Файл: Предмет и метод истории государства и права История отечественного государства и права как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В 1812 году Комитет министров получил законодательное оформление. Временные комитеты являлись секретными, их создание практиковалось во 2-ой четверти 19 века.

Вопрос 14. Государственный механизм в первой половине 19 века.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Местные органы управленияв 1-ой половине 19 века почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами; в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.

Судебные органы. В начале 19 века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства – держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России. Армия строилась в основном на организационно-правовых началах. Усилились палочная дисциплина и муштра.

Полиция. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава

Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1801 году Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных адм-полицеских учреждений.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц-экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.


Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие в общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода.

4 .Развитие отдельных отраслей права

  • 1. Гражданское право

  • 2. Семейное право

  • 3. Наследственное право

  • 1. Развитие гражданского права происходило на основе кодификации норм права. В 1832 г. был опубликован Свод законов Российской Империи, введенный в действие в 1835 г. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, в 1857 г. — третье. Свод законов состоял из 15 томов, 8 разделов. Гражданское законодательство было систематизировано в т. X Свода законов.

Система вещного права состояла из права собственности, права владения, права на чужую вещь, залогового права.

Имущество разделялось на движимое и недвижимое. Владение имуществом могло быть законным либо незаконным. По Своду законов всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому.

Сервитутные права включали: ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия; ограничение в праве собственности в пользу какого-либо определенного лица.

В Своде законов был специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон.

Предметом договора могли быть как имущество, так и действия лиц. Цель договора не могла противоречить закону и общественному порядку. Договоры можно было заключать в письменном или устном виде, для некоторых договоров требовался нотариальный или крепостной порядок.

Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда.

2. Подробно регламентировалось семейное право.

Юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовались достижение брачного возраста (16 лет для невесты, 18 — для жениха), согласие вступавших в брак, наличие свободы воли и сознания. Заключение брака также зависело от согласия родителей, опекунов, попечителей и других лиц (военное или гражданское начальство, владелец помещичьих крестьян и т. д.).


Препятствиями к браку были: состояние в другом браке, духовный сан, монашество, различие вероисповеданий, родство, осуждение на безбрачие.

Расторжение брака производилось в исключительных случаях и только церковью.

Социальный статус жены определялся статусом мужа. Жена была обязана повиноваться мужу, при этом она не освобождалась от обязанностей в отношении своих родителей. Нарушившая супружескую верность жена могла быть подвергнута тюремному заключению.

Имущество супругов было раздельным. Приданое жены, а также приобретенное ею имущество признавались ее собственностью. Своим имуществом супруги могли распоряжаться самостоятельно и независимо друг от друга.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и права наследования его имущества.

В случае неповиновения дети могли быть заключены в тюрьму. В имущественных отношениях родителей и детей действовал принцип раздельности имущества.

З.Для наследственного права рассматриваемого периода характерно расширение завещательной свободы. Принадлежащее наследователю имущество можно было завещать кому угодно. Недействительными признавались завещания, сделанные безумными, умалишенными, самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.

Завещание составлялось в письменной форме в присутствии свидетелей. Закон различал нотариальные и домашние завещания. В некоторых случаях допускался упрощенный порядок составления завещания.

При отсутствии завещания существовал следующий порядок наследования по закону, к наследству призывались все кровные родственники. Ближайшими родственниками были наследники мужского пола по нисходящей линии (дети, внуки, правнуки). При отсутствии сестер братья поровну делили имущество родителей. Если не было сыновей и внуков, наследство делилось поровну между дочерьми. При наличии сыновей и дочерей последние получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Все остальное делилось поровну между сыновьями. Переживший супруг наследовал 1/7 часть недвижимого и 1/14 часть движимого имущества. Если у умершего не было наследников или никто не вступил в наследство в течение десяти лет со дня вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.


Государство и право в период реформ и пореформенный период во второй половине 19 в
1 .Государственный строй во второй половине 19 в

Россия оставалась абсолютной монархией. Самодержавными царями с неограниченной властью в это время были Александр II (1855-1881 гг.) и его сын Александр III (1881-1894 гг.).

Центральными органами управления, подчиненными царю являлись:

  • - Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение при императоре;

  • - Комитет министров - совещательный и управленческий орган;

  • - Совет министров - орган, не представлявший собой правительство, но лишь координировавший деятельность министерств;

  • - Синод - высший орган управления церковными делами, руководимый государственным чиновником;

  • - Сенат - высший судебный и административно-надзорный орган.

Местные органы управления возглавлял губернатор. Ему подчинялись губернское правление, канцелярия и полиция.

Судебная реформа 1864 г.


Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов.

Основные принципы новой судебной системы: бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; - независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения; несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших - виновен ли обвиняемый. В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата на несколько окружных судов.

Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей.

"Коронный" и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, но несмотря на провозглашенный принцип независимости судебных следователей, фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, В.А. Маклаков.