Файл: Лекция 1 Что называют сетературой икого сетераторами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имени самого главного героя Нео. На возможность этого указывают явно условные имена двух других главных героев: Морфиус (бог сновидений и/или наркотик) и Тринити (Троица и/или название известного романа Леона Уриса о восстании в Варшавском гетто). 

Духовный подтекст просматривается и в имени главного героя Нео (с греч. новый, в смысле «возрожденный»), а также капитана корабля Морфиуса (в греч. мифологии бог сна, который посещает людей, принимая вид человека; подразумевается хозяин духовного мира − Святой Дух). 


  1. Почему на первом плане именно Нео, а не кто-то другой? Как меняется Нео на протяжении фильма? Что с ним произошло в финале?

В течение всех трёх частей фильма нам дают понять, что Нео и есть Избранный, как бы он, не упирался. У него есть возможность изменять Матрицу так, как пожелает.

Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. 


  1. Удаётся ли «подпольщикам» переломить ситуацию? Если да, то благодаря чему? Что принесло им победу?

Все избранные до Нео выбирали перезапуск, подчиняясь контролю Архитектора, но поскольку Нео любит Тринити, он решает пойти на риск и поставить под удар выживание человеческой расы ради возможности спасти ее. Это выбор, который и делает его особенным.

Когда Нео прибывает в город машин, его встречает коллективный голос, который принимает форму человеческого лица, чтобы поговорить с первым человеком, когда-либо вошедшим в этот город. Нео предлагает машинам сделку: он знает, что Смит опустошает Матрицу, разрушая все на своем пути, подчиняя себе управление всей системой. Бесконтрольная программа это общий враг людей и машин. Поэтому он предлагает мир между их видами в этот момент истории.

Нео нужно достичь двух целей: спасти человечество от машин и спасти машин от Смита. Если он потерпит неудачу, то погибнут все, останется только Смит.


  1. Какую роль в фильме играет мотив сна, какую – сказочные мотивы?

Нео встречает Морфеуса или Морфея (Морфей в греческой мифологии
бог сна. Мог принимать любую форму и являться людям во сне. От него название наркотика Морфия по аналогии с его действием). Морфей лидер сопротивления для освобождения людей от рабства.

Брахманом индуисты называют обезличенный Абсолют. Начало всех начал, бесконечное и безвременное, нечто всеобъемлющее и непостижимое. Условно говоря, Брахман это единственное истинное, что существовало, существует и будет когда-нибудь существовать.

Атман это проявление Брахмана в каждом человеке. Можно представить это отделённым взглядом Брахмана на само себя. Среди индуистов распространено мнение, что Брахман разделил своё восприятие на миллиарды маленьких осколков, чтобы получить опыт отделённости и посмотреть на себя со стороны.

Но для того, чтобы получить полноценный опыт самоосознания, нужно сначала забыть, что ты есть, поэтому в дело вступает третья сила Майа, воспринимаемая органами чувств искусная иллюзия в виде физической вселенной. Майа также создана Брахманом и её главная задача скрыть от Брахмана то, что он это он.

Теперь аналогия с фильмом становится понятной: матрица − это Майя, видимый мир перед нашими глазами, электрические сигналы, которые мозг на лету кодирует в видимую реальность внутри матрицы. Находясь внутри неё, Томас Андерсон чувствует что-то неправильное и пытается найти ответ на свои вопросы. Атманом можно назвать сознание, саму способность воспринимать всё происходящее. Брахманом, по аналогии с фильмом, должен быть «реальный» мир, но в индуизме весь проявленный мир − это Майа, иллюзия. 


  1. Где в этой картине упоминается Бодрийяр, почему именно он и именно в этот момент? Как, на ваш взгляд, он отнёсся бы к этому фильму?

Смысл отсылки к Бодрийяруименно в том, что книга оказывается пуста (Нео использовал её как тайник). 


  1. Можно ли сказать, что эта кинокартина предлагает ненаучный взгляд на вещи? Если да, то заслуживает ли внимания содержащееся в ней пророчество? Какие современные идеи она иллюстрирует?

Самый основной смысл из фильма довольно таки реален и является, скорее всего, предостережением или даже пророчеством. Как только человечество создаст искусственный интеллект, который будет думать сам по себе, то мы перестанем его контролировать. Как только он поймет нашу суть, то загонит нас в такую двойную иллюзия, из которой мы не выберемся никогда (По сюжету, не вошедшему в фильм, герои просто вышли из одной матрицы в другую).


Еще один смысл состоит из фантастических предположений того, что искусственный интеллект уже давно создан и запущен, а мы увязли в придуманной им матрице.

Даже ученые пытаются это доказать, мол природа кем-то управляема и все процессы на земле похожи на винтики огромного механизма, который не может работать сам по себе и где-то есть исток. И если придумать саморазвивающийся ИИ, то предполагают, что смогут его контролировать, так как выше нас есть более могущественный разум.


  1. Чем вы объясните тот интерес к картине, который неожиданно проявили знаменитые философы (С. Жижек и др.)? Какой такой глубокий смысл они обнаружили в этом фильме?

Словенский философ и культуролог Славой Жижек опубликовал в британском журнале The Spectator рецензию на четвертую часть «Матрицы». Особенность статьи, как отметил сам автор, в том, что он не смотрел этот фильм, но почитал рецензии критиков. В статье философ рассматривает концепцию «Матрицы», отсылает к Жаку Лакану и сравнивает виртуальный мир из фильма с метавселенной фейсбука. Попутно он комментирует тезисы из других рецензий. Новую «Матрицу» Жижек назвал фильмом с «периодической гениальностью», который не стоит того, чтобы его смотреть».
Человек и техника в кинофильме Ридли Скотта

«Бегущий по лезвию»


    1. Какую опасность для людей представляют репликанты? Почему на них охотятся? Оправданны ли опасения людей?

