Файл: Пасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ В СВЯТУЮ НОЧЬ

1. Согласно многовековой традиции, Святая Ночь — это ночь бдения во славу Господа (Исх 12, 42). Верные, послушные словам Евангелия (Лк 12, 35), держа в руках горящие свечи, должны уподобляться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашёл их бодрствующими и соделал участниками Своей трапезы.

2. Навечерие этой ночи, вершина и благороднейшее из всех торжеств, должно быть единственным в каждом храме. Оно устроено таким образом, что после Светильничного Богослужения и провозглашения Пасхи (первая часть Навечерия) Святая Церковь вспоминает великие дела, которые Господь Бог сотворил от начала для Своего народа, слушая внимательно слова и обетования Божии (вторая часть Литургии Слова); затем, при приближении дня Воскресения, Церковь со своими новыми членами, возрождёнными крещением (третья часть), призывается к трапезе, которую Христос Господь уготовал Своему народу Своей смертью и воскресением (четвёртая часть Навечерия).

3. Все обряды Навечерия Пасхи совершаются ночью: строго запрещается совершать их до наступления ночи, закончить же надлежит до восхода солнца в воскресенье.

4. Месса Навечерия, даже если она служится до полуночи, является Пасхальной Мессой Воскресения Господня.

5. Те, кто участвовал в Мессе ночью, могут повторно причаститься на Мессе днём. Священник, служащий или сослужащий Навечерие Пасхи, может повторно служить или сослужить Мессу днём.

Навечерие Пасхи занимает место Часа Чтений.

6. Священнику обычно помогает диакон. При его отсутствии обязанности его чина, за исключением указанного ниже, исполняет сам предстоятель или сослужащий священник. Священник и диакон одеваются в облачения белого цвета, как для Мессы.

7. Надлежит приготовить свечи для всех, участвующих в Навечерии. Освещение храма гасится.
Часть первая

ТОРЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО НАВЕЧЕРИЯ,

ИЛИ СВЕТИЛЬНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОГНЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПАСХАЛА
8. В подходящем месте вне храма разжигается костёр. Когда там собрался народ, приходит священник со служителями, один из которых несёт пасхал. Процессионные крест и свечи не используются. Если же невозможно разжечь огонь вне храма, используется обряд, описанный ниже, № 13.
9. Священник и верные осеняют себя крестным знамением, в это время священник произносит «
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», затем как обычно приветствует собравшийся народ и кратко наставляет его о Навечерии этими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры!

В эту святую ночь,

когда Господь наш Иисус Христос перешёл от смерти в жизнь,

Церковь приглашает своих детей, рассеянных по всей земле,

собраться вместе для бодрствования и молитвы.

Ибо, творя воспоминание Пасхи Господней,

слушая слово Божие и празднуя Его Тайны,

мы обретаем надежду

приобщиться к торжеству победы Христа над смертью

и жизни с Ним в Боге.

10. Затем священник, простирая руки, благословляет огонь.

Помолимся.

Боже, через Сына Твоего Ты дал верующим огонь Твоей славы.

Просим Тебя, освяти этот новый огонь,

через пасхальные торжества

воспламени в нас желание небесных благ

и удостой нас прикоснуться чистою душою

к торжеству вечного света.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

11. После благословения нового огня один из служителей держит пасхал перед священником, который резцом чертит на свече крест. Затем ставит над ним греческую букву Альфа, под ним — букву Омега, и между перекладинами креста — четыре цифры текущего года, произнося при этом:

Христос — вчера и сегодня (проводит вертикальную черту);

Начало и Конец (проводит горизонтальную черту);

Альфа (ставит букву Альфа над вертикальной чертой);

и Омега (ставит букву Омега под вертикальной чертой);

Ему принадлежат времена (ставит первую цифру года в верхнем левом углу креста);

и века (ставит вторую цифру года в верхнем правом углу креста);

Ему слава и владычество (ставит третью цифру года в нижнем левом углу креста);

во веки и в вечность. Аминь (ставит четвёртую цифру года в нижнем правом углу креста).


Α



2

2

2


0

Ω


1 2. После начертания креста и других знаков священник может вонзить в свечу пять крупиц ладана крестообразно, громко говоря при этом:

1. Ранами Своими святыми

2. и славными

3. Защищает

4. и хранит нас

5. Христос Господь. Аминь.
13. Там, где условия препятствуют разжечь костёр, благословление огня приспосабливается к обстоятельствам. Народ собирается в храме. Священник со служителем, несущим пасхал, следует к дверям храма. Народ, насколько возможно, поворачивается к священнику. Совершается приветсвие и увещание, как выше в № 9, затем благословляется огонь и приготовляется пасхал, как выше в №№ 10-12.

14. Священник возжигает пасхал от нового огня со словами:

Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах.
В том, что касается вышеописанных элементов, Конференции епископов могут установить и другие формы, более соответствующие культуре народа.
ПРОЦЕССИЯ

15. Когда пасхал зажжён, один из служителей берёт горящие угли из огня и кладёт их в кадило, священник, обычным образом, наполняет кадило. Диакон или, при его отсутствии, другой подходящий служитель берёт от служителя пасхал, и выстраивается процессия. Служитель с дымящимся кадилом идёт перед диаконом или иным служителем, несущим пасхал. За ним следуют священник со служителями и народом, при этом все держат в руках незажжённые свечи.

