Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


41.Поэтологические особ-сти историч романтич романа 19 в

Значительный вклад в развитие истор романа внесли Ф.Купер, В.Скотт, В.Гюго. В.Скотт – создатель истор рома-на. Его историч роман стал не просто продолжением литерат традиций пред-шествующего периода, а новаторским синтезом искусства и историч науки. Писатель обдумал эстетику данного жанра, отталкиваясь от популярных в его время готического и антикварного рома-нов, перенимая драматизм повествова-ния, местный колорит, умение воссоз-давать подлинность материального мира эпохи. В романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Определенный настрой создают характе-ристики места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь и т.д.). Контекст истор романа Скотта расширяется за счет введения в повест-вование пейзажа. Большое значение в его романах имеет диалог, позволяющий представить эпоху, обстановку. В шотландских романах («Пуритане», «Роб Рой» и др.) особую роль играет местный диалект, подчеркивающий националь-ность героев и характеризующий их обы-чаи, нравы. Речь персонажей отличается от речи автора, который не отождест-вляет себя с героями произведения. Лучшим образцом романтического исторического романа во Фр-и стал «Собор Парижской богоматери» В.Гюго. своеобразие этого произведения в том, что, показывая средневековую франц жизнь, писатель совсем отказался от изображения реальных историч событий, чтобы они не мешали свободному воспроизведению истории. По этой причине король Людовик 13-й, кардинал Бурбонский оттеснены на втор план вымышленными персонажами. Черты романтизма в «Соборе…»: резко противопоставлены полож и отриц характеры, неожиданное несоответствие внешнего и внутр содержания челов натуры, воссоздан местный колорит (наряд Эсмеральды, плащ Фролло и т.д.). Лексика романа соответствует языку, на котором говорили в 15 в. Гюго исполь-зует сравнения, метафоры, антитезы и др. изобразит. средства. Американским В.Скоттом называли Ф.Купера, творч-во которого проникнуто нац духом. Его лучшим истор романом явл-ся роман «Шпион», повествующий о борьбе амер колонистов против англ господства. Писатель показывает подлинных героев америк истории – это люди из народа, такие как Гарви Берч. Высшее дости-жение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке. Все 5 романов – это худ история америк фронтира (frontier – подвижная граница между цивилизованным восто-ком Америки и неосвоенными запад-ными территориями), история движения амер нации с востока на запад. Главная задача Купера – акцент на миссии амери-канцев (Натти Бампо – самое положи-тельное начало). Купер показывает индейцев не как людей второго сорта, а как положительных героев, храбрых, мужественных людей.


1. Західноєвропейське Середньовіччя як культурна епоха: загальнокультурний та літературний аспекти.

Период европейского Средневековья хронологически начинается с момента краха Западной Римской империи, разложением родо-племенных отношений, и заканчивается утверждением феодального строя в XII-XIV вв. Зарождение и развитие лит-ры Средневековья определяется взаимодействием 3 основных факторов: традицией народного творчества, кульутрных воздействий античного мира и христианства. Периодизация лит-ры Средневековья зависит от истор. процессов, которые имели место в это время в Европе: 1) Раннее Средневековье (IV-X вв.) – период распада родового строя и зарождение феодальных отношений (в лит. отношении тут господствуют разные формы фольклора и героическая эпическая поэзия, саги). 2) Зрелое Средневековье (эпоха развитого феодализма) – XI-XIII вв. Это период развития и становления феодальных отношений, господства дворянства и римско-католической церкви. В этот период происходит формирование письменных литератур: клерикальной, рыцарской и городской; переживают свой расцвет оригинальные жанры средневековой драматургии: мистерии, фарс. 3) Позднее Средневековье (XIII-XIV вв.).

2. Типологічні та національно-своєрідні риси класичного епосу Середньовіччя.

Классический эпос, характерный для раннего Средневековья, представлен эпосом: 1) Кельтов. 2) Скандинавии. 3) Англосаксов. 4) Светской и клерикальной лит-ры, написанной латинским языком.

1) Ирландские саги своеобразны, так как они сложились не в стихах, а в прозе. Существуют 2 цикла скел – уладский и фенниев (северный и южный). Главные герои уладского цикла: король Конхобар, который якобы правил Северной Ирландией, и его племянник Кухулин. Кухулин вел долгую войну с королевой Медб и ему пришлось драться со своими бывшими близкими друзьями – учителем Фергюсом и школьным товарищем Фердиадом (подобно Ахиллу и Зигфриду он был неуязвим). Главный герой южного цикла – Финн, предводитель фенниев-воинов-мстителей.

