Файл: Тема Организационноправовые аспекты оказания первой помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
юридическая практика свидетельствует о том, что в Российской Федерации нет судебных прецедентов привлечения к каким-либо видам ответственности граждан за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.

Нормативно-правовая база также четко устанавливает перечень состояний, при которых оказывается первая помощь и перечень мероприятий по ее оказанию.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи", первая помощь оказывается при следующих состояниях пострадавшего:

  1. отсутствие сознания;

  2. остановка дыхания и кровообращения;

  3. наружные кровотечения;

  4. инородные тела верхних дыхательных путей;

  5. травмы различных областей тела;

  6. ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

  7. отморожения и другие эффекты воздействия низких температур;

  8. отравления.

На законодательном уровне (Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи",) установлен и перечень мероприятий, которые следует выполнять при оказании первой помощи:

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

5) оценка количества пострадавших;

6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

7) перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

2) выдвижение нижней челюсти;

3) определение наличия дыхания с помощью слуха
, зрения и осязания;

4)определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

1) давление руками на грудину пострадавшего;

2) искусственное дыхание «Рот ко рту»;

3) искусственное дыхание «Рот к носу»;

4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи).

6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

1) придание устойчивого бокового положения;

2) запрокидывание головы с подъемом подбородка;

3) выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

2) пальцевое прижатие артерии;

3) наложение жгута;

4) максимальное сгибание конечности в суставе;

5) прямое давление на рану;

6) наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

1) проведение осмотра головы;

2) проведение осмотра шеи;

3) проведение осмотра груди;

4) проведение осмотра спины;

5) проведение осмотра живота и таза;

6) проведение осмотра конечностей;

7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи);

9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи);

10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);


11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Конечно, совокупность мероприятий, проводимых при оказании первой помощи, зависит от конкретного состояния пострадавшего. Однако ряд мероприятий из выше приведенного перечня рекомендуются в качестве обязательных: обеспечение личной безопасности при оказании первой помощи; вызов бригады скорой медицинской помощи и передача ей пострадавшего (этим мероприятием заканчивается первая помощь).

Таковы основные положения нормативно-правовой базы системы оказания первой помощи. Их анализ свидетельствует о том, что на законодательном уровне установлены основные понятия и определения, связанные с первой помощью, определены права, обязанности и ответственность граждан в данной области, необходимость обучения навыкам оказания первой помощи, четко обозначены состояния, при которых оказывается первая помощь и мероприятия по ее оказанию.

Как показывает практика, наиболее слабым элементом системы оказания первой помощи является обучение граждан (работников) теоретическим основам первой помощи и навыкам ее оказания. Анализ постоянного опроса педагогических работников говорит о том, что во многих образовательных учреждениях обучению своих работников в данной области не уделяется достаточного внимания. Вместе с тем, не только рассмотренные выше, но и другие нормативные документы, достаточно ясно устанавливают требования по обязательному обучению педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Так, ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» устанавливает «…основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации». В данном документе подчеркивается, что «…обучение по безопасности труда во всех своих формах носит непрерывный, многоуровневый характер и проводится во всех организациях, у всех работодателях в образовательных организациях и учреждениях». При этом среди основных видов обучения безопасности труда выделено «обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим», а среди основных форм обучения – «получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах».


Реализация этих требований в образовательных учреждениях должна осуществляться в ходе инструктажей по охране труда (повторный инструктаж – не реже 1 раза в полгода). Аналогичные инструктажи по пожарной безопасности (не реже 1 раза в год) также обязательно включают отработку действий по оказанию первой помощи пострадавшим.

Кроме того, полученные знания и навыки по оказанию первой помощи должны закрепляться и совершенствоваться в ходе учений и тренировок в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. В образовательном учреждении ежегодно проводятся командно-штабные учения (штабные тренировки), объектовые тренировки, в ходе которых МЧС России рекомендует наряду с другими вопросами отрабатывать и действия, связанные с оказанием первой помощи в различных условиях обстановки.

Следовательно, в образовательном учреждении вполне достаточно возможностей для плановой и системной подготовки своих педагогических работников оказанию первой помощи обучающимся. Для реализации этой задачи на первом месте стоит желание, воля и требовательность руководства учреждения, а также пропаганда необходимости и значимости подготовленности работников в данной области.

Анализ нормативно-правовой базы в области оказания первой помощи, статистических данных и опыта обучения педагогических работников основам оказания первой помощи позволяет сделать общий вывод о том, что осознавая важность проблемы, совершенно правильным инструментом для ее решения избран системный подход. Также очевидно, что наиболее слабым элементом создающейся системы первой помощи является низкий уровень подготовленности граждан, в том числе педагогических работников, по основам и навыкам ее оказания.

Действительно, педагогический работник, имеющий навыки оказания первой помощи, имеет лишь право, а не обязанность ее оказывать. Но мы должны понимать, что в данном случае реализация наших прав связана с сохранением жизни и здоровья человека, которые, согласно Конституции Российской Федерации, признаются в стране высшей ценностью.