Файл: Достижения в области изучаемой науки. Компрессия как основной вид переработки научного текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его качественные и количественные параметры;

- затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставлению приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;

- далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;

- на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;

- стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, проверяются более тщательно.

Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире.
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nauka-chto-ehto-takoe-funkcii-vidy-nauki.html

Послетекстовые задания:

1. Ответьте на вопросы:

- Перечислите и охарактеризуйте 5 основных функций науки.

- Каковы 3 основания, на которых базируется наука?

- Какова структура научного подхода к познанию окружающей действительности?


2. Выделите основную и дополнительную информацию;

3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).
Задание 2. Прочитайте текст.

Наука Казахстана: в ожидании прорыва

XXI век – время революционных изменений в области науки и новых технологий. При этом, согласно исследованию корпорации RAND «Глобальная технологическая революция 2020», нет никаких признаков того, что в предстоящие полтора десятилетия темпы прогресса в названных выше сферах замедлятся.



Научные открытия в фундаментальных и прикладных областях, а также новые технологии в передовых странах являются фактором экономического роста и процветания.

Казахстанские учёные вносят пусть небольшой, но существенный вклад в мировую копилку научных достижений. Достаточно назвать те, которые могут иметь серьёзный экономический эффект.

Сплав «Казахстанский». Новый материал, ферросиликоналюминий, созданный в НЦ по комплексной переработке минерального сырья, значительно улучшает свойства стали и имеет большие перспективы в цветной и чёрной металлургии и машиностроении.

Технология извлечения бериллия. Ученые КазНУ им. аль-Фараби нашли возможность исключения высокотемпературного процесса, который сопровождается выделением токсичных газов и требует больших энергозатрат и использования дорогостоящего огнеупорного оборудования при плавке металла. На базе внедрения новых технологий удалось получить более 150 новых видов продукции из оксида бериллия с уникальными электро-физико-химическими свойствами. Данная продукция уже экспортируется на оборонные предприятия военно-промышленного комплекса России, Украины, Беларуси, Польши, Израиля. Заинтересованность во внедрении данной разработки на собственных предприятиях проявляют ведущие страны мира: США, Китай, Индия и др.
Кольцо HOOPE. Изобретение с участием исследователя из Казахстана Дамель Мектепбаевой – диагностическое кольцо Hoope способно безболезненно брать у человека кровь и автоматически проверять её на самые распространённые инфекционные заболевания. 

«Гуминт». Композиционное удобрение с гибкой формулой, когда состав регулируется за счёт увеличения доли тех или иных макроэлементов. Оно может связывать воду и отдавать её растениям в засушливый период. Авторы изобретения - учёные Института органического синтеза и углехимии во главе с профессором Сериком Фазыловым.
Сейчас государство оплачивает исследования, которые проводятся в рамках 7 приоритетных направлений. По каждому приоритету обозначены конкретные темы. Например, в рамках направления «Рациональное использование природных ресурсов» исследуются композиционные и наноматериалы, а в рамках направления «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии» ведётся работа по проблемам биоинформатики и речевым технологиям. Всего на данный момент реализуется 1096 проектов и 93 программы. 
Адил Ибраев

президент АО «Национальный центр государственной

научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК

https://forbes.kz/process/science/nauka_kazahstana_v_ojidanii_proryiva



Послетекстовые задания:

  1. Определите тему и коммуникативную задачу текста;

  2. Сформулируйте вопросы по содержанию текста

  3. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

4. Прочитайте цитаты ученых о науке. Прокомментируйте их смысл.

Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира. (
И. Артоболевский)

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.

(П. Буаст)

Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники. (Д. Бернал)

Процесс производства может быть превращен в технологическое приложение науки.

(К. Маркс)
Задание 3. Прочитайте текст.

Система «наука инновации - производство»

Существует система «наука – инновации – производство», элементы которой крепко связаны. Принцип сегодняшнего дня – опережение наукой техники и технологии, т.е. наука идет впереди развития техники и технологии, обеспечивая им теоретическую основу - инновационные открытия, которые дадут им базу для дальнейшего совершенствования.

Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. 

Успех технического и технологического прогресса, всего хода научно-технической, технологической и информационной революции зависит от успехов теоретических наук, например: механики, физики, математики, кибернетики, химии, биологии и многих других.

Современная научно-техническая революция, осуществляемая при опережающей роли науки, включает в себя не только науку и технику, но и производство. Это сложная и развивающаяся система «наука техника производство», которая содержит соответствующие элементы:

- фундаментальные исследования, прикладные исследования,

- разработка научных, технических и технологических идей, подготовка производства,

- собственно производство (изготовление, применение).

Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки веществ, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой – навыки и умения в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствуют необходимые знания и производственные навыки обслуживающего персонала. Техника может рассматриваться реальное воплощение мощи человеческого разума, его творческого потенциала.


Непременным условием развития техники служат инновационные технологии. Технология неразрывно связана с техникой как ее способ, система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата. Потребность в технологическом совершенствовании различных видов человеческой деятельности выступает мощным стимулом развития науки и техники.

Основой общественного развития является материальное производство, которое выступает как фундамент, как средство обеспечения условий для свободного гармонического развития личности.

Общественное производство – это все, что позволяет обществу сохранять свое существование, функционировать и развиваться.

Производство составляет основу всей общественной жизни. По сути, это способ существования человека, отличающий его от животных. Результаты производства не только удовлетворяют потребности людей, но и рождают новые потребности, удовлетворение которых возможно лишь на основе дальнейшего развития производства.

Существуют две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством:

- обусловленность развития науки потребностями производства;

- обратное воздействие науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями).

Т.о., современная научно-техническая революция выражается во взаимосвязи науки и техники как переплетение двух основных процессов: внедрения науки в производство и внедрения производства в науку.

http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/051.pdf

Послетекстовые задания:

  1. Определите стиль и подстиль данного текста.

2. Ответьте на вопросы

- Назовите элементы логической цепочки, связывающей науку с практикой.

- Каково определение понятия «техника»?

- Что служит непременным условием развития техники?

- Что является основой общественного развития?

- Какие существуют 2 тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством?

3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).

● Заполните КАРТОЧКУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:

Ф.И. __________________________________________________________________________

1. Какую новую, еще неизвестную мне информацию я получил на занятии?

_____________________________________________________________________________

2. Что я еще хочу узнать по этой теме?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Где я буду применять полученные знания?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания по СРО. Подготовить выступление по теме: "Наиболее важные достижения в изучаемой науке"