2) Исландские скальды несколько позднее начали писать саги, чем филиды и под их влиянием. «Старшая Эдда» - поэзия скальдов и «Младшая Эдда» - сборник мифологических и исторических пересказов, написанный исландским историком Снорри Стурлусоном. Сюжеты «Старшей Эдды» близки к немецкому эпосу времен переселения народов и нашествия гуннов с Аттилой.


3) В период завоевания Британии у англо-саксов еще не было письменности, но у них был богатый фольклор. До наших дней дошло эпическое произведение древних англосаксов – поэма «Беовульф» (X в.), действие которой происходит в Дании.

4) Германский эпос. Сюжеты подсказаны великим переселением народов, подвергшиеся однако поэтизации и героизации. Специфика – из конкретных истор. Фактов прошлого эпос воссоздает собственную поэт. Историю, географию, хронологию. Подвиги разл. истор. личностей переносятся на одного эпического героя. «Песнь о Нибелунгах»-крупнейший памятник нем. народного. эпоса (1200). Отр. Гибель Бургундского королевства, события исполненные глубокого трагизма, преобревшие однако черты времен феодального строя. Сложена не древним алл. стихом, а строфами из 4 стихов, рифм. попарно.

5) франц. героич эпос.- жонглерские «песни о деяниях».Осн темы: защита родины от внешних врагов, верное служение королю, защита его интересов, кровавые феод, расприи. Одна из центр. Фигур – Карл Великий. «Песнь о Роланде» (11в.).В основе-испанский поход Карла против басков, преобр. В семилетнюю войну с сарацинами. Осуждение предательства и шкурных интересов феодала Ганелона, прославление доблести и патриотизма верного вассала Роланда. Актуальная проблема крестових походов. Написана строфами (лессами, тирадами), соединенными ассонансами.

6) Испанский героич. эпос. отраж специфику истор. развития страны (завоевание маврами, реконкиста). Герои мало гиперболизированы, мало сверхъестественного (христианского, сказочного). «Песнь о Сиде» - изображает подвиги Руя Диаса де Бивар против сарацинов. Он ставит вассальные обязанности, служение королю и Испании выше личных, феодальных. Написана четырехударным дольнином, разделенным цензурой, объединенные ассонансами в тиррады разной длинны.

7) Светская и клерикальная лит-ра, написанная латинским языком, такими авторами, как Квинт Септимый Тертуллиан, Софроний Иероним и Аврелий Августин.

3. Лицарська література середніх віків.

В жизни западноевропейского феодального общества большую роль играло рыцарство, которое создало свою лит-ру и кульутру. Рыцари давали клятву быть мужественными, справедливыми, добрыми, честными, защищать всех слабых, быть преданными сюзерену и церкви. Этот образ идеального рыцаря был создан воображением многочисленных рыцарских и куртуазных (придворных) поэтов и романистов. Но таких рыцарей почти что не существовало, т. к. в реальных условиях феодального мира эти высокие идеалы часто переходили в противоположность.


Рыцарская лит-ра – явление спорное. С одной стороны, она носила ярко выраженный антинародный характер, отстаивала кастовую изоляцию дворянства, а с другой стороны – освобождала иск-во от рабской зависимости от церковных догматов, породила совсем новые светские жанры европ. лит-ры.

В этот же период в Провансе зарождается и распространяется по Европе рыцарская лирика трубадуров. Появляются такие формы провансальских трубадуров: 1) Канцона – песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами и отличающаяся изысканным и сложным строением строфы. 2) Сирвента – строфическая песня, разрабатывающая обществ. и полит. темы, содержащая личные выпады поэта против его врагов. 3) Альба – рисует расставание влюбленных утром послетайного свидания. 4) Пасторелла – лирический рассказ о встрече рыцаря с пастушкой. Рыцарь начинает ухаживать за пастушкой, но та отвергает его и зовет на помощь; появл. вооруженные крстьяне и заставляют рыцаря отступить. 5) Тенсона – стихотворный диалог двух поэтов, дискутирующих на темы любовные, поэтические или философские.

В рыцарском романе находит отражение чувств и интересов лирики: тема любви, фантастика, сверхъестественного, приключений, авантюр, борьбы, турниров, сражений. Герой постоянно стремится к недостижимому идеалу, «культ служения прекрасной даме». Первыми рыцарскими романами были обработки античных произведений (Роман об Александре Македонском, Роман о Трое), цикл «артуровских романов», «Эрик и Энида» и «Ивен, или Рыцарь Льва»Кретьена де Труа. Классическим романом явл. Сказание о Тристане и Изольде.


