Файл: Пасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слово Божие.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 51(50)

Припев: Чистое сердце, Боже, сотвори во мне.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *

и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего, *

и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего, *

и Духом владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, *

и нечестивые к Тебе обратятся.
Ибо жертвы Ты не желаешь, — *

я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу дух сокрушённый; *

сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.

30. Молитва после седьмого чтения (о новом сердце и новом духе):

Помолимся.

Боже, Ты подготавливаешь нас

к празднованию Пасхального таинства

Писаниями обоих Заветов.

Дай нам познать Твоё милосердие, *

чтобы, принимая нынешние блага,

мы укрепились в ожидании будущих.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.
31. После последнего чтения из Ветхого Завета со своим Ответным Псалмом и Молитвой зажигаются свечи на алтаре. Священник начинает гимн «Слава в вышних», который все продолжают. При этом звонят в колокола в соответствии с местными обычаями.

32. После гимна священник обычным образом читает Вступительную молитву:

Помолимся.

Боже, эта святая ночь

сияет славой Воскресения Христова.

Оживи в Церкви Твоей дух усыновления, *

чтобы, обновлённые телом и душою,

мы служили Тебе чистым сердцем.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, *

Бог, во веки веков.

33. Затем чтец произносит чтение из Нового Завета.
ЭПИСТОЛА Рим 6, 3-11

Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.


Слово Божие.

34. После чтения Послания все встают. Священник трижды провозглашает «Аллилуйя», постепенно повышая тональность; возглашение все повторяют. Если необходимо, «Аллилуйя» запевает псалмист.

Затем псалмист или певчий произносит Псалом 118(117), на который народ отвечает «Аллилуйя».
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118(117)

Припев: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Славьте Господа, ибо Он благ, *

ибо вовек милость Его.

Да скажет ныне Израиль: *

Он благ, ибо вовек милость Его.
Десница Господня высока, *

десница Господня творит силу!

Не умру, но буду жить *

и возвещать дела Господни.

Камень, который отвергли строители, *

соделался главою угла.

Это от Господа, *

и есть дивно в очах наших.
35. Священник обычным образом наполняет кадило и благословляет диакона. На чтение Евангелия не используются свечи, но только кадило.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 16, 1-8

Чтение святого Евангелия от Марка.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса. И весьма рано, в первый день недели приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Слово Господне.
36. После Евангелия не следует опускать проповедь, хотя бы краткую.


Часть третья

ЛИТУРГИЯ КРЕЩЕНИЯ
37. После проповеди следует литургия крещения. Священник со служителями следует к крещальной купели, если она установлена на виду у верных, в противном случае в пресвитерии устанавливается сосуд с водой.
38. Перед собранием церкви призывают предстать катехуменов, если они есть, которых представляют восприемники. Или, если есть дети — родители и восприемнки.
39. Теперь начинается процессия в баптистерий или к купели, если она совершается. Впереди идёт служитель с пасхалом, за ним следуют крещаемые с восприемниками, затем служители, диакон и священник. Во время процессии поют Литанию, № 43. По завершении Литании священник произносит увещание, № 40.

40. Если же литургия крещения совершается в пресвитерии, священник сразу произносит увещание этими или подобными словами:

Возлюбленные,

поддержим единодушно надежду брата нашего

своими молитвами.

И да поможет всемогущий Отец Своею милостью

тем, кто приближается к источнику возрождения.

41. Затем двое певчих поют литанию. Все стоя (поскольку наступило Пасхальное время) отвечают.

При длинной процессии к баптистерию литания поётся во время процессии. В этом случае крещаемые призываются перед началом процессии, затем следует процессия, во главе которой несут пасхал, далее идут катехумены и их восприемники, затем — священник и служители. Увещание священник произносит перед благословением воды.
42. Если нет крещаемых и не благословляется купель, то опускается литания и сразу благословляется вода, № 54.
43. К литании можно добавить имена некоторых святых, прежде всего, покровителей храма, покровителей места и крещаемых.
Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.

Christe, eleison — Christe, eleison.

Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.

(Или:

Господи, помилуй — Господи, помилуй.

Христе, помилуй — Христе, помилуй.

Господи, помилуй — Господи, помилуй.)
Святая Мария, Матерь Божия — молись о нас.

Святой Михаил — молись о нас.

Святые ангелы Божии — молитесь о нас.

Святой Иоанн Креститель — молись о нас.

Святой Иосиф — молись о нас.

Святые Пётр и Павел — молитесь о нас.

