Файл: Предмет и метод истории государства и права История отечественного государства и права как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Польше в основном сохранялось местное право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. В частности, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не на губернии.
После польского восстания 1830 г. Николай I заменил александровскую Конституционную хартию Органическим статутом (1832). Польский сейм был упразднен, воеводства преобразованы в обычные российские губернии, в дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономности Польши, в 1866 г. Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя император сохранил в своем официальном титуле наименование царя польского.
Определенные элементы автономизации существовали также в Закавказье и отдаленных восточных территориях Российского государства.
ДРУГОЙ ВАРИАНТ !!!Территория России расширялась, к ней были присоединены обширные земли как на западе (Прибалтика, Финляндия, Польша, Молдавия), так и на юге и юго-востоке (Закавказье, Казахстан), присоединение происходило как мирным, так и военным путём.

Финляндия. Финляндия в составе Швеции не обладала значительным самоуправлением, поэтому присоединение Финляндии к России поддерживалось широкими общественными силами в Финляндии, за это она и получила особый статус в составе Российской империи. Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, во главе стоял великий князь (которым являлся Император России), был сейм (который не созывался с 1809 по 1861 год), действовала собственная судебная и правовая система, своё административно-территориальное деление, но Императора в Финляндии представлял генерал-губернатор. Таким образом, можно сделать вывод, что Финляндия находилась в составе Российской империи на правах реальной унии, то есть объединения государств под единым монархом с сохранением местной правовой, судебной и административной системы.

Польша. После Венского конгресса Великое герцогство Варшавское вошло в состав Российской империи в качестве Царства Польского. Польше была дарована конституция и Александр I даже присягнул этой конституции, став по сути ограниченным монархом на территории Польши. Польша имела собственный выборный орган – сейм, который избирался на основании всеобщих, но неравных выборах. Польша обладала своей армией, государственный аппарат формировался из поляков, государственным языком был польский, религией – католичество, герб, а также собственная судебная, правовая система и административно-территориальное деление. По сути, Царство Польское было государством в государстве, обладала собственной государственностью, и с Россией у неё был только общий монарх, то есть Польша находилась в составе империи на правах личной унии. Но после польского восстания 1830-1831
года и его подавления, Николай I лишил Польшу конституции и инкорпорировал её в состав России, издав Органический статут.

Прибалтика. Прибалтийские земли (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия) были инкорпорированы в течение XVIII века, но обладали определёнными особенностями и элементами собственных систем. То есть были инкорпорированы с особым статусом.

Молдавия. Большая часть Молдавии была инкорпорирована без каких-либо особых статусов и даже вошла в состав разных губерний, но Бессарабия, где компактно проживали молдаване, сначала вошла в Россию, сохранив свою судебную, правовую, административную систему, но потом этот статус был отменён, и Бессарабия была инкорпорирована, но с учётом местных особенностей.

Закавказье. В те времена происходила кавказская война 1817-1864 годов. Поэтому управление этими территориями осуществляло военное руководство, существовал Главнокомандующий Грузии. На Кавказе присоединённые земли лишались государственности и инкорпорировались, но какое-то время существовали старые феодальные образование, которые постепенно тоже присоединялись.

Казахстан. Мирное присоединение Казахстана, сопровождалось, установлением отношений вассалитета-сюзеренитета между казахскими ханами и русским императором. Но потом и здесь происходит инкорпорация.

Итог: в первой половине XIX века происходило значительное расширение территории Российской Империи, и новые земли включались и приобретали разнообразный статус, при этом можно отметить две основные тенденции: 1) большое разнообразие статуса земель в составе России 2) стремление к инкорпорации и унитаризму. Поэтому в итоге, Россия становится не государством, основанным на простом унитаризме, а государством, основанном на сложном унитаризме, то есть государством, включающим в себя административно-территориальные образования, обладающие различным правовым статусом.

 2.Изменение в правовом положении сословий
Начало 19 века:
Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Духовенство. Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.
Городские обыватели. Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии. Первая - оптовые торговцы; вторая розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастером и подмастерьев. Городское население составляли мещане, в основном работавших по найму на фабриках и заводах. Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.
Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.
Вторая половина 19 века:
После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны:
Дворянство потеряло бесплатную рабочую силу, большая часть разорилась, другая – вступила на путь предпринимательства. Дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение. В его руках находилась политическая власть.
Духовенство. Правовое положение сословия существенно изменилось. Сами служители церкви получили еще больше привилегии.
Крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Они должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока они не выкупали ее, назывались временнообязанными, неся в пользу помещиков повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В селах и в волостях крестьянам был предоставлено самоуправление.
Городские обыватели. Городовое положение 1870 года устранило из устройства городского управления сословный принцип как вредный для преуспевания городов. Право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом. Таким образом, сохранявшиеся в законе постановления о городском состоянии были лишены всякого практического значения и стали иметь лишь исторический интерес.
Казачество .В основе привлечения казачества к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в XIX в. система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 г. закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака. Затем государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское.


 

3.Государственный механизм российского самодержавия

В 1-ой половине 19 века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Членами государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики, дел царства Польского.

Учреждена Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в ней было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно III отделение, которому был придан статус жандармов. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Со 2-ой четверти 19 века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. «Собственная его Величества канцелярия» постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале 19 века в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.