В дверях храма диакон останавливаетется и, поднимая пасхал, поёт:

С. Свет Христа.

Н. Благодарение Богу.
Священник зажигает свою свечу от пасхала.

Затем все следуют в храм, во главе идёт диакон с пасхалом. Если используется кадило, то служитель с дымящимся кадилом следует перед диаконом.

16. Затем диакон, дойдя до середины храма, останавливается и, поднимая пасхал, второй раз поёт:

Cвет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу
Все зажигают свечи от пасхала и идут далее.
17. Подойдя к алтарю, диакон, повернувшись к народу, приподнимает пасхал и в третий раз поёт:

Cвет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу.

Затем диакон устанавливает пасхал на большой подсвечник, приготовленный около амвона или посреди пресвитерия. Зажигаются светильники в храме, за исключением свечей на алтаре.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ
Провозглашение может возвещаться, в отсутствие диакона, самим священником или другим сослужащим пресвитером. Если же по необходимости провозглашение возвещает певчий мирянин, он опускает слова «Посему и вы…» до конца предначинания и приветствие «Господь с вами».
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ (длинный вариант)

Да ликуют сонмы ангелов в небе,

да ликуют силы небесные,

и да возвестит труба спасения

победу столь славного Царя!

Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом,

и, наполняемый сиянием вечного Царя,

весь мир да познает своё избавление от мрака!

Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света!

И да исполнится это место великого гласа людского.

(Посему и вы, возлюбленные братья и сёстры,

представ перед чудесным сиянием этого света,

призывайте вместе со мною милосердие Всемогущего Бога,

чтобы Он, удостоивший меня незаслуженно

быть в числе Его служителей,

наполнил меня сиянием Своего света

и сподобил воспеть славу этой свечи.)
(С. Господь с вами.

Н. И со духом твоим.)

С. Вознесём сердца.

Н. Возносим ко Господу.

С. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно

всем сердцем и душой

многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего

и Его Единородного Сына

Господа нашего Иисуса Христа;

Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама

и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.

Ибо ныне — пасхальные торжества,

когда совершается заклание истинного Агнца,

и Его кровь освящает двери верных.

Это ночь,

в которую некогда отцов наших, сынов Израиля,

Ты вывел из Египта

и перевёл через Красное море сухими стопами.

Это ночь,

когда тьму греховную рассеял столп света.

Это ночь,

которая ныне во всём мире верующих во Христа,

освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной,

возвращает к благодати и собирает в общение святых.

Это ночь,

когда, разрушив узы смерти,

Христос от ада взошёл победителем.

Ибо тщетным было бы наше рождение,

если бы Он не искупил нас!


О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение!

О, сколь неизреченно богатство любви:

ради искупления раба, Ты предал Сына!

О воистину необходимый грех Адама,

который изглажен смертью Христа!

О счастливая вина,

заслужившая столь славного Искупителя!

О воистину блаженная ночь —

та единственная, что удостоилась знать время и час,

когда Христос воскрес от ада!

Это ночь, о которой написано:

и ночь будет светла как день;

и ночь — свет мой в ликование мне.

Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину,

возвращает падшим невинность и унывающим радость,

изгоняет вражду, рождает согласие

и покоряет всякую власть.

По благодати этой ночи

прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления,

которую в торжественном приношении этой свечи —

плода трудов пчелиного роя —

совершает руками Твоих служителей святая Церковь.

Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча,

которая пылает огнём во славу Божию;

и её сияние не угасает,

хотя её пламя разделяется, раздавая свет.

Его питает тающий воск,

который дала мать-пчела

для создания этого драгоценного светильника.

О воистину блаженная ночь,

в которой соединяется земное с небесным,

человеческое с Божественным!

Итак, мы молим Тебя, Господи,

пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего,

продолжает гореть не угасая,

чтобы рассеять мрак этой ночи.

И пусть она, принятая, как приятное благоухание,

соединится с небесными светилами.

Пусть её пламя сияет до той поры,

когда его встретит Утренний Свет,

Солнце незакатное — Христос, Сын Твой,

Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом

человеческий род

и живёт и царствует во веки веков.

Аминь.
Часть вторая

ЛИТУРГИЯ СЛОВА
20. Для бдения этого Навечерия, матери всех бдений, предлагается девять чтений, а именно семь из Ветхого Завета и два из Нового (Послание и Евангелие). Все они должны быть прочитаны, где это только возможно, чтобы был сохранён характер бдения, предполагающий продолжительность.

21. Однако, если того требуют серьёзные пастырские обстоятельства, можно уменьшить число чтений из Ветхого Завета. Однако, всегда следует принимать во внимание, что чтение Слова Божия является основополагающей частью этого Навечерия Пасхи. Должны быть прочитаны по меньшей мере три чтения из Ветхого Завета, то есть из Закона и Пророков и пропеты соответствующие ответные псалмы. Никогда не опускается чтение гл. 14 книги Исхода со своей песнью.