Файл: Дипломная работа дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дошкольное детство – сензитивный период в развитии образной памяти. Её перестройка связана с изменениями в разных сферах психической жизни ребенка. Для образования полноценного представления недостаточно только созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношения между выделенными частями, деталями, объектами. Поэтому образная память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия, обеспечивающейся аналитико-синтетической деятельностью. Повышение эффективности образной памяти обусловлено развитием мыслительных операций, формированием умственных действий (Л.М. Житникова , П.И. Зинченко ). Дошкольники начинают прибегать к простейшим формам обобщения, которые приводят к систематизации представлений. Из схематичных, слитных, неопределенных, они становятся четкими и дифференцированными. Закрепляясь в слове, образы памяти объединяются, приобретая «картинность». Речь все больше включается в мнемические процессы, повышая их эффективность (А.А. Люблинская, Е.Д. Кежерадзе) Следовательно, генезис разной памяти связан с развитием интеллектуальной деятельности в целом. Включение образного материала в активную целенаправленную деятельность обеспечивает его запоминание на основе детального восприятия об обобщения.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется ребёнку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто какая-нибудь деталь, которая осталась бы не замеченной взрослым, ребёнком запоминается прочно и надолго.

Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают.

На более ранних ступенях развития, в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте, память носит непроизвольный характер.

Центральным новообразованием в области памяти дошкольника является становление ее произвольности (А.Л. Леонтьев ). Запоминание превращается в особый целенаправленный процесс – внутреннее действие, занимая новое место в структуре деятельности ребенка. Данный познавательный процесс традиционно изучается в детской психологии. Развитие высших форм памяти рассматривается как процесс и результат социализации дошкольника, включения его в жизнь общества через совместно-разделенную со взрослым деятельность, который выступает проводником в мире человеческих отношений и предметов (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко). Перестройка генетических форм памяти определяется изменением форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками, которое происходит внутри системы взаимосвязанной деятельности ребенка с окружающими (В.Я. Ляудис).


З.М. Истоминой были выделены этапы ее развития, показав механизм формирования припоминания, прослежено влияние разных мотивов на запоминание. Мнемическая деятельность наиболее успешно протекает в игре. П.И. Зинченко, З.М. Истомина показали, что дошкольники могут освоить логические приемы запоминания.

Существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника.

Конечно, характер такого осмысления изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников наряду с наглядными представлениями об отдельных вещах большую роль начинают играть общие представления о группе сходных предметов.

Таким образом, у дошкольника наряду с образной памятью начинает складываться память словесно-логическая. В этом обнаруживается развитие второй сигнальной системы в её взаимодействии с первой. Образование временной связи между словесными сигналами, обозначающими обобщённые группы сходных предметов и явлений, придаёт запоминанию словесно-логический характер.

Нашли свое отражение в исследованиях и процессы самоконтроля в мнемической деятельности. По данным Н.М. Гнедовой, они появляются в 4 года. А дети 5–6 лет уже могут успешно контролировать себя одновременно с выполнением мнемической задачи. С возрастом меняется направленность самоконтроля, возрастает стремление к правильному и точному воспроизведению.

В дошкольном возрасте нельзя рассматривать произвольность отдельно взятого ребенка вне контекста его общения со взрослым. При проведении теоретического анализа произвольной памяти дошкольника мы опирались на мнение А.Н. Леонтьева о том, что становление произвольности во всех сферах психики имеет общие корни и особенности. Оно связано с тем, что поведение ребенка превращается во внеситуативное и уже жестко не подчиняется внешнепредметной заданности. Появляется направленность на собственные внешние или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой (А.Я. Леонтьев, А. А. Смирнова ).


В работах Л.A. Кожариной, С.Н. Рубцовой выделены показатели произвольности, применяемые к памяти дошкольника: инициативность, активность личности, исходящая от самого ребенка, как субъекта деятельности; осмысление деятельности и привнесение смысла в свои действия, что проявляется в способности проанализировать и учесть свой прошлый опыт, мотивировать выбор средств, предмет и объекта деятельности, подробной вербализации ее хода и смысла; осуществление самооценки и самоконтроля, регуляция и коррекция процесса решения задачи; осознание себя в своей деятельности; квалификация себя не как исполнителя, а как деятеля; относительная независимость от взрослого в постановке цеди, планирования и организации собственных действий.

Ребёнок запоминает то, что приобрело в его жизни, в его деятельности важное значение, что его заинтересовало, что вызвало у него сильное и яркое впечатление. При этом дети не ставят себе специальной цели запомнить что-либо. Предметы «запоминаются» как бы сами собой, в процессе игровой деятельности или участия в посильных видах труда. Попытки со стороны взрослого поставить перед маленьким ребёнком задачу запомнить что-нибудь не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания.

Память как особая целенаправленная деятельность - как произвольное запоминание и припоминание - у детей этого возраста ещё не сложилась.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и в организованных занятиях, ребёнок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает воспитатель. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти.

Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности.

На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребёнок не владеет приёмами запоминания, он ещё не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребёнок научается сознательно пользоваться простейшими приёмами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребёнок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.