Репликанты являются, по сути, рабами людей и выполняют самую тяжёлую и грязную работу, из-за чего время от времени восстают. Уничтожать таких репликантов поручено «бегущим по лезвию» – особому отряду полиции. 

На них охотились, потому что многие из них убивали людей, чтобы добраться до Земли, и убивали не один раз, как только они прибыли. Если бы репликанту было выгодно убить вас, он сделал бы это без каких-либо угрызений совести, точно так же, как вы могли бы раздавить жука, который вас раздражал, и без каких-либо сочувствующих чувств.


    1. Почему Декард неохотно берётся за порученную ему работу?

Потому что Ридли Скотт считает, что Декард репликант. И в режиссёрской версии фильма это даже изящно объясняется.


В ней есть фрагмент, где к Декарду приходит видение скачущий по лесу единорог. Главный герой больше никогда об этом не говорит и не вспоминает, но в финале находит рядом со своей квартирой оригами в виде единорога.

Это послание от бывшего коллеги Декарда Эдуардо Гаффа. Оно может означать, что единорог это воспоминание, внедрённое главному герою репликанту.

Однако другие члены съёмочной группы, включая самого Форда, уверены, что Декард человек: хотя бы потому, что обратная версия делает первый фильм слабее и запутаннее.


    1. Меняется ли его отношение к репликантам в ходе этой операции? Если да, то почему?

Если репликанты способны мыслить, то, следуя логике Декарта, они тоже люди.


    1. Что заставляет его пощадить Рейчел? Почему её не арестует Гафф?

Между Декардом и Рэйчел вспыхивают чувства, он не желает уничтожать девушку.


    1. Почему Рой убивает своих создателей, но спасает Декарда от верной смерти?

В этот кульминационный момент Рой спасает Декарда, железной рукой вытаскивая своего врага из пропасти. Рой, репликант, созданный для убийства, столь сильно ценил человеческую жизнь, в которой самому ему было отказано, что в последнее своё мгновение решил сохранить жизнь человека, который хотел его убить. Из окровавленной руки андроида торчит шип − теперь Рой уподобляется не Иуде, а Христу.


    1. Критики всегда очень высоко оценивали работу художников в этом фильме. Оттого, что этот мир выглядит именно так, смысл происходящего как-то меняется?

Вселенная «Бегущего по лезвию» − это альтернативная версия нашего мира, пережившая несколько природных катастроф и как минимум одну ядерную войну, что, по понятным причинам, сказалось на атмосфере, экологии и климате Земли. 


    1. Какими оказываются в этой картине отношения людей и человекоподобных роботов? Какова роль тех и других в общей расстановке мировых сил? Их конфликт важен? Каковы перспективы их отношений?

Люди
и репликанты не отличаются друг от друга. Разве что, из компьютерного мозга можно извлечь и сохранить информацию, а из человеческого мозга пока еще не научились извлекать и сохранять воспоминания. 

Инновационность взглядов Вачовски заключалась в том, что в их фильме не робот поселился в мире людей, а человечество существовало в мире, созданном машинами. Кроме того, в этот сюжет режиссёры заложили огромное количество культурных кодов и отсылок. 

Картина показывает глобальную проблематику всего жанра: виртуальность и сомнения в существующей реальности, а герои «Матрицы» − это бунтари против системы и всемогущего искусственного интеллекта. 

В «Матрице» отлично раскрыта тема виртуальности и сомнений в собственной реальности, герои во главе с Нео − бунтари против «системы», а противостоит им искусственный интеллект в лице агента Смита. Но за пределами Матрицы не ближайшее будущее с упадком общества, а постапокалипсис, где победили восставшие машины. И всё же значение «Матрицы» так велико, что проще раздвинуть рамки киберпанка, чем не замечать его. 
Раздел 3

Перспективы человечества в романе Виктора Пелевина

«S.N.A.F.F.»


  1. Жанр произведения. Если Пелевин написал антиутопический роман, то о каких опасностях он хотел предупредить?

Произведение о том, что люди деградируют и стирается внутренняя составляющая человека! Человек становится рабом технологий, т.е. компьютеров, интернета и прочее и перестаёт по-настоящему чувствовать, любить.

 

  1. Сатира в «Снаффе». Какие черты современной жизни утрируются в этом тексте? Как вы объясните название романа?

Уже самим названием Пелевин отправляет читателя к современной действительности. В некоторых статьях, посвященных произведению, встречается русскоязычный эквивалент слова Snuff («снафф») Снафф.

В самом произведении автор неоднократно употребляет русскоязычный эквивалент.

Слово имеет признаки существительного: у него есть как единственное, так и множественное число «снафы». 

Но при том, что слово «снафф» употребляется в произведении в русскоязычной форме, а также изменяется по правилам русского языка - ни в одном из толковых или орфографических словарей русского языка оно не было найдено.

Нам пришлось обратиться к первоформе слова в английском языке (Snuff), чтобы узнать какое значение оно имеет в современном мире. В новом большом англо-русском словаре под редакцией Ю.Д. Аперсяна, слово Snuff имеет значения: 1. нагар на свече; 2. никому не нужный остаток (чего-л.); 3. умереть или амер. сл. убить, прикончить; 4. нюхать табак.