4. Проблематика та жанри міськ.літ-ри Середньовіччя.

Она с одной стороны показывает упадок феодалньой культуры, а с другой – быстрый рост вольнодумства и революционных тенденций в народной среде, про приближение великого периода Возрождения. Подъем городов обострил соц. противоречия Средних веков. В противоположность рыцарской поэзии, витавшей в призрачном царстве идеальной куртуазии, лит-ра горожан тяготела к реальной повседневной жизни. Ее привычной средой была мастерская ремесленника, городская площадь, ярмарка, ратуша или таверна. Она усердно черпает из фольклора материал и сама нередко явл. лит-рой народной. Поэтому городские поэты ценят трудолюбие, народную смекалку. Ценят они также лукавство, хитроумие и пронырливость как верный путь к материальному довольству. На смену закованному в латы странствующему рыцарю, ломающему копье во славу прекрасной дамы, приходит новый лит. герой – смышленый виллан, лукавый поп – который без труда оставляет в дураках власть имущих, полагающихся на свое сословное превосходство. Особенно достается монахам и князьям церкви, которые чаще всего рисуются алчными тунеядцами, причиняющими немалый вред окружающим людям.

Наиболее популярными жанрами явл. Фаблио (Завещание осла, О буренке, поповской корове, о сером в яблоках коне) во Франции и немецкие шванки (цикл о попе Амисе Штрикера). Известны обработки старинных басен (Роман о лисе Ренаре). Аллигорический эпос (роман о Розе Гильома де Лориса и Жана Клопинеля – Жана де Мен)

44. Жанрово-стильова своєрідність рмантичної новели в американській літ-рі.

Н заняла ведущее место в лит. США. Зачинателем её явл. В.Ирвинг («Книга эскизов»,). Если Ирвинг ставил перед собой целью, по его собств.словам, «простой и верный показ сцен обычной жизни», окрашенной юмором, то на новом этапе Э.По придаст жанру корот рассказа напряженность сюжета, трагич. колорит. Фантастика, кот. у Ирвинга была навеяна фольклорными мотивами, у По принимает черты страшного, нередко вызывает ужас, ощущение катастрофы. Вместе с тем Э.По рационалистичен, он стремится к точному

анализу, железной логике, прежде всего в детективном жанре, создателем кот он явился. В Н По своеобразнейшим образом соподчинены фантазия, воображение и логика факта. Именно благодаря тщательно разрабатываемой системе деталей и достигается впечатление достоверности, материальности вымысла. Мастерски используя в своих Н («Лигейя») фантастический сюжет, психологич. напряженность и красочную орнаментальность, По примиряет 2 вечные противопол идеи: бренность ч-ка и его «необоримое стремление к жизни. Наиболее важный принцип эстетики По – это упорядоченность, соразмерность, пропорциональность частей произведения, словом, гармония. Однако, будучи ром-ком, По корректирует этот принцип, уходящий в античность, фантазией, прихотливостью, орнаментальностью. Основн достоинством провед ис-ва По считал единство, т.е. «целостность эффекта и впечатления», которое оно производит. Правилам, кот. По вырабатывал для короткого рассказа, наиболее полно отвечают так называемые его «логические рассказы». Многие его произвед соприкасаются с приключенческой, философской, пародийно-сатиритич.эссеистикой. Среди них есть и картины природы, и юмористич.жанровые зарисовки, и философские диалоги-размышления, и 1 из первых в амер.лит. урбанистич. Н «Ч-к толпы», показывающая отчужденность личности посреди аморфного людского скопления. По вошел в мировую лит. как талантливый художник, изобретательный рассказчик-новатор.

45. Жанрово-стильова своєрідність рмантичної новели в німецькій літ-рі.

Ведущий жанр нем.лит Ром-ма – новелла.

Среди нем.новеллистов Генрих Клейст и Э.Т.А.Гофман. До 19в в нем.лит Н не получила развития. В тв-ве Гете и Шиллера она была 2степ.жанром. Гете трактовал Н как «новость», как изображение эпизода, необычного случая. Под пером Клейста Н обрела невиданную до того масштабность. Он ставил своих героев перед неразрешимыми противоречиями, как бы обнажая несовершенство совр. мироустройства. Н Клейста как жанр построена на непримиримых жизненных конфликтах, таящих в себе катастрофич.последствия. Наряду с такой «трагедийной» Н в нем. лит получила большое распространение новелла –сказка (Л. Тик, А.Арним, К.Бретано, и прежде всего, Э.Т.А.Гофман). Лит.сказка как жанр существенно отличается от нар.сказок. Лит.сказка, как правило, не связана с народной. Её отличает наличие романтич. идеала. Чаще всего воплощенного в образе романтич.героя; фантастика в ней является плодом воображения автора, что впрочем не исключает использования отдельных фольклорных мотивов.

