Файл: 1. Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






1.Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими: 1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь); 2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов); 3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев); 4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин)

Ответ: Литературный язык – это средство объединения людей общей национальности, исторически сложившаяся, общепринятая форма языка, которая служит средством общения людей во всех сферах деятельности, которая подчинена особым правилам- языковым нормам, и имеет функциональные разновидности.

Признаки литературного языка:

-нормированность;

-обработанность и кодифицированность;

-общеупотребительность и распространенность;

-многофункциональность

Из-за множества признаков литературного языка можно по- каждому отдельному признаку дать определение или объединить определения этих признаков в одну формулировку.



Задание._Заполните_пустые_ячейки_таблицы._Приведите_примеры._Ответ:_Правила_Нормы'>2.Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.

Ответ:

Правила Нормы

Постановки ударения акцентологические

Произношения орфоэпические

Употребления слов лексические

Образования слов словообразовательные

Образования грамматических форм слова Морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения Синтаксические

Написания слов орфографические

Постановки знаков препинания пунктуационные

Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский)

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу)

3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И. Ожегов)


4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)

Ответ: К признакам языковой нормы можно отнести:

-Общепринятость;

-Правильность;

-Общественная одобряемость;

-относительная устойчивость;

-обязательность.

Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.

Ответ:

То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.

Например: при выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.

Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.

Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.

Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях: 1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.

Ответ:

1.Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства. (была нарушена орфоэпическая норма)

2. Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (была нарушена синтаксическая норма)

3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большую часть времени. (была нарушена лексическая норма)


4. В современных переводах много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма)

5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма)

6. Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма)

7. Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма)

8. Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма)

3. Задание. Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?

Ответ: В первом предударном слоге после звуков [ж], [ш], [ц] на месте А по современной норме произносится звук [а] (или [˄]). По прежней, «старшей», норме – по так называемому «старомосковскому произношению» (оно было представлено в среде московской интеллигенции) – на месте А в такой позиции произносили [ы] – именно этот звук и услышал фонетист Р.И. Аванесов в фамилии Жаркова и посчитал, что на письме фамилия выглядит как Жиркова.

А) Точность речи

1.Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?

Ответ:

Самолет сделал смертельную петлю. (мёртвую)

Бойцы стали собираться в наступление. (готовиться к наступлению)

Ульяна Громова — верная дочка своего народа. (дочь)

Плюшкин ходил в дряхлом халате. ( в ветхом)

Свое призвание он видит в службе искусству. ( в служении)

Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. (о потраченном)

Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. (предъявлено)

Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? ( в последнее время)

Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. (сменился)

Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. (предоставлена)

2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

Наш папа по происхождению одессит. (Наш папа родом из Одессы)

Среди многих писем процитируем лишь одно. (Из многих писем процитируем лишь одно)


На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. (На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его)

Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы.( Надо выйти на этой остановке, и сесть с обратной стороны улицы)

Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.(Товарищи поздравили юбиляра и приподнесли цветы)

Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.( Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки разбитой вазы)

Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. ( Все безвозмездно используют медицинскую помощь)

Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? (Разве виноват был Актер в утрате своего человеческого достоинства?)

На картине была нарисована группа людей.(На картине была изображена группа людей)

Некрасов широко применял русское народное творчество. (Некрасов широко использовал приемы русского народного творчества)

В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. (В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, державшего в клюве оливковую веточку)

На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. ( На занятиях технического кружка мы познакомились с устройством автомобиля)

Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. (Для удобства пользования альманах оснащён содержанием)

Это постановление положит конец прогульщикам.( Это постановление покончит с прогульщиками)

Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит.( Игорь Иванов, закончив службу в авиации, придя в кружок отдает детям то, что сам горячо любит)

Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. (Конница нанесла сокрушительный удар по задним рядам атакующих)

Раскольников убил бабушку. ( Раскольников убил старуху)

На выставке представлено 25 наименований продукции.( На выставке представлено 25 наименований объектов)

У нас в столовой самообслуживание: покушал — убирайся сам. ( У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирай сам)

Из клуба выскочила чья-то фигура. ( Из клуба кто-то выскочил)

Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. ( Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже высказаться)

На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. ( На протяжении нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется.


Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.( Врач осмотрел больного и сокрушенно покачал головой)

Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.( Компания Аэрофлот придерживается многолетних традиций об окружении вниманием и почетом своих пассажиров).

Далее мы коснемся этого вопроса более подробно.( Далее мы проникнем в суть этого вопроса)

В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен — Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева…( В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько человек-Е.Зайцева, М. Ширина, С.Кобозева)

Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. ( Всё стихотворение содержит революционный уклон)

Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу.( Белинский и Добролюбов содействовали развитию русской литературы)

Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. (Пушкин хотел этим доказать, что дворянское общество занималось пустотой)

Они уже начали сдруживаться. (Они уже начали дружить)

Мимо строя проносят знамя. ( Мимо строя несут знамя)

Этот пробел необходимо пополнить. (Этот пробел необходимо заполнить)

Скоро теплоход должен был уезжать. ( Скоро теплоход должен был отплывать)

На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму.( На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается перевыполнить норму)

Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. (Газета призывает скорее восстановить разрушенное на центральной улице)

Притормозив коня, командир подождал Марусю. (Придержав коня, командир подождал Марусю)

Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.( Сергею поручили очистить котёл от пыли и грязи)

В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. ( В такую погоду отпросился Алеша к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие)

Б ) Краткость и полнота речи

1. Устраните в предложениях лишние слова.

Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок