Файл: Тема Налоговоправовые нормы и налоговые правоотношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Статья 11 Налогового кодекса РФ закрепляет правовую характеристику организации и физического лица, признаваемых налогоплательщиками. В числе организаций выделяются российские организации и иностранные организации. К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
При определении организации в качестве налогоплательщика конкретного налога следует учитывать ту совокупность признаков, которая необходима для признания этого вида налогоплательщиков в качестве субъекта налогового права. К таким признакам относятся: а) внутреннее организационное единство организации; б) самостоятельное (от своего имени) участие организации в налоговых правоотношениях;
в) наличие у организации определенного комплекса имущества и (или) совершение ею определенных имущественных операций (имущественная обособленность организации);
г) самостоятельная ответственность организации за нарушение налогового законодательства1.
К физическим лицам Налоговый кодекс РФ относит граждан РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 207 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Определение налогового резидентства важно, так как налогообложение резидентов и нерезидентов имеет отличия. Специальным налоговым статусом обладают и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие деятельность без образования юридического лица, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью определяет самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, также попадают в число налогоплательщиков и не вправе ссылаться на то, что они не являются налогоплательщиками. Это вытекает из основных признаков, характеризующих предпринимательскую деятельность:
-
предпринимательство является деятельностью; -
деятельность должна быть направлена на систематическое получение прибыли; -
цель предпринимательства — получение прибыли.
Указанная характеристика определяет и особый правовой статус предпринимателя в качестве налогоплательщика. Он является плательщиком как налогов, уплачиваемых физическими лицами (налог на доходы физических лиц), так и налогов, уплачиваемых организациями (налог на добавленную стоимость). При этом для индивидуального предпринимателя в обоих случаях установлен особый порядок уплаты налогов, отличный от уплаты налогов как физическими лицами, так и организациями.
Закон не устанавливает возраста физического лица, с которого он становится налогоплательщиком, но указывает в п. 2 ст. 107 Налогового кодекса РФ, что физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Налогоплательщик может участвовать в отношениях с государством как самостоятельно, так и через представителей. Представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Законными представителями налогоплателыцика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законным представителем налогоплателыцика-физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством. Полномочия представителей должны быть документально подтверждены в соответствии с действующим законодательством.
Обязанность по уплате налогов и сборов (кроме налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц), возникающая в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, возлагается на управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Для уплаты налога на прибыль организаций может создаваться консолидированная группа налогоплательщиков. В этом случае договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль организаций возлагается на организацию, признаваемую ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков. Эта организация осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщик налога на прибыль организаций.
Важной особенностью налоговых правоотношений является их асимметрия в распределении юридических прав и юридических обязанностей между государством и налогоплательщиком. При этом нарушается равноценная корреспонденция прав и свобод, характерная, например, для сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях. В налоговых правоотношениях государство — это сторона имеющая, во-первых, по закону право на часть имущества налогоплательщика и, во-вторых, самостоятельно устанавливающая и обладающая всеми средствами юридического принуждения налогоплательщика к уплате налога. Это применение к нарушителям налогового законодательства налоговой, административной и уголовной ответственности. При этом государство в одностороннем порядке, без какого-либо участия налогоплательщика, устанавливает законодательно как виды налогов, порядок их уплаты, так и меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Таким образом, государство — это сторона правообладания, которой принадлежат права не только количественно, но и качественно не сопоставимые с правами налогоплательщика, так как их реализация направлена на приобретение имущества в форме налоговых платежей в бюджет.
Налогоплательщик, в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязан исчислить по установленной ставке и уплатить в указанный срок в бюджет государства налог, плательщиком которого он является. То есть налогоплательщик — сторона обязанная. Диспропорция в распределении прав в большей мере в сторону государства, а обязанностей — в сторону налогоплательщика выражается также в том, что права налогоплательщика заключаются в основном в получении информации от налоговых органов и в отдельных случаях в праве требования излишне уплаченного (взысканного) налога.
