Файл: 1. Составьте текстповествование Русский язык язык межнационального общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Провести испытание – пишется «с», потому что дальше идет глухая согласная «п».

Раскалённый металл – «с» пишется, потому что стоит перед глухой согласной «к».

Разбить вазу – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «б».

Бесконечная дорога – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «к».

Бессмертный героизм – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Восстановить город – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Безвкусное блюдо – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «в».

71. Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

Провести испытание – пишется «с», потому что дальше идет глухая согласная «п».

Раскалённый металл – «с» пишется, потому что стоит перед глухой согласной «к».

Разбить вазу – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «б».

Бесконечная дорога – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «к».

Бессмертный героизм – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Восстановить город – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Безвкусное блюдо – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «в».

72. Прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и предложения. Определите тему текста. Создайте к тексту назывной план.

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, хотя ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович – человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка – полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.


Ключевые слова: завешенное окна, суровый рыбак, теплый, любящий взгляд, отец, сын, лицо.

Предложения: Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоем за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо.

Тема текста: Замысел, вдохновение художника ранним утром.

Назывной план:

  1. Суровый рыбак и мальчишка.

  2. Любящий взгляд.

  3. Вдохновление художника.

73. Озаглавьте текст, определите его стилевую принадлежность. Выделите ключевые слова и перескажите текст, опираясь на них.

Наверное, ничего нет в мире красивее подмосковного июньского лета. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот завороженным хороводом стоят белые березы, а из-за хоровода выглядывают кряжистыми парнями дубы. Сколько силы затаенной – потягиваются, вывертываются руками-ветвями вверх, кто кого перемахнет. На полянку елка выбежала, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики, словно какой-то великан нес огромный букет, да вот и обронил самые диковинные цветы.

А с чем сравнить настоянный на разнотравье и чуть-чуть разбавленный можжевельником да хвойником лесной воздух? И уж конечно, ни один искусствовед-орнитолог не в силах передать даже высококачественной записью голоса птиц в природе. Подмосковный лес – сказка, которую надо читать медленно и в уединении.

Озаглавьте текст: Красота Подмосковного леса

Стиль: Текст принадлежит художественному стилю. Потому что в тексте использованы множество художественно изобразительных слов русского литературного языка. Например, сравнение, метафоры, эпитеты.

Ключевые слова: Подмосковный лес, июньское лето, сказка, белые берёзы, дубы, разноцветные огоньки, диковинные цветы, огромный букет, лесной воздух, голоса птиц.

Пересказ: Нет ничего красивее чем Подмосковного июньского лета. Как будто в сказке ходишь. Кругом растущие белые берёзы, дубы и диковинные цветы словно разноцветные огоньки. Словно великан нес огромный букет и случайно обронил цветы. Такие как ромашки колокольчики. А лесной воздух ничем заменить и даже никто не может передать голоса птиц. Подмосковный лес — это словно сказка из книг.

74. Прочитайте текст и выделите в нем ключевые слова и предложения. Определите тему текста. Создайте к тексту назывной план.


Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений! Зарница – долгий отблеск далеких молний. Чаще всего зарницы разгораются в июне. Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», – и от этого он растет быстрее.

В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.

Ключевые слова: природные явления народное поверье, заря, тишина ночи, слабая синева, квадраты оранжевого света, от червонного золота до бирюзы.

Предложения: Зарница – долгий отблеск далёких молний. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя

Тема текста: название природного явления – зарница.

Назывной план:

  1. Природные явления

  2. Долгий отблеск

  3. Народное поверье

  4. Восход солнца

  5. Множество красок

75. Определите стиль и подстиль текста. Докажите. Какую новую, интересную для себя информацию вы извлекли из данного текста?

Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. И когда осенью остывает какой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырехградусную температуру. Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. И тут происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. Поистине, сказочное свойство! Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. Не будь этого, наши водоемы промерзли бы до дна. Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.


Стиль текста научный. Подстиль научная статья.

Во-первых, в тексте использованы многие научные термины. Например, жидкий минерал тепловая константа метаморфоза молекула аморфный воск.

Во-вторых, текст характеризован логичностью изложения, упорядоченный системой связей между частями.

В-третьих, автор использовал различные доказанные наукой факты.

