Файл: Дипломная работа дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В дидактической игре «Художественный салон» детям предлагалось выбрать продавца и покупателя. В ходе игры, покупатели выбирали предмет и запоминали его по внешним признакам. Далее каждый покупатель шел к продавцу и объяснял предмет по памяти. Дети в роли покупателей очень подробно описывали необходимый предмет. В большей степени им запоминался цвет и внешние признаки (мягкий, резиновый, бумажный).

В дидактической игре «Запомни точки» вывешивался плакат с точками. Детям предлагалось запомнить расположение точек. Затем плакаты убирались, и дети рисовали расположение точек у себя на листочках. Дети с заданием справлялись моментально. После того, как все выполнили задания, плакаты возвращались обратно и вместе с воспитателем дети проверяли правильно ли они расставили точки. В конце игры детям было предложено поднять руку, если точки были расставлены правильно.

Дидактическая игра «Вспомни фигуру» проводилась индивидуально с каждым ребенком. На столе перед ребёнком выкладывалась фигура из накрывалась листком, и ребенок сам составлял фигуру по памяти. После того, как фигура была составлена ребенком, образец открывался и ребенку было необходимо сравнить фигуру – образец и свою фигуру, при необходимости исправить ошибки. Так дети сравнивали свои фигуры и самостоятельно исправляли ошибки.

Следующая дидактическая игра «Пирамида» проводилась с каждым ребенком индивидуально. Сначала разыгрывалась проблемная ситуация: Буратино не знал, как составить пирамиду из слов и попросил нашей помощи, составить пирамиду. Далее ребенку называлось сначала одно слово, ребёнок сразу же повторял его, затем называлось еще два слова, ребёнок повторял их и так далее, пока пирамида не закончилась. У каждого ребенка получилась своя пирамида, состоящая из разного количества слов. Некоторым детям приходилось составлять пирамиду по два раза из – за плохо запоминающих слов.

В дидактической игре «Что изменилось» детям предлагалось помочь Зайчику и найти во второй таблице те предметы, которые не были и были в первой. Сначала дети посмотрели на первую таблицу и запомнили ее. Затем, по очереди, вспоминая, они называли новые появившиеся предметы. Таким образом, в конце игры дети назвали все предметы.

Дидактическая игра «Вспомни предмет» проводилась в индивидуальной форме. Каждому ребенку предлагались по 5 картинок, которые нужно было запомнить. На запоминание давалось по 10 секунд. После того, как время истекало, картинки переворачивались. И воспитатель показывала на перевернутую картинку и просила вспомнить, что на ней было нарисовано. Ребенок, вспоминая картинки постепенно называл предмет. Детям было настолько интересная игра, что в самостоятельной игровой деятельности было замечено, как дети играли в нее самостоятельно.


В дидактической игре «Осенние листья» ребенку предлагалось на запоминание листок дерева. Ребенку нужно было запомнить лист. Далее эта карточка откладывалась в сторону и ребёнку давали другую карточку, на которой изображены 10 разных осенних листьев, среди которых есть точно такой же, как был предъявлен ребёнку для запоминания. Ребёнку нужно было найти этот лист. Когда задача была решена, вместе с ребенком воспитатель обсудил, на что ребенок обращал внимание, когда его запоминал. Дети в большей степени обращали внимание на цвет и контур листка.

Проведена дидактическая игра «Запомни картинки». Детям предлагалось поделиться на две команды: «Лучики» и «Капельки». Каждой команде было необходимо запомнить по 10 картинок. Дети каждой из команд старались запоминать предложенные картинки. В ходе игры победила команда «Капельки» так как дети смогли вспомнить картинок больше, благодаря командной работе. Детям очень понравилось играть в такую игру. В конце игры они даже попросили поиграть в нее еще раз.

Также дидактические игры представлены в приложение 1.

В уголке информации для родителей были представлены рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком дидактической игры, представлено в приложение 2.

Вывод по второй главе

Дидактическая игра – многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка- дошкольника. Основным компонентом структуры каждой дидактической игры являются замысел, цель, содержание, правила игры, игровые действия, результат. В работе с дошкольниками игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, в частности памяти, независимо от того, в каких условиях организуется обучение. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, теоретико-экспериментальные исследования позволили выделить следующие особенности педагогической работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста: используется индивидуально-дифференцированный подход к дошкольникам; определены формы работы, последовательность использования дидактических игр, сформулированы дидактические задачи; разработан и используется комплекс дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.


