Файл: О. А. Крысанова методология психологопедагогических.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Существуют определенные правила проведения тестирования и ин- терпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко про- работаны, и основные из них имеют следующий смысл:
1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тесто- вых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструк- ция понята правильно;
3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируе- мым, уход от подсказок и помощи;
4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровожда- ется каждый тест или соответствующее задание;
5) предупреждение распространения полученной в результате тести- рования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденци- альности;
6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообще- ние ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;
7) накопление исследователем сведений, полученных другими иссле- довательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта ра- боты с тестом и знаний об особенностях его применения.
Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопут- ствуют соответствующие процедуры тестирования.
Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, клас- сификацию и множество других тестов исследовательского характера.
Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформиро- ванности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельно- сти. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменаци- онных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.
Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожно-


35
сти), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.
Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позво- ляют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха.
Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Каче- ство теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и валидностью.
Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показате- ли являются стабильными и насколько они не зависят от случайных фак- торов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испы- туемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согла- сованность показателей тестирования, полученных при повторном тести- ровании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.
Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с при- менением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корре- ляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки на- дежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей тес- та. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологи- ческие параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследо- вателя к полученным результатам.
Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.
Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натре- нированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсут- ствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.
В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простей- шем случае валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оцен- ками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полу- ченных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области.
Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его дан- ных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с дан- ной методикой, валидность которой считается установленной.


36
Изучение продуктов деятельности
Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, ко- торый позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и на- выков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что иссле- дователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продук- тами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.
Оценивание
Оценивание (другие названия – метод компетентных судей, рейтинг – от англ. rating – оценка, порядок, классификация) – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов – людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов в этой области.
Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения не-
зависимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее задан- ной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и реко- мендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпа- дающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Имен- но такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям.
Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания высту- пает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае до- полняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших результатов.
Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональ- ной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод ди-
агностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специаль- но подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необ- ходимого преобразования) владения определенными знаниями и практиче- скими умениями.


37
Эксперимент
Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследователь- ским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая ли- бо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент – это исследователь- ский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или пе- дагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследователь- ские ситуации и изменять их.
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач экс- перимент может быть констатирующим или формирующим. Экспери- мент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу вы- явления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуаль- ный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы ис- пытуемых. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для иссле- дования внутренних механизмов становления тех или иных свойств лично- сти или качеств педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать даль- нейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологиче- ского и педагогического воздействия на испытуемых. Такой вид экспери- мента называется формирующим.
Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики раз- вития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи фор- мирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.


38
3. Применение статистических методов и средств формализации
в психолого-педагогическом исследовании
Статистические методы являются базовым инструментарием обработ- ки данных измерений практически во всех областях научного знания.
В сочетании с методами планирования и моделирования эксперимента ста- тистические методы позволяют выявлять объективные закономерности при проверке различных научных гипотез.
Психолого-педагогические измерения, выполненные с помощью раз- личных тестов, опросников, всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария
(чаще всего он отражает некоторую модель изучаемого объекта, которая никогда не бывает абсолютно тождественной его сущности), различные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений. Поэтому результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую досто- верность (значимость) полученных результатов. Это и обусловило приме- нение в педагогике и психологии статистических методик сравнения уров- ней исследуемых параметров, интегральных характеристик результатов измерений, мер вариации параметров и т.д. (подробнее см., например,
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:
ООО «Речь», 2003. – 350 с.).
4. Методы теоретического исследования
В противоположность эмпирическому теоретический уровень иссле- дования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов разви- тия и функционирования. Назначение теоретического поиска не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, но в объ- яснении, почему они существуют, что их вызвало, в выявлении возможно- стей их преобразования. Теоретические методы (и в этом их недостаток) не оказывают непосредственного влияния на многообразие наблюдаемых фактов, однако позволяют обнаруживать в фактах скрытые закономерно- сти, общее, необходимое, существенное, понять взаимовлияние опреде- ляющих развитие факторов.
Перейдем к характеристике методов теоретического исследования.
Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого- педагогических исследованиях заключается в его универсальных возмож- ностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития
(М. А. Данилов).