Какую новую информацию вы узнали: Из этого текста я нашла ответы на вопрос "почему лед не тонет на поверхности воды?" А также ознакомилась с различными терминами такие как метаморфоза, аморфный воск. Прочитая текст я поняла, что обычная вода имеет сказочное свойство.

76. Прочитайте текст, определите тему текста и его стилевую принадлежность. Придумайте небольшой рассказ о герое.

Безлунная ночь придавила степь черной тяжестью, звездное небо висело так низко, что, казалось, протяни руку – и звезды покатятся на ладонь! Рядом о чем-то своем и непонятном бормотала сонная река. Мы собрали пожитки, аккуратно засыпали землей костер и забрались в шалаш.

А эта Лариса? – спросила я Гусейна. – Она кто была? Тоже воевала?

Воевала? – Гусейн подложил под голову вещмешок и укрылся телогрейкой. – Пожалуй, да. В то тяжелое время все воевали, все были солдатами – и мужчины, и женщины, и дети…

Он помолчал, укладываясь поудобней. У реки тревожно вскрикнула какая-то ночная птица.

Вскоре после гибели Сакена нашлась пуля и для меня. В очередном бою я получил контузию и тяжелое ранение. Очнулся в полевом госпитале… с одной ногой. Через неделю началась гангрена, и меня отправили в один из тыловых госпиталей. Там неожиданно для себя я встретил Ларису – она работала санитаркой. В те дни она и рассказала мне о своей судьбе, о том, что случилось в ночь нашего наступления, как она спасла Нурманова.

Тема: На поле войны

Стиль: текст принадлежит художественному стилю. Потому что это отрывок из одного романа. В начале отрывке использованы метафоры, эпитеты, афоризмы, сравнения, описывающие ночь в степи. Например, безлунная ночь придавила степь, сонная река, протяни руки и звезды покатятся на ладонь.

Придумайте небольшой рассказ о герое: В её рассказе я узнала, что однажды брат Ларисы не вернулся из войны. Так Лариса стала воевать чтобы облегчить свою горю. Во время войны она помогала раненым солдатам спасая их жизни. В её глазах я увидел искру и веру на будущее. И эту веру она посеяла и мне, хотя в душе мне тяжело потерять одну ногу. Думать о том, что теперь я не смогу ходить и бегать по родному краю, нюхать запах жусана. Прежде всего это меня огорчает… через недели меня выпускали из госпиталя. И уже чуть-чуть научился ходить на костылях. Меня отправили домой. Дома я каждый день с нетерпением ждал вести о войне. И вот через 3 недели я услышал долгожданный весть о победе! Из моих глаз не подвластно заворачивались слезы радости. Наконец-то наступил тот самый день, которого мы так ждали!


77. Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите стилевую принадлежность. Назовите характерные стилевые черты. Составьте назывной план.

Языковая ситуация в Казахстане регулируется Конституцией Республики и Законом «О языках в Республике Казахстан». Согласно Конституции, в Казахстане государственным является казахский язык. Статус русского определен как язык межнационального общения. Согласно Закону Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151-1 «О языках в Республике Казахстан» в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Государство проявляет заботу о языках диаспор, проживающих в Казахстане. Так, одна из статей Закона «О языках в Республике Казахстан» оговаривает, что «каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Действия должностных лиц, препятствующих функционированию и изучению государственного и других языков, представленных в Казахстане, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Озаглавьте его: Языковая ситуация в Республике Казахстан.

Стиль: Официально-деловой стиль.

Характерные стилевые черты: 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих к этому стилю.

Назывной план:

  1. Языковая ситуация в Республике Казахстан.

  2. Забота государство о языке диаспоры.

78. Прочитайте текст, озаглавьте его. Подготовьте краткий пересказ текста. Выпишите аббревиатуры, приведите свои примеры сокращенных слов.

В начале XXI в. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 млн. человек.

На русском языке говорят представители разных народов мира, общаясь не только с русскими, но и между собой.

Так же как английский и некоторые другие языки, русский язык широко используется за пределами России. Он применяется в различных сферах международного общения: на переговорах стран-участниц СНГ, на форумах международных организаций, в том числе ООН, в мировых системах коммуникации (на телевидении, в сети Интернет), в международной авиационной и космической связи. Русский язык является языком международного научного общения, используется на многих международных научных конференциях по гуманитарным и естественным наукам.