С целью развития памяти детей старшего дошкольного возраста была подобрана и апробирован комплект дидактических игр.

Для развития памяти во время дидактических игр, создавали мотивацию для запоминания и припоминания. Если во время индивидуальных занятий сотрудничество происходило между воспитателем и ребенком, то во второй половине дня во время дидактических игр организовывали сотрудничество детей друг с другом.

Таким образом, дидактические игры, проведенные нами на практике, однозначно оказали положительное влияние на развитие памяти дошкольников. Уже на середине работы, было заметно, как дети запоминали больше предметов и слов. Дети постепенно запоминали больше, во время проведения игр.

Заключение

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. 

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра,  именно она дает богатейшие возможности для развития психики ребенка.

Дидактические игры и упражнения являются средством повышения уровня развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Раннее детство – самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, постепенность, повторяемость выполнения заданий.

Память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения.

Нами была спланирована, организована и проведена работа по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Дошкольники были внимательны при выполнении заданий, проявляли интерес к деятельности.


Дидактические игры способствуют развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий:

- если использовать различные виды дидактических игр, организуя их целенаправленно и последовательно, включая во все виды детской деятельности;

- проводить дидактические игры методически грамотно, обучая приёмам запоминания;

- если данную работу проводить совместно с родителями.


Список литературы


  1. Азарова, Т.В., Психология / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2016.- 341 с.

  2. Ашкинази, Е.В. Развиваемся, играя: практ. пособие / Е.В. Ашкинезер. - Мозырь. Белый Ветер, 2011. - 67с

  3. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.

  4. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 64 с.

  5. Белых В. Тренируем память перед школой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 32 с.

  6. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.

  7. Бозиева С. К., Ногерова Н. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №44

  8. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2015. - 136с

  9. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения// Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - №1

  10. Виды памяти  у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-pamati-u-detej-doskolnogo-vozrasta, свободный.

  11. Диагностика памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat, свободный.

  12. Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников [Электронный ресурс]/ Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news5872.html, свободный.

  13. Дидактические игры [Электронный ресурс]/ Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-577092.html, свободный.

  14. Дидактические игры в детском саду [Электронный ресурс]/ Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-detskom-sadu.html, свободный.

  15. Закономерности развития памяти в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://studwood.ru/1223492/psihologiya/zakonomernosti_razvitiya_proizvolnoy_pamyati_doshkolnom_vozraste, свободный.

  16. Крутецкий, В. А.. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение.—352 с, ил.. 1980. – 113 с.

  17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕ СС, 1997 -176 с. илл.

  18. Методические рекомендации для воспитателей [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vospitatelei-didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, свободный.

  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с.

  20. Особенности дидактических игр [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://lektsia.com/9x2b93.html, свободный.

  21. Особенности памяти у дошкольников,  условия ее развития [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://psixologiya.org/vozrastnaya/detskaya/1645-osobennosti-pamyati-doshkolnika-i-usloviya-ee-razvitiya.html, свободный.

  22. Развитие памяти детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov, свободный.

  23. Развитие памяти у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta, свободный.

  24. Рекомендации по использованию дидактических игр [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_dlia_vospitatieliei_dou_po_ispol_zovaniiu_didak, свободный.

  25. Рогов Е. И. Настольная книга практического  психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

  26. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 96 с. – (Пед. образование).

  27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.

  28. Условия развития памяти в разных видах детской деятельности [Электронный ресурс]/ Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/09/rol-igry-v-razvitii-pamyati-doshkolnikov, свободный.

  29. ФГОС ДО (Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования) [Электронный ресурс]/ Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/, свободный.

  30. Черемошкина  Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).





Приложение 1

Дидактические игры на развитие памяти

Кто ушел?

Цель: развивает память, внимание.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

Вариант.

Когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.

У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Так трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует: «Становитесь! ». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном педагогом.

Заколдованный шарик

Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.

Материал: два воздушных шарика.

Ход игры

Надуйте два воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:

Снип, снап, снуре - раз, два и три!

Шар заколдован – иди посмотри!

«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Пусть дети сами повторят заклинание и прилепят шары.

Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.