Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



38. Проблема взаємозвязку романтизму і реалізму у західноевроп. літ-рі 19 ст.

Основными приметами лит. процесса XIX в. в странах Зап. Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в лит-ре и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов.

Реализм XIX в. был более основательно подготовлен на предшествующих этапах, нежели романтизм. В сущности, весь многовековой процесс поступательного развития художественно-эстетического осмысления человеком окружающей его действительности с немалым основанием можно рассматривать как процесс формирования и развития реализма. Однако и романтизм возник отнюдь не на пустом месте: его истоки - в литературе средневековья и в некоторых других формах общественного сознания той поры. Но наиболее глубокие корни романтизма уходят, конечно, в позднее Просвещение. Романтики вели острейшую полемику против философско-эстетических нормативов классицизма и Просвещения и в то же время в своей эстетике и художественной практике были генетически с ними связаны. Ведь именно в позднем Просвещении сложились те значительные явления литературного процесса, которые получили название предромантизма как раз потому, что они подготовили романтизм. В свою очередь и реализм XIX в., будучи во многом столь же антитетичным по отношению к романтизму, сколь и романтизм по отношению к Просвещению, еще более органично воспринял и переосмыслил многие важнейшие завоевания романтизма, нежели романтики опыт своих предшественников.

Литературно-эстетические нормы и традиции, сложившиеся в XIX в., по сравнению с соответствующим опытом предшествующих этапов оказали наибольшее воздействие на литературу текущего столетия. В этой связи следует отметить то место, которое утвердилось в литературе XIX в. за жанром романа. Примерно с рубежа 20-30-х годов именно роман начинает определять основную линию лит. процесса, что не было для него характерно прежде. Расцвет жанра романа в XIX в. предугадали уже иенские романтики в своей эстетике на пороге нового столетия. И именно в эту пору в творчестве Гёте и иенцев закладывается основательный фундамент той жанровой разновидности романа, которая получит устойчивое терминологическое определение «романа воспитания». Этот роман воспитания хотя отнюдь не исчерпывает весь спектр жанра, однако является доминирующим во всей необозримой романной лит-уре.


Но в самом начале эстетические принципы реалистического романа XIX в. заметно утрачивают свое чуть ли не монопольное место в жанре. Вместе с тем это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роли этих принципов для всей соврем. лит-ры в целом и для романа в частности. В самом деле, при всей типологической разноликости современного романа в нем все же доминируют во многом развитые и переосмысленные, но все же традиции реалистического романа предшествующего столетия.

Не менее органическое воздействие на последующий процесс развития лит-ры оказала художественно-эстетическая система романтизма, под знаком которой проходила литературная жизнь Европы преимущественно первой трети XIX в. Но и на протяжении XIX в. романтизм при всей действенности и исторической детерминированности антиромантической реакции не утратил своей жизненности и значимости. Это особенно четко проявилось на рубеже XIX-XX столетий. Многие разнородные и далеко не всегда четкие явления лит-ры той поры не случайно и уже достаточно давно получили в науке о лит-ре устойчивое и адекватное определение - неоромантизм. В дальнейшем наше столетие в искусстве и литературе демонстрирует свою органическую генетическую связь с романтизмом также и в философско-эстетическом и художественном плане. Из весьма обширной панорамы этих связей на первый план выделяются искусство экспрессионизма и философско-эстетическая и художественная система экзистенциализма, выдвинувшие значительные явления и крупнейших мастеров слова.

36. Нац. своєрідність класичного романтизму.

Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Первый этап английского романтизма, совпадающий с творчеством поэтов Озерной школы, проходил на фоне готического и якобинского романов. Роман как жанр еще не ощущал своей полноценности, поэтому представлял собой обширное поле для эксперимента. На первый план выдвинулась английская лирика, представленная С. Роджерсом и У. Блейком, Т. Чаттертоном, Д. Китсом и Т. Муром, поэтами-лейкистами. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности. Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман. Появляются «Литературная биография» Колриджа, «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрона, великолепные предисловия к поэмам Шелли, трактат самого Шелли «Защита поэзии», литературно-критические выступления В. Скотта. Обозначается новый тип романа - романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства. К 30-м годам романтизм становится ведущей тенденцией в романе, хотя романтический герой не всегда является положительным. Долгое правление королевы Виктории способствовало проникновению романтического духа в лит-ру на протяжении всего XIX столетия.


