Файл: Особливості поетики архаїчного епосу (поема Беовульф). Беовульф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, меняется в лице, когда король, желая ее проверить, сообщает ей о смерти Родриго. Но долг чести заставляет ее продолжить обвинять Родриго. Она просит объявить о том, что тот .кто сразит ее обидчика в равном бою станет ее мужемЗа Химену решает выступить дон Санчо, влюбленный в нее. Перед битвой Родриго вновь приходит в дом к возлюбленной, чтобы попрощаться. Он сообщает ей о том, что хочет сдаться дону Санчо без боя, чтобы принять столь долгожданную для него смерть, ведь жить без Химены он не может. Химена в порыве любви протестует против подобного решения:Родриго побеждает в бою и милует своего противника, который отправляется сообщить Химене об исходе поединка. Но Химена, увидев Дона Санчо, решает, что ее возлюбленный повержен, и приходит в отчаяние. В порыве безутешного горя она невольно признается королю в своей любви. Король решает создавшуюся ситуацию в пользу влюбленных, приказав Химене отказаться от мести и, сдержав свое слово, наградить победителя своей рукой. Пьеса заканчивается решением о том, что свадьба будет отложена до того момента, когда не пройдет должный срок. И лишь из других литературных произведений мы узнаем о том, что этот брак состоялся. Так, в «Песне о моем Сиде» перед читателем предстает счастливый брак Сида и Химены, от которого у них родилось две дочери. Таким образом, проблема любви и долга решаются в пьесе в пользу любви.

24. Особливості конфлікту в „Федрі” Ж. Расіна.

Федра - героиня трагедии Расина «Федра», ставшей одним из символов искусства франц. классицизма.

По своей нравственной проблематике "Ф" ближе всего к "Андромахе".Сила и слабость человека, преступная страсть, охватывающая душу, и твердое сознание той нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием этой

страсти, приговор, выносимый им самому себе, - все это доведено в "Ф" до

апогея. эта концепция здесь получает свое прямое и концентрированное выражение в монологах Ф. Тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством, проходит через всю трагедию, облеченная в мифологические образы, которые порою тесно

переплетаются с христианским учением в его янсенистском варианте.

Преступная страсть Ф к пасынку с самого начала несет на себе печать обреченности: недаром первые слова Федры в момент ее появления на сцене - о смерти. Тема смерти пронизывает всю трагедию начиная с первой сцены - вестио мнимой смерти Тесея - и вплоть до трагической развязки. Смерть и царство мертвых входят в судьбу
персонажей как составная часть их деяний, их семьи, их домашнего мира: Минос, отец Федры, судья в царстве мертвых; Тесейнисходит в Аид, чтобы помочь другу похитить жену Аидонея, владыки подземногоцарства, и т. д. В мифологическом мире "Ф" стирается та грань между земным и потусторонним. Мифологический

репертуар "Ф" создает грандиозную космическую картину мира, в

котором судьба людей и воля богов сплетаются в один трагический клубок.

Расин переносит центр тяжести на внутреннюю психологическую сторону трагического конфликта, но и она в свою очередь оказывается обусловленной сцеплением обстоятельств, лежащих за пределами человеческой воли. Трагизм неразделенной любви, усугубляется здесь сознанием своей греховностиС точки зрения Буало, "Ф" была идеальным воплощением основного принципа и цели трагедии - вызвать сострадание к герою, "преступному поневоле", представив его вину как проявление общечеловеческой слабости. Эта

же концепция лежит в основе расиновского понимания трагедии. Для Расина неприемлем тезис Корнеля, выдвигающий наряду с аристотелевскими ужасом и

состраданием третий аффект - восхищение величием души героя, даже если это величие проявляется в аморализме. Страсть Федры и ее вина исключительны, но Расин фиксирует внимание не на этом исключительном, а на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини.

Морально-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и

правдоподобия.

Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в

тех частях трагедии, которые условно можно назвать "эпическими". "Федра"насыщена ретроспективными рассказами, начиная с первого монолога Ипполита о

подвигах Тесея и кончая рассказом Терамена о гибели Ипполита. Этот

знаменитый монолог, вошедший во все хрестоматии, отличается от аналогичных по функции рассказов в других трагедиях Расина живописными подробностями, не

заслоняющими, а напротив, усиливающими динамизм повествования.

25. Поетика „високої комедії” Мольєра.

Мольер был сыном эпохи классицизма, но жанр комедии предоставлял ему больше свободы. Обличая в своих произведениях пороки, он стремился совершенствовать человеческую природу и исправлять нравы, что соответствовало философии классицизма.