42.Поэтологические особ-сти историч романтич романа 19 в

Значительный вклад в развитие истор романа внесли Ф.Купер, В.Скотт, В.Гюго. В.Скотт – создатель истор рома-на. Его историч роман стал не просто продолжением литерат традиций пред-шествующего периода, а новаторским синтезом искусства и историч науки. Писатель обдумал эстетику данного жанра, отталкиваясь от популярных в его время готического и антикварного рома-нов, перенимая драматизм повествова-ния, местный колорит, умение воссоз-давать подлинность материального мира эпохи. В романах Скотта нет ненужных деталей и излишних подробностей. Определенный настрой создают характе-ристики места действия (шотландский замок, цыганский табор, монастырь и т.д.). Контекст истор романа Скотта расширяется за счет введения в повест-вование пейзажа. Большое значение в его романах имеет диалог, позволяющий представить эпоху, обстановку. В шотландских романах («Пуритане», «Роб Рой» и др.) особую роль играет местный диалект, подчеркивающий националь-ность героев и характеризующий их обы-чаи, нравы. Речь персонажей отличается от речи автора, который не отождест-вляет себя с героями произведения. Лучшим образцом романтического исторического романа во Фр-и стал «Собор Парижской богоматери» В.Гюго. своеобразие этого произведения в том, что, показывая средневековую франц жизнь, писатель совсем отказался от изображения реальных историч событий, чтобы они не мешали свободному воспроизведению истории. По этой причине король Людовик 13-й, кардинал Бурбонский оттеснены на втор план вымышленными персонажами. Черты романтизма в «Соборе…»: резко противопоставлены полож и отриц характеры, неожиданное несоответствие внешнего и внутр содержания челов натуры, воссоздан местный колорит (наряд Эсмеральды, плащ Фролло и т.д.). Лексика романа соответствует языку, на котором говорили в 15 в. Гюго исполь-зует сравнения, метафоры, антитезы и др. изобразит. средства. Американским В.Скоттом называли Ф.Купера, творч-во которого проникнуто нац духом. Его лучшим истор романом явл-ся роман «Шпион», повествующий о борьбе амер колонистов против англ господства. Писатель показывает подлинных героев америк истории – это люди из народа, такие как Гарви Берч. Высшее дости-жение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке. Все 5 романов – это худ история америк фронтира (frontier – подвижная граница между цивилизованным восто-ком Америки и неосвоенными запад-ными территориями), история движения амер нации с востока на запад. Главная задача Купера – акцент на миссии амери-канцев (Натти Бампо – самое положи-тельное начало). Купер показывает индейцев не как людей второго сорта, а как положительных героев, храбрых, мужественных людей.

47. Основні риси американського романтизму

В истории лит-ры США Р. Сыграл особую роль: он открыл новейший этап её развития, когда она получила международное признание и заняла своё место среди лит-ур мира. Америк. Р. сложился к рубежу между 2м и 3м десятилетиями 19 в. и сохранял господствующее положение вплоть до окончания гражданской войны (1861-1865). Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки к поиску романтич. идеала, противостоящего антигуманной действительности, лежащего за пределами повседневной буржуазной практики. Америк. Р. в большей степени, чем европейскому, присущ особый пафос утверждения. Стремясь к созданию нац-ого идеала, романтики воспевали громадные полуосвоенные просторы своего континента, отважных первопроходцев, которые прокладывали дорогу цивилизации. Америка будущего виделась романтикам как прообраз всемирного человеческого единения. Выделяют три осн. Периода в Америк. Р.: Первый (или ранний) этап – взаимодействие Америк. и европ. Р. Интенсивный поиск нац-ных худ-ных традиций, тем, проблематики. Оптимистические тона. Представители: Купер, Ирвинг. Обращение к индейской мифологии и фольклору, бытовавшему среди поселенцев. Второй (или зрелый) этап – заметные различия в мироощущении, эстетической позиции романтиков. Происходит разрыв между действительностью и романтич. идеалом. Драматические, трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроение скорби, тоски, сознания трагизма человеческого бытия. Появл. герой с раздвоенной психикой, обреченный герой. Представители: Эдгар По, Торо, Э. Диккинсон Третий (или поздний) этап – период кризисных явлений в Р. США. Р. оказывается не в состоянии отразить новую реальность. Уолт Уитмен.

