Файл: 1. Составьте текстповествование Русский язык язык межнационального общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также вопросы изменения словарного состава, изменения значения слова, основные тенденции развития словарной системы языка, выявляет причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология – наука, изучающая происхождение слов.

Таким образом, предметом лексикологии является словарный состав языка – внутренне организованная, структурированная совокупность лексических единиц, связанных между собой определенными, относительно устойчивыми отношениями, функционирующих и развивающихся по определенным, свойственным русскому языку законам. Словарный состав представляет собой единую лексико-семантическую систему, которая как подсистема входит в общую систему русского языка.

58. Омонимы в русском языке. Омоформы, омофоны, омографы.

Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.

Например:

  • среда (обитания) — среда (день недели);

  • гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень);

  • сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).

Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам.

Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:

  • Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней.

  • Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например, мир — вселенная и мир, когда все спокойно.

  • Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.

Омоформы, омофоны, омографы это – вид омонимов:

Омоформы — слова, которые совпадают в написании и звучании в некоторых их формах. Омоформы могут принадлежать к разным частям речи. Примеры:

  • Нас не будет дома. — Сидеть у дома.

  • Я люблю печь пироги. — Печь стоит у правой стены.

  • Лечу людей по призванию. — Завтра лечу на другой континент.

Омофоны пишутся по-разному, но одинаково звучат. Примеры:

  • Снежный занос. — Котенок поцарапал за нос.

  • Нашла вчера в лесу гриб. — На прошлой неделе у брата обнаружили грипп.

  • Компания веселых друзей. — Рекламная кампания провалилась.

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному. Часто в таких словах разные ударения. Примеры:


  • Бе́лки грызут орехи. — Белки́ взбейте с сахаром.

  • Засы́пать песком. — Засыпа́ть под колыбельную.

59. Составить текст заявления.

Ректору «Казахского национального

женского педагогического университета»

Г. А. Канай от студентки 1 курса

Институт физики, математики и

цифровых технологий, специальность

6В01514 – Информатика и робототехника

Асанова Асия куралбекқызы

заявление

Прошу предоставить мне академический отпуск на 2022-2023 учебный год по состаянию здоровья. Медицинская справка прилагается.

Цисло: 15.10.2022 год

Подпись:

60. Основные вопросы в публицистике.

В публицистических произведениях освещаются проблемы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества (политические, экономические, моральные, философские), вопросы культуры, воспитания.

Публицистический текст отвечает на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения современного общественного сознания?». Причём оценочная программа может быть, как открытой (эксплицитной), так и скрытой (имплицитной). Экспликация оценочной программы – это выражение оценочной позиции автора с помощью эмоционально-экспрессивных средств. Имплицитная оценочная программа «растворена» в тексте и не выражается явно. Для её постижения необходимо сотворчество адресата. В данном случае социальная оценка передаётся отбором информации (оценочен уже сам факт денотативного выбора) и композицией текста.

61. Составить текст расписки.

Расписка

г. Алматы

Я, Серікжанқызы Мадина, 16.09.2005 года рождения, паспорт 048048312, выданный МВД РК, получила от Жылқайдарова Тұнык 16.10.2003 года рождения, паспорт 046528561, выданный МВД РК, наличные деньги 250 000 тг., на хранение до 28.02.2023 г.

______подпись_____ / Серікжанқызы Мадина

05.12.2022 г.

62. Составить текст заявления.

Ректору «Казахского национального

женского педагогического университета»

Г. А. Канай от студентки 1 курса

Институт физики, математики и

цифровых технологий, специальность

6В01514 – Информатика и робототехника

Асанова Асия куралбекқызы

заявление

Прошу предоставить мне академический отпуск на 2022-2023 учебный год по состаянию здоровья. Медицинская справка прилагается.

Цисло: 15.10.2022 год

Подпись:

63. Определите тему текста, стиль речи, укажите его приметы.

Цветок лотос – символ чистоты и благородства. Он зачастую произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжелой судьбе. Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивленных, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоемов. Изящными очертаниями лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос – друг солнца», – писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.


Тема текста: Информация о цветке лотоса, его свойствах и красоте. Связь между лотосом и людьми.

Стиль речи: Повествование. Целью повествование вообще и здесь является рассказ о последовательности событий, состояниях и действиях. В рассказе мы узнаем о периоде цветения лотоса и эмоциях его наблюдающих людей.

64. Составить текст деловой автобиографии.

Я, Асанова Асия Куралбекқызы, родилась 26 августа 2005 года в Казахстане, городе Актау. Казашка

Летом 2011 года мы с семьей переехали в Алматинскую область. 1 сентября 2011 года поступила 1 класс средней школы имени Ы. Алтынсарина. 2022 года окончила среднюю школу Ы. Алтынсарина. В 11 августе 2022 года поступила в «Казахский Национальный женский педагогический университет».

В настоящее время студентка 1 курса.

Не замужем.

Родители:

Отец, Дарханов Куралбек Асанович, родился 25 апреля 1977 года. Образование – высшие образование. В настоящее время работает в частном компаний строителем.

