Файл: Тема Налоговоправовые нормы и налоговые правоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 11 Налогового кодекса РФ закрепляет правовую характеристику организации и физического лица, признава­емых налогоплательщиками. В числе организаций выделя­ются российские организации и иностранные организации. К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К ино­странным организациям относятся иностранные юридиче­ские лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

При определении организации в качестве налогоплатель­щика конкретного налога следует учитывать ту совокупность признаков, которая необходима для признания этого вида налогоплательщиков в качестве субъекта налогового права. К таким признакам относятся: а) внутреннее организацион­ное единство организации; б) самостоятельное (от своего имени) участие организации в налоговых правоотношениях;

в) наличие у организации определенного комплекса имуще­ства и (или) совершение ею определенных имущественных операций (имущественная обособленность организации);

г) самостоятельная ответственность организации за наруше­ние налогового законодательства1.

К физическим лицам Налоговый кодекс РФ относит граж­дан РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 207 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Налоговыми резидентами признаются фи­зические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Определение налогового резидентства важно, так как налогообложение резидентов и нерезидентов имеет отличия. Специальным налоговым статусом обладают и физические лица, зарегистрированные в качестве индивиду­альных предпринимателей и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью определяет само­стоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировав­шиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, также попадают в число налогоплательщиков и не вправе ссылаться на то, что они не являются налогоплательщиками. Это вытекает из основных признаков, характеризующих предпринимательскую деятельность:


  • предпринимательство является деятельностью;

  • деятельность должна быть направлена на систематиче­ское получение прибыли;

  • цель предпринимательства — получение прибыли.

Указанная характеристика определяет и особый правовой статус предпринимателя в качестве налогоплательщика. Он является плательщиком как налогов, уплачиваемых физиче­скими лицами (налог на доходы физических лиц), так и на­логов, уплачиваемых организациями (налог на добавленную стоимость). При этом для индивидуального предпринимателя в обоих случаях установлен особый порядок уплаты налогов, отличный от уплаты налогов как физическими лицами, так и организациями.

Закон не устанавливает возраста физического лица, с которого он становится налогоплательщиком, но указывает в п. 2 ст. 107 Налогового кодекса РФ, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шест­надцатилетнего возраста.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Налогоплательщик может участвовать в отношениях с государством как само­стоятельно, так и через представителей. Представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Законными представителями налогоплателыцика-организации признают­ся лица, уполномоченные представлять организацию на ос­новании закона или ее учредительных документов. Законным представителем налогоплателыцика-физического лица при­знаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством. Полномочия представителей должны быть документально подтверждены в соответствии с действующим законодательством.

Обязанность по уплате налогов и сборов (кроме налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц), возникающая в связи с выполнением договора инвестицион­ного товарищества, возлагается на управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Для уплаты на­лога на прибыль организаций может создаваться консолидиро­ванная группа налогоплательщиков. В этом случае договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль организаций возлагается на организацию, признаваемую ответственным участником консолидированной группы на­логоплательщиков. Эта организация осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщик налога на прибыль организаций.


Важной особенностью налоговых правоотношений является их асимметрия в распределении юридических прав и юридических обязанностей между государством и налогоплательщиком. При этом нарушается равноценная корреспонденция прав и свобод, характерная, например, для сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях. В налоговых правоотношениях государство — это сторона имеющая, во-первых, по закону право на часть имущества налогоплательщика и, во-вторых, самостоятельно устанав­ливающая и обладающая всеми средствами юридического принуждения налогоплательщика к уплате налога. Это приме­нение к нарушителям налогового законодательства налоговой, административной и уголовной ответственности. При этом государство в одностороннем порядке, без какого-либо уча­стия налогоплательщика, устанавливает законодательно как виды налогов, порядок их уплаты, так и меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Таким образом, государствоэто сторона правообладания, которой при­надлежат права не только количественно, но и качественно не сопоставимые с правами налогоплательщика, так как их реализация направлена на приобретение имущества в форме налоговых платежей в бюджет.

Налогоплательщик, в соответствии с действующим на­логовым законодательством, обязан исчислить по установ­ленной ставке и уплатить в указанный срок в бюджет госу­дарства налог, плательщиком которого он является. То есть налогоплательщик — сторона обязанная. Диспропорция в распределении прав в большей мере в сторону государства, а обязанностей — в сторону налогоплательщика выражается также в том, что права налогоплательщика заключаются в основном в получении информации от налоговых органов и в отдельных случаях в праве требования излишне уплаченного (взысканного) налога.