54. Своеобразие соц.-психологических романов Стендаля.

Французький письменник Стендаль увійшов в історію всесвітньої літератури як один із засновників реалістичного роману. Стендаля без перебільшення можна вважати одним із найоригінальніших романістів ХІХ ст.. Бурхливі історичні і соціально-політичні події у Франції довели, що життя і доля людини залежать не тільки від її вдачі, але й, у першу чергу, від умов, в яких людина згідно взаємозв’язку між характером людини і історичними умовами, які його сформували, став роман Стендаля “Червоне і чорне”. У своєму творі письменник створив панорамну картину суспільного життя Франції часів Реставрації, зобразив представників різних верств населення, суспільних класів, розкрив основні політичні і моральні конфлікти. Творчі принципи письменника, якими він керувався в роботі над романом “Червоне і чорне”, дали можливість вивести яскраві й правдиві характери, розкрити їхню психологію. В центрі уваги Стендаля- письменника – людський характер. Стендаль був певен, що “немає цілком гарних, або цілком поганих людей”. Людина, на думку письменника, визначається тим, як вона “розуміє щастя” і “як вона на нього полює” тобто тим, яку життєву мету вона ставить і якими засобами домагається цієї мети. Свій принцип відображення дійсності Стендаль пояснював за допомогою образу дзеркала. У дзеркалі відображається все – і гарне, і погане. Цей принцип Стендаль застосував і для створення характерів своїх героїв. Образ головного героя Жюльєна Сореля – постать не абстрактна, а живий, суперечливий, складний характер, в якому узагальнене поєднується з індивідуальним. Багато в чому цей персонаж, а також інші герої роману (жіночі образи пані де Регаль і Матильди де Ма-Моль) нагадують їхнього автора: у них втілено ті риси чи поривання Стендаля, які за різних обставин він не зміг реалізувати. Трагічний фінал життя головного героя та його коханої жінки пані де Регаль стає моральною перемогою над суспільством і власними вадами. У долях героїв роману відображено конфлікти епохи. Створюючи своє панорамне полотно життя Франції, Стендаль переконливо доводить, що існуючі суспільні закони руйнують душі і долі людей.

В романі “Червоне і чорне” органічно поєднані риси психологічного роману (глибина розкриття внутрішнього життя персонажів) і роману філософського, в якому автор порушує найактуальніші й найскладніші проблеми історії, політики й естетики.

76. Епічний театр Б.Брехта: теорія та практика

Брехт различает 2 вида театра: драматический или аристотелевский; и эпический.

Драматический театр покоряет эмоции зрителя, чтобы он испытал катарсис через страх и сострадание, чтобы он утратил ощущение разницы между театром и жизнью.

Эпический же театр должен апеллировать к разуму человека, должен рассказывать зрителю о жизненных ситуациях так, чтобы зритель мог вникнуть и понять, а не просто сопереживать. Зритель при этом должен ощущать спокойствие и контроль над своими чувствами и с ясным сознанием должен определять, наблюдать, думать. Создается дистанция межде зрителем и сценой, чтобы зритель мог как бы со стороны наблюдать и умозаключать.

Театр по Брехту – это школа жизни. Он должен показывать жизнь с подлинно научной позиции, в широкой исторической перспективе.

Жанр пьес Брехта определяют как пьесы-параболы (пьеса-пример), в которых максимален уровень иносказания, обобщения, а характер фабулы и построение действия несколько искусственно.

«Эффект очуждения» - худ-ный приём, который предназначен для того, чтобы показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить всё происходящее на сцене.

Суть этого приёма заключается в том, чтобы «вывернуть наизнанку» действия, перевернуть всё наоборот, сменить акценты. Неправильное возводится в ранг правильного.

Этот приём на практике воплощается с помощью введения в пьесу: хоров, сольных песен, которые объединяют и оценивают события; особое оформление сцены; музыка; необычная система актерского мастерства (актеру не обязательно вживаться в роль); на сцену могут выходить рассказчики и комментировать происходящее, даже актеры могут сами комментировать своих героев.

Эффект очуждения присутствует не только в образе, сюжете, мотивах, но и в языке.

Оформление сцены очень скупо, носит «намекающий» характер, содержит лишь необходимое, минимум декораций, реквизита; иногда применяются маски.

Идею театра Брехта можно выразить словами М.Маяковского: «Надо, чтобы не таскались с идеями на сцене, а чтобы уходили с идеями из театра».