Святой Андрей — молись о нас.

Святой Иоанн — молись о нас.


Святая Мария Магдалина — молись о нас.

Святой Стефан — молись о нас.

Святой Игнатий Антиохийский — молись о нас.

Святой Лаврентий — молись о нас.

Святой Климент Римский — молись о нас.

Святой Георгий — молись о нас.

Святой Адальберт — молись о нас.

Святые Борис и Глеб — молитесь о нас.

Святые Перпетуя и Фелицитата — молитесь о нас.

Святая Агния — молись о нас.

Святой Григорий — молись о нас.

Святой Августин — молись о нас.

Святой Афанасий — молись о нас.

Святой Николай Мирликийский — молись о нас.

Святой Василий — молись о нас.

Святой Мартин Турский — молись о нас.

Святые Кирилл и Мефодий — молитесь о нас.

Святой Бенедикт — молись о нас.

Святые Антоний и Феодосий Печерские — молитесь о нас.

Святые Франциск и Доминик — молитесь о нас.

Святой Франциск Ксаверий — молись о нас.

Святой Иоанн Мария Вианней — молись о нас.

Святая Екатерина Сиенская — молись о нас.

Святая Тереза Иисусова — молись о нас.

Святой Владимир — молись о нас.

Святая Ольга — молись о нас.

Все святые Божии — молитесь о нас.

Будь милостив — избавь нас, Господи.

От всякого зла — избавь нас, Господи.

От всякого греха — избавь нас, Господи.

От вечной смерти — избавь нас, Господи.

Ради Воплощения Твоего — избавь нас, Господи.

Ради Твоей смерти и воскресения Твоего — избавь нас, Господи.

Ради излияния Духа Святого — избавь нас, Господи.

Мы, грешники, молим Тебя — услышь нас.

Если есть крещаемые:

Чтобы Ты удостоил этого избранного возрождения благодатью крещения, молим Тебя — услышь нас.
Если есть крещаемые, священник с простёртыми руками произносит следующую молитву:

Всемогущий, вечный Боже,

яви Своё присутствие в таинстве Твоей любви

и для возрождения новых людей в крещальной купели

ниспошли Духа усыновления, *

чтобы через наше смиренное служение

совершилось действие Твоей силы.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕЩАЛЬНОЙ ВОДЫ

44. Священник благословляет крещальную воду, произнося с простёртыми руками следующую молитву:

Боже, Своею невидимою силою

Ты творишь чудесные дела через знаки Таинств.

Ты многими образами в истории спасения

подготовил водную стихию,


чтобы через неё являлась благодать Крещения.

Боже, Твой Дух в начале носился над водами,

чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа

и явил в нём начаток Таинства,

чтобы водами положить конец пороку

и начало добродетелям.

Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых

перейти Красное море сухими стопами,

чтобы народ, избавившийся от рабства фараона,

стал прообразом народа крещёного.

Боже, Твой Сын в водах Иорданских от Иоанна крестился,

был помазан Духом Святым

и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду,

а по Воскресении заповедал ученикам Своим:

«Идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»

Обрати взор Твой на Церковь Твою

и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод.

Да примет эта вода Духом Твоим Святым

благодать Единородного Твоего Сына,

чтобы человек, созданный по образу Твоему,

в Таинстве Крещения омытый от всякой скверны греха,

удостоился нового рождения

от воды и Духа Святого.
Погружая, если уместно, пасхал один или три раза в воду, продолжает:

Молим Тебя, Господи:

да снизойдёт на эти воды

через Сына Твоего

сила Духа Святого,

и, держа пасхал в воде, продолжает:

чтобы все, через Крещение погребённые со Христом в смерть,

с Ним же в жизнь совоскресли.

Он живёт и царствует с Тобою

в единстве Святого Духа,

Бог во веки веков.

Аминь.
45. Вынимает пасхал из воды, народ возглашает:

Благословите, источники, Господа;

пойте и превозносите Его во веки.
48. После благословения крещальной воды и ответа народа, священник, стоя, призывает взрослых, а также родителей или восприемников детей к отречению от зла, как определено в соответствующих обрядах Требника.

Если помазание взрослых елеем катехуменов не было сделано ранее, во время обрядов непосредственного приготовления, то оно совершается теперь.
49. Затем священник спрашивает каждого взрослого о вере, а если есть дети, также просит тройного исповедания веры от всех родителей и восприемников вместе, как это указано в соответствующих обрядах.