Файл: Социальные концепции в Древнем Китае.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Идеи Конфуция сыграли определенную роль в развитии социального мышления, культуры человека, оказали серьезное влияние на соседние страны, мировое социально-нравственное развитие.
2.2 Даосизм
Даосизм – традиционная китайская религия и одно из главных направлений социальной мысли, возникшая еще в IV–Ш вв. до н. э.

Принципы и основное содержание этого учения изложены в книге Лао-цзы «Дао де цзин». Главное исходное понятие в нем «дао», означающее сущность и первопричину мира, источник его многообразия и жизнестойкости, «матерь всех вещей» и некий естественный «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди [5, с. 536].

Китайской духовной традиции свойственна не только «коллективистская модель человека», но и «индивидуалистическая», наиболее полно представленная даосизмом. Если для конфуцианцев человек представлялся, прежде всего, существом социальным, для даосов главное в нем, было – начало природное.

Согласно даосскому учению, человек обладает как бы двумя натурами. Одна – естественная, порождаемая и детерминируемая Дао-Единым (а поэтому истинная), другая – искусственная, порождаемая и детерминируемая страстями, свойственными человеческому эго (и оттого – ложная) [5, с. 536]. Исходя из этого, идеальным человеком считается тот, в котором истинная натура возобладает над ложной.

Данное направление религиозно-социального, бытового массового сознания содержало и содержит элементы социального знания, определенного социологического мышления. Без осмысления этого явления в социокультурной жизни стран Востока невозможно понимание культуры социальной жизни азиатских обществ, специфики становления здесь социологического мышления.
2.3 Легизм
Легизм является первой правовой, а также одно из первых социальных концепцией в древнем Китае.

Легизм или «школа законов» теоретически обосновывал необходимость деспотического управления обществом, государством, признавал закон высшей ценностью [1, с. 189].

Это учение школы фацзя («законников») послужило мощной идеологической опорой крупных земельных собственников и городских богачей, т.е. новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э.

Законники были сторонниками установления государственных законов для преобразования общества.

В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключений даже для самого правителя.


Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и совесть заменили страхом.

Легизм повлиял на процесс реформирования Циньского царства, затем завоевание им всех остальных и создание империи Цинь. Согласно данной теории в новой империи уничтожались стяжатели и конфуцианцы жестоко и беспощадно.

Одновременно с устранением главных препятствий вводились единые законы для всей новой Китайской империи. Этими законами были установлены: единые деньги, единая система мер, новая письменность, единая система социальных рангов, единая администрация, единая система государственного и общественного контроля за каждым подданным и т.д.

Само пространство империи было отгорожено от Степи Великой китайской стеной. Данный процесс длился около 15 лет, что являлось очень быстрым процессом создания единого китайского государства как пространство для формирования единого общества.

Поскольку социально-политические принципы легизма были воплощены в эпоху империи Цинь, это выразилось в преследовании всех инакомыслящих, сожжении конфуцианских и прочих книг, введении жестоких карательных законов и массовых принудительных работ. После распада империи Цинь "школа закона" объединяется с конфуцианством, создавая синтез ритуала «ли» и закона «фа».


3 Значение социальных концепций Древнего Китая для китайского общества
Все социальные концепции Древнего Китая привнесли большие изменения в китайское общество.

Конфуцианство до XX века в течение долгого времени считалось основной религией Китая. Во время правления многих китайских династий именно конфуцианство считалось государственной религией. На основе конфуцианства строилась вся система государственных взаимоотношений в Китае. Само это учение имело четкую социально-политическую направленность. Оно способствовало укреплению власти императора и позиций чиновничьего аппарата.Начало формы

Даосизм, первоначально являясь религиозным направлением, оказал на уже сформировавшиеся представления китайцев о мире, раскрытые в конфуцианстве, а позднее в буддизме. Немаловажное влияние даосизм оказал на литературу и искусство, что проявилось в использовании идеала даосской веры – быть нестареющим и бессмертным.


Даосизм оказал влияние на внутреннюю политику Китая. Многие последователи даосизма участвовали в политической борьбе правящих классов, давая советы в политических и военных делах. Руководители крестьянских восстаний использовали идеи даосизма для объединения людей против власти правящих классов [7, с. 154].

Легизм, являясь правовой концепцией, после признания и введения его в систему управления позволил Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории. При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

В обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Таким образом, каждая социальная концепция оставила след в истории Древнего Китайского общества, что сказывалось на его развитии, как в негативном, так и в позитивном ключе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальные концепции в Древнем Китае возникли из-за необходимости установить общественный порядок в государстве в период раздробленности.

Самой первой и основной концепцией считается Конфуцианство. Конфуций представил первое учение, в центре которого находился не мистический мир, а человек. Созданная им социальная модель личности оказала большое влияние на формирование характера нации, на ее духовную жизнь.

Далее возник даосизм, основной мыслью которого было срединное положение человека в мире, поскольку в нём сочеталось природное и общественное, где главным считалось природное.

Легизм содержал в себе в основном правовые аспекты, согласно которым государство выходило на первый план.

Конфуцианство и легизм исходили из того, что человек — существо общественное. Конфуций считал, что стремление сохранить свою личную чистоту ведет к разрушению основы человеческих взаимоотношений. Легисты на первое место выдвигали государство. Представители этих школ никогда не выражали сомнения в том, что место человека — в обществе, среди ему подобных, и по отношению к обществу он должен выполнять определенные обязанности. Даосизм же рассматривал общество как некое зло и призывал человека, вернуться к природе.

Таким образом, можно сказать, древнекитайские мыслители выработали два противоположных взгляда на человека. Согласно одному из которых он должен слиться с обществом и семьей, согласно другому он должен слиться с природой и быть отшельником.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Бичехвост А.Ф. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-mysl-drevnego-kitaya (дата обращения: 25.11.2022). С. 189-195.

  2. Долгих О. Конфуцианство: традиции и современность // Вестник ЧелГУ. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianstvo-traditsii-i-sovremennost (дата обращения: 24.11.2022). С. 101-110.

  3. Захаров Михаил Юрьевич, Комарова Анна Алексеевна, Крыштановская Ольга Викторовна Конфуцианская социология управленческого знания // Вестник ГУУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfutsianskaya-sotsiologiya-upravlencheskogo-znaniya (дата обращения: 25.11.2022). С. 169-172.

  4. Кудеев, А. В. Влияние конфуцианства и легизма на право Китая / А. В. Кудеев // Наука и мир. – 2019. – № 5-1(69). – С. 70-74. – EDN GVXFJQ.

  5. Култыгин, В. П. Специфика становления социального знания в Китае / В. П. Култыгин, Б. Цыбикова // Безопасность Евразии. – 2004. – № 2(16). – С. 533-542. – EDN RDPRMF.

  6. Лян Минь Янь Теории государственного управления в правовых учениях Китая // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2012. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-gosudarstvennogo-upravleniya-v-pravovyh-ucheniyah-kitaya (дата обращения: 25.11.2022). С. 26-30.

  7. Чэ Тунбо, Цзоу Хун Влияние постулатов даосизма на развитие китайского общества // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-postulatov-daosizma-na-razvitie-kitayskogo-obschestva (дата обращения: 27.11.2022). С. 154-159.