Файл: Дипломная работа дидактическая игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также родителям можно предложить тест, по которому они могут проверить, насколько хорошо развиты разные виды памяти детей, различные игры и упражнения по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста, которые они могут использовать в домашних условиях, а также список литературы, где они могут найти необходимую информацию по данной проблеме.

Заинтересованность родителей, их участие положительным образом отразятся на развитии памяти у детей. Рекомендовать родителям развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания, учить вспоминать последовательность событий, учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы, учить использовать образ как средство развития произвольной памяти, учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминании, способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства. Дополнительный комплекс игр был предложен родителям для проведения досуга детей (приложение Г). В этом воспитательная сила игры. Но успех достигается только при условии правильно организованного педагогического воздействия, предусматривающего комплексный подход на всех этапах формирования игры, начиная с раннего возраста.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Выводы по первой главе

Итак, память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания , сохранения и воспроизведения.

В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление.

Память занимает особое место в психике дошкольника и играет важную роль на более поздних этапах онтогенеза. Дошкольное детство – сенситивный период в развитии образной памяти. Её перестройка связана с изменениями в разных сферах психической жизни ребенка. Центральным новообразованием в области памяти дошкольника является становление ее произвольности. Запоминание превращается в особый целенаправленный процесс – внутреннее действие, занимая новое место в структуре деятельности ребенка.


Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении ряда условий:

- если в группе будет организована предметно-развивающая среда с учетом требований ФГОС;

- если в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель будет использовать различные виды дидактических игр, организуя их целенаправленно и последовательно, включая во все виды детской деятельности;

- если воспитатель будет проводить дидактические игры методически грамотно, обучая приёмам запоминания;

- если к работе по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста привлекать родителей воспитанников.


Глава 2. Исследование дидактических игр как средство развития памяти у детей старших дошкольников.

2.1.Дидактическая игра, виды и особенности игр.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей . В них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.

Для дошкольников обучение должно быть легким и ненавязчивым , должно поддерживать и вызывать интерес . Вот почему такая форма , как игра , пользуется в педагогической науке особой популярностью . Получение знаний для детей дошкольного возраста проходит в том виде , в котором оно им понятно и доступно.

Отличительные признаки такой формы обучения:

Наличие игровой ситуации;

Определенный перечень правил, которые помогают детям понят порядок действий;

Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр . Целью дидактической игры является - передача определенного учебного материала в легкой активной форме . Проводиться она может как с конкретным ребенком , так и в целом , с целой группой в детском саду

Виды дидактических игр

1.Предметные дидактические игры. Это могут быть предметы природы, игрушки, (плоды, семена, неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.);

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку ( цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно и для развития отвлеченного, логического мышления. Так же в играх дети совершенствуют знания о материале. из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек


2. Настольно-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления.

Их цель:

- закрепление знаний о предметах и их назначении;

- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;

- установление взаимосвязи между предметами;

- составление целого из частей.

Так же, настольно - печатные игры разнообразны по видам:

парные картинки (подбор картинок по парам);

подбор картинок по общему признаку;

запоминание состава, количества и расположения картинок составление разрезных картинок и кубиков;

описание, рассказ с и кубиков, описание, рассказ с показом действий, движений), а еще лото и домино

3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Дидактическая игра как игровой метод обучения 

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактическая игра как форма обучения детей 

Содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра состоит:

1) дидактической игровой задачи;

2) игрового действия и отношения играющих.

Игровая задача – для чего эта игра, что развивает.

Игровые действия – ход игры (что, зачем), у каждого играющего есть свой определенный ход.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Особенности дидактических игр Особенность дидактических игр состоит в том, что играя, дети решают обучающую решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать:


1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений;

2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры;

3) какие умственные операции должны развиваться при этом;

4) какие качества личности должны развиваться при этом. Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры (подобрать необходимые игрушки, показать детям образец обращения к кому либо и т.д.) . В каждой дидактической игре своя обучающая задача , поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического свойства или состояния того или иного психического процесса. Кроме того , учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально - психологических особенностей дошкольников. Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий обучении детей к сожалению некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.

2.2. Использование дидактических игр на развитие памяти на практике и рекомендации родителям.

В ходе исследования было проведено дидактические игры. Дидактические игры для развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

В дидактический игре «Запоминаем вместе» детям предлагалось на слух запоминать геометрические фигуры. Для этого им было необходимо встать в круг, называя геометрическую фигуру, передать мяч соседу справа. Так дети запомнили по кругу геометрические фигуры и называли свою. Игру приходилось проводить по два раза, т.к сначала дети путались в геометрических фигурах и забывали некоторые фигуры. Во второй раз, дети включились в игру и уже лучше стали запоминать.

В дидактической игре «Гуляем в лесу» ребенку предлагалось представить, что мы гуляем в лесу. Затем на стол выкладывались картинки с изображением птиц. Далее эти картинки убирались, ребенку предлагалось помочь вспомнить, каких птиц мы видели. Игра проводилась индивидуально с каждым ребенком. Так ребенок в спокойной атмосфере, не торопясь вспоминал увиденных птиц. В конце игры вновь выкладывались картинки, и ребенок мог увидеть, каких птиц он опустил назвать.