Александровна

Социология экономики и маркетинга

Номер группы: СЦ202

Номер зачетной книжки: 220298

Проверил: Ровбель Светлана Владимировна — доцент, канд. эконом. наук

Новосибирск


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 История возникновения социальных концепций в Древнем Китае

4

2 Содержание социальных концепций Древнего Китая

2.1 Конфуцианство

2.2 Даосизм

2.3 Легизм

7

7

9

10

3 Значение социальных концепций Древнего Китая для китайского общества


12

Заключение

Список использованных источников

14

15



ВВЕДЕНИЕ
За пять тысячелетий исторического этапа существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Обретя рождение в качестве простой фиксации событий с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С появлением развитой социально-философской мысли, социальное знание от чисто фактологического, по своему характеру, переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и античности.

Именно в Древнем Китае возникли школы социальной мысли, имеющие целью не только понять, что происходит в обществе и государстве, но и использовать полученные знания в целях эффективного управления социальными процессами. К числу этих школ можно отнести конфуцианство, даосизм, легизм.


Несомненно, данная тема актуальна, поскольку социальные концепции Древнего Китая привели к становлению современной социологии, а также являются великим достижением общественной жизни.

Цель данной работы – рассмотреть основные социальные концепции Древнего Китая, а также их основные принципы и идеи.

В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

  1. Проанализировать причины возникновения школ социальной мысли в Древнем Китае;

  2. Охарактеризовать основные идеи социальных концепций в Древнем Китае;

  3. Оценить влияние социальных концепций Древнего Китая на китайское общество.

1 История возникновения социальных концепций в Древнем Китае
Китайская философия в основном состоит из социальных частей. Проблема социального порядка – главная для нее, и различные китайские школы предлагали разные способы установления и обоснования этого порядка.

Китайцы были озабочены социальным порядком в силу особенностей становления своей цивилизации. Суть заключается в том, что у китайского общества не было развитого мифа о богах. Вместо мифа о богах сложилось мифологическое предание о первом правителе – Шан-ди, потом Хуанди, который и установил главные правила жизни. Самые древние священные книги Китая – это Шу цзин, исторические документы, предания, Ши цзин, песни, гимны мудрым правителям, благодаря которым люди живут, трудятся и радуются жизни, И цзин, книга гаданий.

Возникновение Китая связано с появлением в середине II тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхе народа шан, который покорил другие племена и создал первое шанское царство. Сохранившиеся письменные свидетельства эпохи Шанской династии – это многочисленные надписи на гадательных костях, которыми служили черепашьи панцири и бараньи и бычьи лопатки.

Эти надписи предполагали иное взаимоотношение шанцев с окружающим миром, нежели это было принято в других цивилизациях. Там были высокоразвитые мифологические комплексы с несчетным множеством богов, особенно у индийцев. У них были длинные списки богов, которые жили среди людей в посюстороннем мире. За людьми приглядывали, помогали им, наказывали. У шанцев вместо них был первопредок, родоначальник династии Шанди. Он возглавлял всю вереницу умерших предков. Именно к этим самым предкам, легендарным властителям прошлого шанцы обращались за советами в своих делах. То есть правители шанцев устраивали гадания так же, как и теперь это люди некоторые делают. В результате гаданий они получали советы, поддержку в своих планах, проектах: что где строить,
кого завоевывать, наказывать и т.д. Больше для успеха в делах им ничего не требовалось.

Таким образом, шанцы изначально были, по сравнению с египтянами или шумерами, чрезвычайно прагматичными людьми. Само гадание, по сути, чрезвычайно практическое дело.

Первые исторические записи и документы появились уже в царстве Чжоу. Чжоу – периферийный немногочисленный народ, в XI до н.э. он в союзе с другими народами победил шанцев в бою и захватил всю территорию царства Шан-Инь. Для того чтобы обосновать свое право на управление огромным количеством различных племен и народов, чжоусцы должны были придумать, почему теперь это право перешло к ним, обосновать легитимность своей власти.

Они написали историю, придумали существовавшую еще до шанцев династию Ся, о которой шанцы, судя по всему, не имели представления. Придумали легендарных правителей, показавших образцы мудрого управления, и обосновали смену династий единой общей причиной: правители нарушают вековые обычаи и нормы, совершают ужасные поступки. Эти поступки перечислялись: они пьянствуют, развратничают, грабят и убивают людей. Поэтому Небо их наказывает рукой других людей. Людей правильных, готовых и умеющих следовать образцам мудрого правления древних правителей.

Каждый правитель от своих предков наследовал «дэ»– «благодать», «жизненную силу», которая создает и преобразует все вокруг. Этим «дэ» наделены правители от рождения. Именно поэтому они властвуют, а остальные им покоряются. Более того, поскольку они имеют контакт сначала через гадания, а потом через книги с древними, мудрыми правителями, они знают «дао». «Дао» – это путь, верный путь управления, и потому остальные должны им подчиняться. Все должны быть им покорны.