В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Мировоззрение ведущих писателей (Ирвинг, Купер) этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Хоторна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения скорби, тоски, сознание трагизма человеческого бытия. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком. Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего амер. поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикенсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метод М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия. Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями бурж. развития страны.

39.Поэтика жанра лиро-эпической поэмы в англ. романтизме

Жанр лиро-эпической поэмы был введен в литературу романтизма Дж. Г. Бай-роном («Паломничество Чайльд Гароль-да»). Для него характерно сочетание эпоса, рассказа с лир. комментарием. Т.е. взаимодействуют два голоса: самого героя (Чайльд Гарольда) и голос некого повествователя, кот. возвышается над Чайльд Гарольдом. Он свысока посмат-ривает на героя, дает свой комментарий каждому его шагу.


Байрон создал новый тип романтической поэмы. Ее композиция, характер стиха и поэтического словаря — все это находится в тес­ной и непосред-ственной связи с идейным содержанием поэмы. Свою поэму Байрон противопо-ставил эпической поэме клас­сицистов. Его романтические поэмы дина­мично развиваются от одной острой драмати-ческой ситуации к другой, сочетая эпическое повествование с лирическими отступлениями, обра­щениями к чита-телю и т. д. Решительное преобладание лирического над эпическим в «восточ-ных поэмах» определяется характером проте­ста поэта. В центре внимания не только судьба одного героя, но глав­ным образом его переживания и эмоции. «Вос-точные поэмы» насыще­ны действием, однако оно не развивается в них в стройной, логиче­ской последовательнос-ти, а постоянно обрывается, оставляя мно-гое недосказанным. Читателю предостав-ляется самому догадываться об одних эпи-зодах, связывать другие, которые остаются не связанными автором. Байрон игнориро-вал переходы от одного события к дру-гому, всякое пояс­нительное повествова-ние. Герои отрешены от повседневной жизни, их прошлое окружено тай­ной («байронический герой»). Повествова-тельная манера поэта — лирическая. Лиричен и весь его стиль: строфы насы-щены синтаксическими параллелизмами, восклицаниями, постоян­ные повторы ак-центируют обостренные внутренние пере-живания героя или подчеркивают драма-тизм изображаемых событий.

Любовная лирика его пронизана скорбью; но эта скорбь, порожденная тяжелы­ми препятствиями, которые поставила на пути поэта реальная жизнь, весьма мало схожа с тем «томлением» возлюбленной, которое столь характерно для консервативных романтиков.

40.Модификации социального романа в англ лит-ре 19.

Соц роман – основная разновидность реалистического романа, утвердившаяся в 19 в. для этого романа характерна идеологизация личной жизни, быта персонажей. Писатели-реалисты – Стен-даль, Бальзак, Флобер, Диккенс, Текке-рей – раздвигают сюжетные рамки и к личному, частному аспекту изображения добавляют сцены жизни всего общества и эпохи. Соц роман часто отображает конфликт между человеком и обществом и таким способом пытается решить его или констатирует невозможность реше-ния конфликта. Соц роман показывает активную политическую жизнь страны, духовные потребности общ-ва. «Домби и сын», «Холодный дом» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея стали наиболее яркими романами такого пла-на. Говоря о модификации соц романа в англ литер-ре 19 века., следует назвать такие его разновидности, как «буржуаз-ный роман» Флобера («Мадам Бовари»), роман-биография(«Девид Копперфилд») и «трагедия гордости» у Диккенса («Домби и сын»), роман без героя Текке-рея («Ярмарка тщеславия»).