Особая роль в налоговом праве отводится такому сложному правоотношению, как налоговое обязательство. Его не следует путать с налоговой обязанностью налогоплательщика, которая представляет собой субъективную экономическую обязанность, установленную в ст. 57 Конституции РФ, связанную с юридическим состоянием налогоплательщика. При установлении юридической конструкции конкретного налога она трансформируется в экономическую обязанность по уплате именно этого налога в бюджет. Правоотношение же, существующее как налоговое обязательство, является правовой формой реализации юридической конструкции налога и возникает между государством и налогоплательщиком, исполняющим обязанность по уплате налога.
Таким образом, обязанность по уплате налога — это субъективная экономическая обязанность налогоплательщика, установленная законом, а налоговое обязательство—это правоотношение, участниками которого являются две стороны: государство и налогоплательщик. Нормы, образующие юридическую конструкцию конкретного налога, являются позитивными обязываниями, что влияет и на характер налогового обязательства. Из содержания главы 8 «Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов» Налогового кодекса РФ следует, что налоговое обязательство связано с обязанностью по уплате налога. Оно возникает, изменяется и прекращается как обязательственное правоотношение при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах.
В настоящее время в науке финансового права уже установилось мнение о том, что налоговое правоотношение, возникающее при исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, существует в виде налогового обязательства.
Наиболее полное описание этой категории дает М.В. Карасева. Она обосновывает существование налогового обязательства наряду с гражданско-правовым обязательством рядом присущих им общих черт:
-
общей экономической основой; -
непосредственной связью с правом собственности; -
имущественным характером; -
относительным характером, так как стороны обязательственного правоотношения строго определены; -
это правоотношение активного типа; -
целенаправленностью, ибо налогоплательщик исполняет свою обязанность исключительно в пользу государства; -
санкцией.
Налоговое обязательство как правовая категория позволяет наиболее точно выразить специфику и экономическое содержание налогового правоотношения, которое развивается как выражение юридического содержания правовых норм, закрепляющих юридические характеристики элементов юридической конструкции конкретного налога, их воплощение в жизнь.
Налоговые правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.
По характеру возникновения выделяются:
-
правовое состояние, возникающее (исходя из нормы ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы) между каждым физическим лицом (организацией) и государством и свидетельствующее, что при условиях, указанных в законе о конкретном налоге, они переходят из пассивного состояния в активное и становятся налогоплательщиками; -
конкретное правоотношение, возникающее при реализации нормы налогового законодательства.
По сфере возникновения можно выделить правоотношения:
-
по учету налогоплательщиков; -
по осуществлению налогового контроля; -
по привлечению к налоговой ответственности; -
налоговое обязательство при уплате конкретного налога.
По назначению можно выделить правоотношения:
-
материальные; -
процессуальные.
Материальные правоотношения возникают при реализации материальных норм, например, устанавливающих права и обязанности налогоплательщика. Процессуальные правоотношения возникают при реализации процессуальных норм, например, при проведении выездных налоговых проверок, рассмотрении налогового дела по существу начальником (заместителем начальника) налогового органа.
Важным элементом налогового правоотношения является его объект. В юридической науке он определяется как то, по поводу чего возникает правоотношение. Налоговые правоотношения возникают по поводу уплаты налога; контроля за уплатой налога; применения к недобросовестному налогоплательщику юридической ответственности за неуплату налога. Именно поэтому можно констатировать, что объектом налоговых правоотношений является налог, то есть та часть имущества налогоплательщика, которая принадлежит государству в соответствии с законом о конкретном налоге. Иными словами, какие бы налоговые правоотношения ни возникли: материальные, по поводу реализации прав и юридических обязанностей налогоплательщика и государства, или процессуальные, по поводу контроля за уплатой налогов, между налоговыми органами и налогоплательщиками, — во всех случаях они складываются в отношении того налога, который налогоплательщик должен уплатить государству. Нельзя подменять объект налогового правоотношения объектом налога, представляющим собой один из основных элементов юридической конструкции налога. Наличие у налогоплательщика объекта налога (имущества, прибыли, дохода, реализации им товаров) свидетельствует о возникновении у него обязанности по уплате налога. В то время как налоговые правоотношения складываются по поводу уплаты налога или связаны с иными действиями налогоплательщика по поводу неуплаты налога, составляющего только часть, например, того имущества, прибыли, дохода, которые являются объектом налога.