Файл: Предмет и метод истории государства и права История отечественного государства и права как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Развитие крепостного права .Правовое положение различных рядов крестьян
Становление крепостного права

Ключевые изменения происходили в Московском царстве на протяжении конца 14 - середины 17 веков путем принятия новых нормативных документов, которые ограничивали свободу крестьянства, постепенно ограничивая возможности для смены барина.



Судебник Ивана 3


В 1497 году правитель Московского царства Иван 3 утвердил новый Судебник. В нем было ограничено понятие «право перехода крестьян». Теперь крестьяне могли переходить к другому земельному собственнику только неделю до 26 ноября и неделю после этой даты.

Дело в том, что 26 ноября – это Юрьев день, или день Святого Георгия, и именно в это время завершались сельскохозяйственные работы, а значит, крестьянин после выполнения долга перед хозяином земли мог переходить к другому. Для того, чтобы уйти крестьянину нужно было заплатить «пожилое», то есть арендную плату. Главная причина, почему ввели ограничения на крестьянский переход только в вышеуказанное время, заключается в том, что бояре пытались обезопасить себя от возможного ущерба в случае неожиданного ухода крестьян, когда землю будет некому обрабатывать. А так, вне зависимости от условий, которые барин утвердил, нужно отрабатывать вплоть до 26 ноября.

Судебник Ивана 4


В 1550 году Иван Грозный принял новый Судебник. В нем сохранялось понятие «Юрьев дней» в отношении права перехода крестьян, однако существенно увеличивался размер «пожилого». Фактически ничего кординального в этом документе, что б отличало его от Судебника Ивана 3, не было. Но было еще большее ужесточение условий, поскольку выплачивать стоимость перехода могли себе позволить далеко не все крестьяне. Формально они еще оставались свбодными, но фактически многие из них уже попали в зависимость.

Указ "О заповедных летах"


В 1581 году Иван Грозный подписывает указ «О заповедных летах». Дело в том, что царем было принято решение в течении 1581-1590 годов проверить состояние хозяйства в некоторых районах России. Для этого Иван 4 запретил на момент проведения переписи и других проверок переход крестьян накануне и после Юрьева дня.

После окончания проверок право перехода должны были вернуть, однако, по мнению многих историков, Борис Годунов в 1592 году попытался утвердить запрет на переход. Однако его указ не сохранился (а возможно его и не было), однако известно, что право на переход к концу 16 столетия было полностью ограничено.

Указ "Об урочных летах"


Федор Иванович в 1597 году принял закон «Об урочных летах». В нем впервые в России вводилось право помещика искать беглого крестьянина. Урочные лета – это срок, в течение которого собственник земли может искать своих крестьян, то есть помещик мог подать через суд иск на поиск беглого крестьянина. По указу 1597 года этот срок составлял 5 лет.

Указ Василия Шуйского


Через 10 лет после введения понятия «урочные лета», царь Василий Шуйский принял новый указ, в котором срок поиска крестьян увеличивался до 15 лет. Однако, по мнению некоторых исследователей, из-за восстания Ивана Болотникова 1606-1607 этот срок вступил в силу только спустя несколько лет после его подавления.

В период царствования Михаила, первого царя из династии Романовых, срок поиска беглых крестьян все еще составлял 5 лет.

Соборное уложение


Царь Алексей Михайлович в 1649 году утвердил Соборное уложение. Одним из пунктов в этом нормативном акте было положение об «урочных летах», которые полностью отменялись. Помещик получал бессрочное право искать своих беглых крестьян. После этого становление крепостного права в России было полностью завершено.

4. Государственное устройство. Органы власти во время становления абсолютизма

Власть монарха. Образование абсолютизма справедливо связывают с единоличным правлением Петра / (1689—1725). Укрепление единовластия сопровождалось многообразными коренными реформами всех основных сторон жизни общества на фоне ведения Северной войны (1700—1721). Такой преобразовательный курс большинством исследователей прошлого и современности оценивается как исторически прогрессивный. Именно в условиях радикальных преобразований царская власть распространилась на все основные сферы жизни: законодательную, исполнительную, судебную и военную, а также внешнеполитическую и религиозную.

В 1722 г. был издан Устав о престолонаследии, но которому монарх мог по своей воле определять своего преемника что еще более усилило полномочия царя.

Государственный аппарат. Земские соборы после 1653 г. перестали собираться в широком составе и заменились совещаниями, а в 80-е годы прекратили свое существование.