Особая роль в налоговом праве отводится такому слож­ному правоотношению, как налоговое обязательство. Его не следует путать с налоговой обязанностью налогоплательщика, которая представляет собой субъективную экономическую обязанность, установленную в ст. 57 Конституции РФ, свя­занную с юридическим состоянием налогоплательщика. При установлении юридической конструкции конкретного налога она трансформируется в экономическую обязанность по уплате именно этого налога в бюджет. Правоотношение же, существующее как налоговое обязательство, является правовой формой реализации юридической конструкции на­лога и возникает между государством и налогоплательщиком, исполняющим обязанность по уплате налога.
Таким образом, обязанность по уплате налогаэто субъективная эконо­мическая обязанность налогоплательщика, установленная законом, а налоговое обязательство—это правоотношение, участниками которого являются две стороны: государство и налогоплательщик. Нормы, образующие юридическую конструкцию конкретного налога, являются позитивными обязываниями, что влияет и на характер налогового обяза­тельства. Из содержания главы 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов» Налогового кодекса РФ следу­ет, что налоговое обязательство связано с обязанностью по уплате налога. Оно возникает, изменяется и прекращается как обязательственное правоотношение при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами за­конодательства о налогах.

В настоящее время в науке финансового права уже устано­вилось мнение о том, что налоговое правоотношение, возни­кающее при исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, существует в виде налогового обязательства.

Наиболее полное описание этой категории дает М.В. Ка­расева. Она обосновывает существование налогового обя­зательства наряду с гражданско-правовым обязательством рядом присущих им общих черт:

  • общей экономической основой;

  • непосредственной связью с правом собственности;

  • имущественным характером;

  • относительным характером, так как стороны обязатель­ственного правоотношения строго определены;

  • это правоотношение активного типа;

  • целенаправленностью, ибо налогоплательщик исполняет свою обязанность исключительно в пользу государства;

  • санкцией.

Налоговое обязательство как правовая категория позволяет наиболее точно выразить специфику и экономическое со­держание налогового правоотношения, которое развивается как выражение юридического содержания правовых норм, закрепляющих юридические характеристики элементов юри­дической конструкции конкретного налога, их воплощение в жизнь.

Налоговые правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

По характеру возникновения выделяются:

  • правовое состояние, возникающее (исходя из нормы ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый дол­жен платить законно установленные налоги и сборы) между каждым физическим лицом (организацией) и государством и свидетельствующее, что при условиях, указанных в законе о конкретном налоге, они переходят из пассивного состояния в активное и становятся налогоплательщиками;

  • конкретное правоотношение, возникающее при реали­зации нормы налогового законодательства.


По сфере возникновения можно выделить правоотношения:

  • по учету налогоплательщиков;

  • по осуществлению налогового контроля;

  • по привлечению к налоговой ответственности;

  • налоговое обязательство при уплате конкретного налога.

По назначению можно выделить правоотношения:

  • материальные;

  • процессуальные.

Материальные правоотношения возникают при реализации материальных норм, например, устанавливающих права и обязанности налогоплательщика. Процессуальные правоот­ношения возникают при реализации процессуальных норм, например, при проведении выездных налоговых проверок, рассмотрении налогового дела по существу начальником (за­местителем начальника) налогового органа.

Важным элементом налогового правоотношения является его объект. В юридической науке он определяется как то, по поводу чего возникает правоотношение. Налоговые правоотно­шения возникают по поводу уплаты налога; контроля за уплатой налога; применения к недобросовестному налогоплательщику юридической ответственности за неуплату налога. Именно поэтому можно констатировать, что объектом налоговых правоотношений является налог, то есть та часть имущества налогоплательщика, которая принадлежит государству в соот­ветствии с законом о конкретном налоге. Иными словами, какие бы налоговые правоотношения ни возникли: материальные, по поводу реализации прав и юридических обязанностей налого­плательщика и государства, или процессуальные, по поводу контроля за уплатой налогов, между налоговыми органами и налогоплательщиками, — во всех случаях они складываются в отношении того налога, который налогоплательщик должен уплатить государству. Нельзя подменять объект налогового правоотношения объектом налога, представляющим собой один из основных элементов юридической конструкции налога. Наличие у налогоплательщика объекта налога (имущества, прибыли, дохода, реализации им товаров) свидетельствует о возникновении у него обязанности по уплате налога. В то время как налоговые правоотношения складываются по поводу уплаты налога или связаны с иными действиями налогопла­тельщика по поводу неуплаты налога, составляющего только часть, например, того имущества, прибыли, дохода, которые являются объектом налога.