Мать, Еркынбаева Гулпаршын Курбановна, родилась 13 марта 1979 года. Образование – среднее образование. В настоящее время работает учительницей средней школы имени А. Байтурсынова.

Брат, Асанов Елдос Куралбекулы, родился 9 декабря 2001 года. Студент 4 курса «Казахского Национального медицинского университета имени С. Д. Асфендиярова».

В настоящее время проживаю по адресу: Алматинская область, Карасайский район, село Жибек Жолы, улица Акбайлау, дом 6, квартира 2.

Личная подпись: Асанова А. К.

04 января 2023 года.

65. Составить текст объяснительной записки.

Декан факультета физики, математики и

цифровых технологий «Казахский национальный

женский педагогический университет»

Г. Я. Салгараевой студентки 1 курса

специальности Информатика и робототехника

Асанова Асия Куралбекқызы

Объяснительная записка

Я, Асанова А. К. пропустила 25 октября 2022 года 4 парных занятия причине, связанной с посещением врача. Обострившееся хроническое заболевание требовало медицинского вмешательства, но приемные часы доктора совпали с лекционными часами.

Ожидать своей очереди пришлось долго, идти на последнюю лекцию смысла не видела. Справку от доктора прилагаю. Прошу учесть данные обстоятельства.

26 октября 2022 года

Подпись: Асанова А. К.

66. Объясните написание н и нн: бесприда…ица, варе…ик, воспита…ик, избра…ик, ко…ица, копчё…ости, Масле…ица, ряби…ик, мороже…ое.

Бесприданница – если слово образовано от основы, оканчивающейся на Н (ПРИДАНое), то к ней добавляется суффикс НИЦ.


Вареник – отглагольные прилагательные всегда пишутся с одной буквой Н.

Воспитанник – анализируемое существительное образовалось от отглагольного прилагательного «воспитанный» (от глагола «воспитать»). Согласно норме, в именах существительных пишется столько «н», сколько и в именах прилагательных (причастиях), от которых они были образованы.

Избранник – в существительном и наречии пишется Н или НН, как и в том прилагательном, от которого они образованы: избранный – избранник.

Конница – Пишется НН в словах на -ик, -ица, -ость, образованных от существительных, если корень (основа) оканчивается на И: конь — конник — конница.

Копчености – с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать.

Масленица – образованное от отглагольного прилагательного «масленый», правильно пишется с заглавной буквы как название праздника и с одной буквой «н» в суффиксе -ен-.

Рябинник – Корень "рябин-" оканчивается на согласную "н", к корню добавляется суффикс "-ник" (рябин + ник = рябинник), поэтому и пишется в слове "нн". Почему используется суффикс "-ник", а не "-ик"? А потому, что вновь образованное существительное обозначает группу деревьев (или кустов) как единое целое. Во всех существительных, обозначающих группу деревьев, кустов, ягод, используется суффикс "-ник".

Мороженое, мороженное – являющееся прилагательным или существительным, пишется с одной буквой «н». Страдательное причастие «мороженное», имеющееся зависимые слова, пишется с «нн». Как правильно пишется слово «мороженое» или «мороженное», с одной буквой «н» или с «нн», зависит от того, какой частью речи они является и в каком контексте используются.

67. Прочитайте текст по абзацам, выделите ключевые слова. Какой тип речи представлен в тексте?

Портрет М.И. Цветаевой Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика – широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. У нее, даже склонившейся над письменным столом, была строгая, стройная осанка, хранящая «стальную выправку хребта».

Волосы ее, в молодости, вившиеся крупно и мягко, были золотисто-каштановые, и это усиливало ощущение света, излучавшегося ее смугло-бледным лицом. Светлыми и немеркнущими были ее глаза – зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.


Черты лица и контуры его были точны и четки: никакой расплывчатости, ничего не додуманного мастером, не пройденного резцом, не отшлифованного. Казавшийся мягким рот был строго очерчен невидимой линией. Две вертикальные бороздки разделяли русые брови.

Казавшееся завершенным и замкнутым лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нем.

Ключевые слова: осанка, египетского мальчика, узкобедра, широкоплеча, золотисто-каштановые, замкнутым лицо, русые брови.

Тип речи: Описание, потому что этот текст описывает человека на портрете, описывает ее волосы, части тела и лицо.

68. Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

Провести испытание – пишется «с», потому что дальше идет глухая согласная «п».

Раскалённый металл – «с» пишется, потому что стоит перед глухой согласной «к».

Разбить вазу – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «б».

Бесконечная дорога – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «к».

Бессмертный героизм – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Восстановить город – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Безвкусное блюдо – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «в».

69. Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.

Провести испытание – пишется «с», потому что дальше идет глухая согласная «п».

Раскалённый металл – «с» пишется, потому что стоит перед глухой согласной «к».

Разбить вазу – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «б».

Бесконечная дорога – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «к».

Бессмертный героизм – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Восстановить город – в приставке пишется буква «с», потому что после приставки стоит глухой согласный «с».

Безвкусное блюдо – пишется «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный «в».

70. Объясните правописание приставок: провести и…пытание, ра…калённый металл, ра…бить вазу, бе…конечная дорога, бе…смертный героизм, во…становить город, бе…вкусное блюдо.