XVIII век — век обюрокрачивания дворянства и одворянивания бюрократии. Реформы государственного аппарата при Петре первом делятся на три этапа.

Первый этап (1699—1710) — частичные преобразования в высших органах, в органах самоуправления и военные реформы;

Второй этап (1710—1719) — ликвидация старых центральных органов, создание новой столицы — Санкт-Петербург (1713), образование Правительствующего Сената, первая областная реформа. С 1715 г. вводилось новое деление территорий страны: губернии стали делиться на провинции, а провинции на доли, т.е. уезды, затем переименованные в дистрикты. Всего было создано 50 провинций. Во
главе дистрикта ставился комендант, т.е. пред ставите ль государства.

Третий этап (1719—1725) — образование новых органов отраслевого управления (коллегий); вторая областная реформа, закрепившая деление губерний на провинции и уезды, реформа церковного управления и создание Синода (1721 г.). Проводится финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений: принимаются регламенты и Генеральный регламент 1720 г.;

Государственный строй в эпоху абсолютизма

- завершению территориального объединения Франции,

- формированию единой французской нации,

- более быстрому развитию промышленности и торговли,

- рационализации системы административного управления.

Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются для себя и своей администрации:

а) полного контроля над всеми провинциями;

б) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства.

Приходит конец автономии городов.

Перестают созываться Генеральные штаты.

Прекращает действие сеньориальная юстиция.

В начале XVI в. в полную зависимость от короля попадает церковь

- все назначения на церковные должности осуществляются

королем.



5. Развитие права в период абсолютизма

Основной тенденцией в развитии права России периода формирования абсо­лютной монархии (конец XVII — XVIII в.) является возрастание роли закона как основного регулятора общественных отношений.

Это вообще характерно для абсолютизма, рассматривающего закон как универсальный и всесильный инструмент обеспечения общего блага. И особенно характерно для россий­ского патерналистского абсолютизма, стремившегося к мелочной и насиль­ственной регламентации всех сторон жизни императорских подданных. В связи с этим нормотворческая активность государственной власти колос­сально возрастает. Происходит не только количественный, но и качествен­ный рост российского права: выделяются общие понятия, нормы, принципы; усиливается логикосистемный компонент законодательства; происходит (во многом путем не всегда оправданных заимствований у Запада) в континен­тальную правовую семью. Изменяются и формы источников отечественного права. Это:


1) манифесты — особые торжественные акты, издававшиеся только монар­хом и обращенные ко всему населению;

2) указы, которые издавались монархом или от его имени Сенатом. Адресо­вывались эти акты определенным органам или лицам и были обязательны лишь для них. Содержали как правовые нормы, так и административные предписания;

3) регламенты. В этих законодательных актах определялись штаты, структу­ра, функции, порядок деятельности и делопроизводства каких-либо учрежде­ний, а также права и обязанности их должностных лиц и порядок прохожде­ния ими службы;

4) уставы — акты и сборники, регулировавшие определенную сферу госу­дарственной деятельности: функции отдельного ведомства или отрасль мате­

риального права. Воинский устав и включенный в него «Артикул воинский» 1715 г. стали первой попыткой кодификации уголовного права;

Государство и право России в первой половине 19 в
1.Развитие форм государственного единства
Российская империя в первой половине XIX в. была в основном унитарным государством – губернии были административно-территориальными образованиями, полностью контролировавшимися из имперского центра.
Вместе с тем в составе империи существовал ряд автономных национальных образований, среди которых прежде всего следует выделить Финляндию и Польшу.
Выборгская губерния была присоединена к России еще Петром I в результате Северной войны. Остальная Финляндия на правах Великого княжества вошла в состав России в 1809 г. после победоносного завершения очередной русско-шведской войны Тогда же к Великому княжеству Финляндскому была присоединена Выборгская губерния. Российский император принял титул великого князя Финляндского, и объединение России и Финляндии обрело форму личной унии.
В Финляндии был создан сословный (4-палатный) сейм. Финляндский сенат выполнял не только судебные, но и правительственные функции.
Конституция Финляндии неоднократно нарушалась российскими имперскими властями.

Собственно польские и литовские земли вошли в состав России в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г.
По итогам Венского конгресса 1815 г., когда большая часть Варшавского княжества была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше статус Царства Польского и Конституционную хартию. В Польше, как и в Финляндии, был создан сейм.