В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Ребёнок не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие приёмы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает ребёнку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приёмы, способствующие лучшему запоминанию.

Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Таким образом, память занимает особое место в психике дошкольника и играет важную роль на более поздних этапах онтогенеза, вступая в сложные взаимосвязи со словесно-логической памятью. Дошкольное детство – сензитивный период в развитии образной памяти. Её перестройка связана с изменениями в разных сферах психической жизни ребенка. Центральным новообразованием в области памяти дошкольника является становление ее произвольности. Запоминание превращается в особый целенаправленный процесс – внутреннее действие, занимая новое место в структуре деятельности ребенка.

1.3 Педагогические условия развития памяти детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Игра - важное средство развития памяти детей дошкольного возраста. Н.С. Немов отмечает, что продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне её З.М. Богуславская отмечает, что в практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям дается задача запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них), но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и пр.). Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребенка. В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является организация игровой деятельности, широкое использование её психолого-педагогических возможностей. Дидактические игры должны следовать необходимым педагогическим условия, способствующим развитию целенаправленной памяти ребенка. Важным условием при этом является организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС. Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка. Большую роль в развитии памяти ребёнка - дошкольника играет правильная организация детской деятельности. От того, как организованна деятельность ребёнка, постановка перед ним специальной цели запомнить или припомнить нужный материал, увязывание задачи на запоминание и припоминание с общими мотивами его деятельности, формирования у ребёнка способов запоминания и припоминания во многом зависит и эффективность развития его памяти. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку. Учить детей
бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты. Необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить нужные ему сведения (проговаривание, припоминание, анализ, группировка); Для ребенка дошкольного возраста процессы памяти и мышления находятся в неразрывной связи, а иногда и вовсе тождественны. Запоминание непосредственно, а припоминание почти всегда мыслительный акт. Преобладание у детей конкретно образного мышления определяет и тип игр, тренирующих память. Л.М. Житникова отмечает, что важнейшим условием и предпосылкой овладения детьми способами логического запоминания является развитие у них до определенного уровня тех мыслительных операций, которые затем будут использованы в мнемических целях. В дошкольном возрасте с помощью дидактических игр необходимо обучать детей: классификации как познавательному действию, классификации как способу логического запоминания 22, с. 5 Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того чтобы отнести единичное к общему (лошадь – к животным, тарелку – к посуде, помидор – к овощам и т. Д.), ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Прежде всего, данный, конкретный предмет он обозначает словом, относя его тем самым к определенной категории предметов. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. При этом ребенку необходимо знать обобщающее, родовое название, только при этом условии возможно дальнейшее осуществление и совершенствование процесса классификации. Родовое название закрепляет то общее, что свойственно определенной группе предметов и явлений; оно является результатом и показателем произведенного обобщения. И овладение общим понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от единичного к общему (корова, лошадь, собака это животные) и от общего к единичному (животные это корова, лошадь, собака и т. Д.) 22, с. 55. Усвоение общего понятия, включающее как обобщение и абстракцию, так и конкретизацию, раскрытие его содержания требуют осознания детьми самого процесса образования группы. А для этого важно, чтобы ребенок не только воспринимал и произносил обобщающие слова, не только наблюдал процесс создания группы, но и сам принимал непосредственное практическое участие в образовании совокупности однородных предметов, связанных между собой по существенным признакам, отраженным в слове-названии группы. Этому можно научить используя разнообразные дидактические игры. После определенного количества игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, следует вводить различные словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь на имеющиеся у них знания. Подобные игры способствуют не только активизации внимания и мыслительной деятельности, благодаря которой дети производят обобщение и классификацию, но и совершенствованию их памяти. Для того чтобы дать обобщающее название предлагаемой группе, дети должны удержать в памяти ее элементы и еще раз проанализировать их уже по представлению. Научив детей осуществлять классификацию как умственное действие (в пределах определенного материала), следует переходить к играм, в процессе которых дети будут овладевать умением использовать классификацию в качестве способа логического запоминания 22, с. 60. Учить детей пользоваться классификацией как способом запоминания можно лишь после овладения ими группировкой предметов. Таким образом, совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. В данном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать определенные мнемические приемы. Воспитателю важно сформировать у детей такие способы запоминания, как смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана. [52, с. 65]. Начинать любую игру следует с небольшого количества заданных групп и картинок, постепенно усложняя игру за счет увеличения материала (как количества групп, так и элементов в каждой из них). Целенаправленная работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста невозможна без содружественной работы воспитателей и родителей. Работу необходимо проводить параллельно дома и в дошкольном образовательном учреждении. Задача родителей – создание в семье условий, благоприятных для общего развития ребенка, проведение целенаправленной и систематической работы по умственному и речевому развитию детей. Для создания у родителей интереса к данной проблеме можно оформить папки-передвижки по заданной теме. Провести консультацию с целью обратить внимание родителей на развитие памяти своих детей, расширить знания родителей о значении памяти для умственного, физического, психического развития детей (приложение В).