Файл: 1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аудит бывает различных видов:

-Обязательный и инициативный аудит.

-Внутренний и внешний аудит.

-Первоначальный и периодический.

-Операционный, аудит на соответствие и финансовый.


17. Понятие, значение и структура государственного и местного бюджета.

Бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти.

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

В материальном аспекте государственный или местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти.

В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Важная роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и органов местного самоуправления, Государственный аппарат и органы местного самоуправления административно-территориальных единиц содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сюда относятся органы представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. С помощью бюджета реализуются государственные разных уровней и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства.


Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в расходование и распоряжение государства и органов местного самоуправления.

Расходы – это денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций, а также для нужд государства и местного самоуправления.

18. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Отношения, урегулированные нормами бюджетного права, называются бюджетными правоотношениями. Их можно разделить на следующие группы:

- отношения, связанные с установлением основ и структуры бюджетного устройства;

- отношения, связанные с установлением структуры доходов и расходов бюджетов;

- отношения, связанные с разграничением полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в бюджетной сфере;

- отношения, связанные с организацией бюджетного процесса;

- отношения, связанные с осуществлением контроля за исполнением бюджетов;

- отношения, связанные с ведением бюджетного учета и бюджетной отчетностью;

- отношения, связанные с привлечением субъектов к бюджетной ответственностью и др.

Бюджетные правоотношения имеют свои особенности:

- эти отношения возникают только в процессе осуществления бюджетной деятельности государства и муниципальных образований;

- эти отношения длятся один год;

- круг субъектов бюджетных правоотношений узок по сравнению с финансовыми правоотношениями. Так, к субъектам бюджетных правоотношений относятся: общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования); органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления; государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения.


Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений, т.к. субъект должен характеризоваться хотя бы одним из следующих признаков:

-субъект должен участвовать в распределении доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы;

-субъект должен быть участником бюджетного процесса;

-связь субъекта с бюджетом должна поддерживаться в форме финансирования.

19. Бюджетное устройство РФ и принципы ее построения.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под бюджетным устройством понимается структура бюджетной системы и принципы ее организации.

Бюджетная система определяется государственным устройством. Так, в РФ бюджетная система состоит из 3 уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; 

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 

- местные бюджеты

В унитарном государстве бюджет состоит из 2 уровней:

- государственный бюджет

- местные бюджеты.

К принципам бюджетного устройства относятся:

-Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единой бюджетной документацией, единой системой органов, осуществляющих бюджетную деятельность, единой денежной системой, бюджетной политикой и т.д.

-Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы.

-Принцип самостоятельности определяется наличием у каждого бюджета собственных источников доходов, что позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять направления расходов. Самостоятельность заключается также в самостоятельном организации бюджетного процесса, самостоятельном применении мер по сбалансированию бюджета и т.д.

-Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий субъектов РФ, муниципальных образований с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.


-Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита означает, что все доходы, расходы и источники финансирования бюджетного дефицита в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

-Принцип совокупного покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с конкретными доходами бюджета, за исключением случаев прямо предусмотренных в законе о бюджете.

-Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.

-Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств заключается в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

-Принцип прозрачности (открытости) заключается в том, что бюджетная деятельность осуществляется гласно, т.е. все решения государственных органов и органов местного самоуправления, касающиеся бюджетной деятельности, освещаются в СМИ.

-Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

-Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

-Принцип подведомственности расходов бюджета заключается в том, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) в ведении которых они находятся.

-Принцип единства кассы означает, что все бюджетные поступления и все бюджетные отчисления осуществляются с единого бюджетного счета.


20. Состав доходов государственного бюджета РФ.

Доходы бюджета можно классифицировать по различным основаниям.

-По социально-экономическому признаку:

а) доходы от хозяйствующих субъектов;

б) доходы, получаемые от физических лиц;

в) доходы, получаемые от продажи и использования государственной собственности;

г) доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

-По юридической природе:

а) налоговые доходы;

б) неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения гражданско-правовой и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации)

в) безвозмездные поступления: дотации, субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты.

-В зависимости от порядка и условий зачисления в бюджет:

а) закрепленные доходы – это доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом в твердо фиксированной форме на постоянной основе;

б) регулируемые доходы – это доходы, утверждаемые в виде процентных отчислений по определенным нормативам за соответствующими бюджетами по решению вышестоящих органов власти. В отличие от закрепленных доходов перечень и размеры регулирующих доходов утверждаются ежегодно.

Закрепленные и регулируемые доходы составляют собственные источники доходов любого бюджета, что позволяет самостоятельно определять целевое назначение расходов бюджета.

в) финансовая помощь оказывается в виде предоставления дотаций, субвенций, субсидий.

Дотация – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе без установления направлений и условий их использования.

Субвенция – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе с установлением целей и сроков использования.

Субсидии – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе с установлением целей использования и предполагающее долевое участие бюджетов в финансировании.