Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


38. Государственные налоги, их значение и задачи.

Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как члену общества, а тратится политической властью на управление, военные цели и другие мероприятия. Лишь относительно небольшая часть поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии) общества, причем необязательно тех, кто платит налоги. После получения выручки наступает её распределение, следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости в начале первичного ВВП и НД, а затем вторичного. Изменения проходящие в производстве ( их рост, сокращение) влияют на налоги.

39. Современная система налогов и сборов РФ.

В РФ продолжает осуществляться налоговая реформа, которая внесла кардинальные изменения в систему налогов и сборов РФ:

-налоговый метод стал одним из основных методов пополнения государственного бюджета;

-проведена унификация по отношению к организациям, т.е. все организации независимо от формы собственности обязаны платить одни и те же налоги и сборы;

-проведена унификация и по отношению к физическим лицам;

-налоги вносятся как в бюджет, так и внебюджетные фонды;

-появились налоги общие для организаций и физических лиц;

-количество налогов значительно увеличилось;

-в настоящее время система налогов и сборов отражает федеративное устройство государства, т.е. налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и подлежат уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги также вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и подлежат взысканию на территории соответствующих субъектов РФ, если представительный орган субъекта принял законодательный акт о введении этого налога на своей территории. При этом представительные органы наделены правом устанавливать ставки в пределах установленных НК РФ или иными актами, а также льготы и порядок их предоставления.

Аналогичными правами наделяются органы местного самоуправления при введении местных налогов и сборов.


Виды налогов и сборов.

-По субъектному составу:

а) налоги с физических лиц;

б) налоги с организаций;

в) общие налоги.

-По целевому назначению:

а) налоги общего характера;

б) целевые налоги.

-В зависимости от возложения налогового бремени:

а) прямые;

б) косвенные налоги.

-В зависимости от территориального устройства:

а) федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и т.д.)

б) региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес)

в) местные ( налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.)

40. Налоговое право и основные источники его формирования.

Налоговое право – это подотрасль финансового права. Налоговое право – это совокупность налогово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности государства и муниципальных образований.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, которые можно разделить на следующие группы:

- отношения, связанные с установлением налогов и сборов;

- отношения, связанные с введением налогов и сборов;

- отношения, связанные с взиманием налогов и сборов;

- отношения, связанные с осуществлением налогового контроля;

- отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение налогового законодательства;

- отношения, связанные с обжалованием незаконных действий должностных лиц налоговых органов.

Источниками налогового права являются.

-Конституция РФ.

-Налоговый кодекс 

-Федеральные законы, например, «О таможенном тарифе» и др.;

-Указы Президента РФ.

-Постановления Правительства РФ.

-Акты налоговых, финансовых, таможенных органов.

-Решения органов местного самоуправления.

-Международные договоры, например, договоры об избежании двойного налогообложения.


-Акты Конституционного суда РФ и др. 

41. Понятие и виды налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Налоговые правоотношения, можно разделить на следующие группы:

- отношения, связанные с установлением налогов и сборов;

- отношения, связанные с введением налогов и сборов;

- отношения, связанные с взиманием налогов и сборов;

- отношения, связанные с осуществлением налогового контроля;

- отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение налогового законодательства;

- отношения, связанные с обжалованием незаконных действий должностных лиц налоговых органов.

42. Субъекты налоговых правоотношений и защита их прав.

К субъектам налоговых правоотношений относятся:

- налогоплательщики (организации и физические лица);

- государственные органы (налоговые, финансовые, таможенные), органы местного самоуправления;

- налоговые агенты – это субъекты, осуществляющие удержание и перечисление налогов со своих работников в бюджет;

- кредитные организации, банки осуществляют исполнение платежных поручений своих клиентов и налоговых органов о взыскании и перечислении налогов и сборов в бюджет;

- лица, представляющие информацию в налоговые органы в целях налогового учета;

- участники процесса по делу о налоговых правонарушениях (эксперты, специалисты, переводчики и т.д.).

Содержание налоговых правоотношений составляют права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Так, налогоплательщики обязаны:

-своевременно и в полном размере платить налоги;

-вести бухгалтерский учет и отчетность своей финансово-хозяйственной деятельности и хранить налоговые документы в течение 4 лет;

-вносить исправления в отчетность по итогам налоговых проверок;

-обеспечить свободный доступ сотрудников налоговых органов к документации или на территорию объекта;


-своевременно представлять документы, декларации в налоговые органы;

-своевременно сообщать о ликвидации, реорганизации юридического лица и др.

Налогоплательщики вправе:

-представлять документы на пользование льготами;

-пользоваться льготами;

-знакомиться с актами проверок налоговых органов;

-обжаловать незаконные действия должностных лиц налоговых органов, как в административном, так и в судебном порядке и др.

Налоговые органы обязаны:

-обеспечить своевременную уплату налогов и сборов;

-вести учет налогоплательщиков;

-обеспечить неразглашение коммерческой тайны, тайны о вкладах физических лиц;

-возместить причиненный ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками налоговых органов и др.

Налоговые органы вправе:

-проводить проверки;

-беспрепятственно посещать объекты контроля,

-обследовать производственные, торговые, складские помещения налогоплательщиков;

-налагать налоговые санкции;

-обращаться с исками в судебные органы: о взыскании налоговых санкций, недоимок по налогам, о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, о ликвидации организаций и т.д.


43. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

За нарушение налогового законодательства предусмотрены меры налоговой, административной и уголовной ответственности.

Налоговая ответственность – это разновидность финансово-правовой ответственности, которая заключается в применении налоговых санкций к лицам, совершившим налоговые правонарушения.
НК РФ предусматривает следующие составы налоговых правонарушений:

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока постановки на учет;

- нарушение срока предоставления налоговой декларации;

- уклонение от предоставления налоговой декларации;

- грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налогов и сборов и т.д.

НК РФ предусматривает также ответственность кредитных организаций (банков) за неисполнение или несвоевременное исполнение поручения налогоплательщика о перечислении налога, поручения налогового органа о взыскании налога, за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику и т.д.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства закреплена в КоАП РФ. КоАП РФ частично дублирует Налоговый кодекс РФ, перечисляя составы административных правонарушений. Субъектами административной ответственности являются только должностные лица налогоплательщика-организации. Административная ответственность применяется в судебном порядке. Мерами административной ответственности являются штрафы.

УК РФ предусматривает меры уголовной ответственности за уклонение граждан и организаций от уплаты налогов и сборов (ст.198, 199 УК РФ), за невыполнение обязанностей налогового агента и за сокрытие организацией или индивидуальным предпринимателем денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов) (ст. 199.1 и 199.2 УК РФ). Обязательным условием наступления уголовной ответственности является совершение деяния в крупном или особо крупном размерах.

44. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это федеральный косвенный налог.

НДС – это форма изъятия части добавленной стоимости, определяемая как разница между стоимостью реализуемых товаров (работ, услуг) и материальными затратами.