Китайская книга песен Ши цзин сохранила множество гимнов, рассказывающих о чудесном влиянии правителя – «вана» – на любое предприятие.

Ван олицетворял могущество многочисленных предков-правителей, и пока следовал их примерам, образцам, народ, государство осенено благодатью, спокойствием и порядком.

Это традиционный подход, очень похожий на подход египтян или вавилонян, но с той лишь разницей, что за спиной правителя нет многочисленных богов, а есть божественные предки-правители
, которых он представляет.

До тех пор, пока с государством Чжоу было все в порядке, сомнений в правильности традиций не возникало, не требовалось иного обоснования права на управление. Но царство Чжоу постепенно клонилось к упадку. На месте единого государства появились десятки владений, и между ними начались войны за гегемонию со всеми положенными несчастьями, и все это на сотни лет.

Все это стало почвой для сомнений и вопросов о разрушении общественного порядка, процессе и способах его восстановления, а также о возможностях его последующего установления и укрепления.

Первым подобные вопросы поставил Конфуций в VI в. до н.э. и попытался найти на них ответы. Далее возникли даосизм и легизм.

Таким образом, можно сказать, что основной причиной возникновения социальных концепций в Древнем Китае стал период упадка и раздробленности государства, поскольку именно в этих условиях древнекитайские мыслители задались вопросом о способах восстановления социального и общественного порядка на территории Китая.


2 Содержание социальных концепций Древнего Китая
Расцвет древнекитайской философии пришелся на исторический период Сражающихся Царств (V—III вв. до н.э.). Эту эпоху характеризует непрекращающаяся конфронтация на всех уровнях социальной системы — от противостояния между княжествами до внутриклановых междоусобиц. Одним из моментов конфронтации внутри древнекитайского общества стал раскол некогда единого идеологического поля и появление множества философских направлений. Данный период также имеет название периода «Сто философских школ». На самом деле школ численно было значительно меньше. Так, знаменитый историк династии Хань Бань Гу перечисляет девять философских школ — конфуцианство, легизм, даосизм, моизм, школа иньян, номинализм, школа дипломатов, школа военных законов и школа земледельцев. Среди вышеперечисленных философских школ, как правило, выделяют четыре наиболее значимых: конфуцианство, даосизм, легизм.
2.1 Конфуцианство
Конфуцианство - древнейшая школа социальной мысли, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), главным источником учения - произведение Лунь Юй (« Беседы и суждения»).

Во II в. до н.э. конфуцианство в Китае получило статус государственной идеологии, который сохраняется и по сей день, однако с различными изменениями [3, с. 169].


Конфуцианство представляет собой совокупность учений и доктрин, которые возникли в результате перехода к новой системе мышления, центром которой был уже не мир духов, а человек. Поэтому правомерно говорить, что конфуцианство - это порождение и воплощение всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации [2, с. 101].

Социальная концепция Конфуция была направлена на преодоление разлада между мелкими монархиями, конфликты которых приводили к дезорганизации общественной жизни. В центре его философско-этического учения находились проблемы человека, его умственного и духовного развития, места и роли в обществе, в мире. Ведь хотя человек – одна из «10 тысяч вещей», в то же время именно он является наиболее ценной из всей мирской «тьмы вещей», а по Конфуцию «из рожденных между Небом и Землей, человек является самым ценным» [5, с. 535].

Конфуций разработал концепцию идеального человека («цзюнь-цзы»), благородного мужа, которым становятся не благодаря происхождению или общественному положению, а в результате достижений высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности, сыновней почтительности. Важную роль в конфуцианстве играл принцип «ли» – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой норм и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества.

Конфуций полагал, что судьба человека определяется Небом, а значит деление людей на «благородных» и «низких», «вышестоящих» и «нижестоящих» не является постоянным, оно изменчиво. При этом «государь всегда должен быть государем, поданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном». Последнее отражало стремление сохранить стабильность, устойчивость развития общества, жизни человека и социума, сохранять существующий порядок общественной жизни [5, с. 536].

Социальный характер и система образования конфуцианского чиновничества определили его идеализированное представление о социально-экономической политике, а именно о «золотом веке» в прошлом, когда страной правили мудрецы, народ жил в довольствии и спокойствии, в отношениях между людьми царил строгий порядок и ценилась добродетель. Возврат к этим порядкам старины с их девизом «государствоэто большая семья» стал знаменем учения Конфуция. В этом социально-этическом учении со всей очевидностью обнаруживают себя уже достаточно развитые представления о человеке и социуме, единстве и различиях общественного и природного, духовного и материального.