С другой стороны, в своих "высоких комедиях" ("Мизантроп", "Дон Жуан") автор смешивал "высокий" и "низкий" жанры. Он обращался к языку улицы, что было несвойственно классицистам. Новшества Мольера были не просто отходом от классицизма: они открывали дорогу реализму. При всей живости, эмоциональности творчества Мольера важнейшей чертой его гения была интеллектуальность. Народность комедий Мольера - в их бодром, оптимистическом тоне, пронизывающем все образы, в том числе и сатирические. В комедии «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, — о развратнике, не знающем никаких преград в своем стремлении к удовольствиям. Мольер совершенно оригинально обработал эту известную тему, отказавшись от религиозно-нравственной трактовки образа главного героя. Его Дон Жуан — обычный светский человек, а события, с ним происходящие, обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями. Дон Жуан Мольера – это молодой смельчак, повеса, который не видит никаких преград для проявления своей порочной личности: он живет по принципу «все позволено». Создавая своего Дон Жуана, Мольер обличал не распутство вообще, а безнравственность, присущую французскому аристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и потому обрисовал своего героя очень достоверно.Как все светские щеголи его времени, Дон Жуан живет в долг; он соблазняет женщин, губит чужие семьи, цинично норовит развратить всякого, с кем имеет дело. Дон Жуан избивает крестьянина Пьеро, которому обязан жизнью, в ответ на его возмущение: «Вы думаете, коли вы господин, то вам можно приставать к нашим девушкам у нас под носом?». Он смеется над возражением Сганареля: «Если вы знатного рода, если у вас белокурый парик... шляпа с перьями... то вы от этого умней... вам все позволено, и никто не смеет вам правду сказать?». Дон Жуан знает, что все именно так: он поставлен в особые привилегированные условия. Однако Мольер объективно отмечает в своем герое и интеллектуальную культуру, свойственную знати. Изящество, остроумие, храбрость, красота — это тоже черты Дон Жуана, который умеет очаровывать не только женщин. Сганарель, фигура многозначная (он и простоват, и проницательно умен), осуждает своего господина, хотя часто и любуется им. Дон Жуан умен, он широко мыслит; он универсальный скептик, смеющийся над всем — и над любовью, и над медициной, и над религией. Дон Жуан — философ, вольнодумец. Однако привлекательные черты Дон Жуана, в сочетании с его убежденностью в своем праве попирать достоинство других, только подчеркивают жизненность этого образа.Одной из привлекательных черт Дон Жуана на протяжении большей части пьесы остается его искренность. Он не ханжа, не старается изобразить себя лучше, чем он есть, да и вообще мало дорожит чужим мнением. Однако в пятом акте с ним происходит разительная перемена: Дон Жуан становится лицемером. Притворство, маска благочестия, которую надевает Дон Жуан, — не
более как выгодная тактика; она позволяет ему выпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; как и многие в его общественном кругу, он лишь принял вид порядочного человека. Вообще, Мольера уже давно привлекала тема лицемерия, которое он наблюдал повсюду в общественной жизни. В этой комедии Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия — религиозному. По собственным словам Дона Жуана, лицемерие стало «модным привилегированным пороком», прикрывающим любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Мольер показывает всеобщий характер лицемерия, распространенного в разных сословиях и официально поощряемого.

«Дон Жуан» - классицистская комедией, главное назначение которой — борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображение обобщенных, типизированных характеров.


26. Проблематика і поетика роману Дефо „Р-н Крузо”.

Первый роман Д. Дефо можно рассматривать как лит. манифест писателя-просветителя, в основе которого лежит концепция мира и человека, свойственная раннему этапу эпохи Просвещения. Мировоззрение человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этических начал, и роман "Приключения Робинзона Крузо" - безусловное тому доказательство. Многочисленные исследователи творчества Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между основной сюжетной линией "Приключений Робинзона Крузо" и некоторыми ветхозаветными историями. (Решение вопроса об истоках проповеди труда) Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Все это Робинзону приходится осознавать и с благодарностью принимать на необитаемом острове.

Размышления и чтение Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному восприятию жизни. В среде отечественных литературоведов ранее не принято было обращать внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной. В бесконечных трудах, духовных и физических, Робинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленности, чревоугодия, лицемерия. Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости". Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безусловно, искренне верующий, и Дефо - выразитель наиболее прогрессивных взглядов своего времени - доказывает, что вся история цивилизаций есть ничто иное, как образование человека человеч. трудом.

27. „Мандри Гулівера” Дж. Свіфта і традиція жанру антиутопії в англ. літ-рі.

Роман Свифта "Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей" нельзя отнести к традиционному жанру роману-утопии (или роману-антиутопии), хотя в нем наличествуют черты и первого и второго вида романов, равно как и сатирико-дидактических произведений 16 в.