Файл: Лекции по правовой психологии учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекции по правовой психологии. Специальная часть
322
Добавим, что методика, доработанная названными авторами, яв- ляется логическим продолжением изучения текстовой атрибуции.
История атрибуции текста насчитывает уже не одну сотню лет, но только в новейшее время стали проводиться исследования, резуль- таты которых смогли быть адаптированы в правовую психологию.
Так, во время второй мировой войны был разработан индекс удобочитаемости Флэша (TFI – The Flesh Index), использовавшийся военными психологами для установления авторства захваченных документов. Индекс Флэша применялся при судебных разбиратель- ствах на Гамбургском и Нюрнбергском процессах, когда установ- ление авторства определенных документов было важно для при- влечения к суду конкретных лиц. Этот индекс рассчитывается по формуле: TFI = 0,39а +11,80b – 15,59 (а – средняя длина предло- жений по количеству слов; b – среднее количество слогов в слове).
Следующая стадия допроса – стадия уточняющих вопросов – посвящена детализации показаний, данных допрашиваемым на ста- дии свободного рассказа. Задачей данной стадии является создание уверенности у допрашиваемого, что его показания воспринимают- ся как правдивые (для недобросовестных допрашиваемых) или достаточно информативные (для добросовестных допрашиваемых) в целях возможной дезориентации допрашиваемого в следующей стадии допроса. Задачей этой стадии допроса также является по- лучение от допрашиваемого лица информации о преступлении, исключающей возможность иной смысловой и фактической трак- товки показаний допрашиваемого, а также детализация показаний, полученных от него на стадии свободного рассказа. Каким же об- разом достигнуть подобного результата?
Самый простой способ воздействия – воздействие на уровень ценностей личности. Пусть допрашиваемый излагает свое видение проблемной ситуации, пусть самоутверждается в своих глазах.
Добросовестный допрашиваемый успокаивается, наблюдая, что следователь спрашивает его о деталях преступного события, кото- рые он не затронул в силу предполагаемой элементарности. Для каждого человека существуют одна или несколько сфер восприя- тия реальности, которые в силу психотипологических особенно-

Тема 10. Психологические аспекты проведения допроса
323 стей являются более развитыми за счет иных сфер восприятия. То же относится и к эмоциональному восприятию.
Недобросовестный допрашиваемый в этой стадии пусть убе- дится, что направление допроса затрагивает только те аспекты и в том объеме, которые он счел нужным изложить в стадии свобод- ного рассказа.
Несовершеннолетний допрашиваемый пусть почувствует соб- ственную ценность, ведя бесконфликтный диалог с взрослым че- ловеком, обладателем более высокого социального статуса.
Применительно к добросовестному лицу в рамках воздействия на уровень ценностей (точнее, таких ценностей, лежащих в основе его самоуважения допрашиваемого, как «Я-ценности», самоценно- сти) следователю целесообразно применять тактические приемы снятия напряжения, выраженные в демонстрации уверенности в успехе взаимодействия и выжидании, суть которых сводится к ожиданию момента, когда в сознании допрашиваемого сформи- руется достаточное по объему количество ассоциативных связей, необходимых для оптимизации процессов памяти, отвечающих за воспроизведение информации.
Применительно к несовершеннолетним допрашиваемым прио- ритет отдается использованию приемов выжидания, так как про- цессы мышления, памяти, внимания у представителей данной группы характеризуются большим потенциалом, но относительно невысокой степенью адаптации.
Применительно к недобросовестным допрашиваемым в рамках воздействия на самоуважение допрашиваемого целесообразно применение таких тактических приемов, как допущение легенды
(имитация принятия ложной версии допрашиваемого в целях дета- лизации обстоятельств, которые в силу своей искусственности бу- дут противоречить друг другу) и отвлечение внимания (имитация неосведомленности следователя и несформированности у него мне- ния о причастности допрашиваемого к совершению преступления в форме проявления интереса к малозначительным, не угрожающим разоблачением или иными негативными последствиями деталям).
Подобное обусловлено тем, что акцентирование на существенных


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
324 моментах может стать причиной мобилизации внимания у допра- шиваемого лица, даже по сравнению с повышенной степенью вни- мания, характерной для допроса.
Завершающая стадия допроса, выделенная нами, – это стадия
дополнительных вопросов. Целью данной стадии является получе- ние информации, скрываемой допрашиваемым лицом, на основе анализа неполноты или противоречивости информации, получен- ной на предшествующих стадиях допроса. Соответственно, воз- действие на допрашиваемого проводится для изменения его уве- ренности в себе (воздействие на уровень ценностей в структуре его личности) либо изменения поведения, выражающегося в твер- дой установке на противодействие усилиям следователя (воздей- ствие на его уровень притязаний). На первый взгляд второе есть внешнее выражение первого, и они соотносятся как причина и след- ствие. Однако с точки зрения содержания последующего воздей- ствия это различные точки приложения усилий следователя. Так, если в результате анализа личности допрашиваемого у следователя появляется основание для предположения о том, что допрашивае- мый готов к даче искренних показаний, то целесообразно сделать акцент в воздействии на уровень ценностей допрашиваемого. Если же следователь полагает, что в силу криминальных привычек, низ- кого интеллектуального потенциала, упрямства как характерологи- ческой черты личности, страха перед третьими лицами и иных фак- торов допрашиваемый готов до последнего отстаивать лживую позицию, постоянно перестраивая линию своей защиты, то целесо- образна постановка акцента в воздействии на уровень притязаний.
Изменения уверенности допрашиваемого лица в своих силах
(изменение содержания «Я-ценности») этично достигать путем создания уверенности в превосходстве следователя над допраши- ваемым. Традиционно для этой цели используются следующие тактические приемы:
– демонстрация возможностей следователя (чаще всего содержа- нием этого приема являются изложение современных возможностей криминалистической науки, описание использования в практике расследования преступлений новых исследовательских методик,

Тема 10. Психологические аспекты проведения допроса
325 ненавязчивая демонстрация свидетельств признания профессио- нальных навыков следователя);
– создание у допрашиваемого лица преувеличенного представ- ления об осведомленности следователя (смысл приема в изложении допрашиваемому лицу малозначительных, но не широко известных сведений о личности допрашиваемого, с целью создания у послед- него уверенности, что следователь собрал информацию о нем в намного большем объеме, чем необходимо для процесса рассле- дования).
Названные тактические приемы не характеризуются конфликт- ностью, так как допрашиваемый неосознанно полагает, что реше- ние о даче искренних показаний он принимает сам, потому что прямого воздействия на его психику в подобных тактических при- емах (а иногда и наличия самих тактических приемов) он не заме- чает. К сожалению, подобное объективно не характерно для тактических приемов, воздействующих на уровень притязаний до- прашиваемого, атмосфера использования которых почти всегда конфликтна, хотя, конечно, проявление агрессивности обеих сто- рон обязательным фактором не является.
В стадии дополнительных вопросов формы воздействия на уровень притязаний допрашиваемого, т.е. на то, как реализует до- прашиваемый свой интерес, могут быть следующими:
– пресечение лжи (следователь указывает на противоречивость сообщенной на ранних стадиях допроса информации, полученной от допрашиваемого). Тактическая эффективность данного приема тем больше, чем большая уверенность в доверии к ранее сказан- ному допрашиваемым на стадии уточняющих вопросов была про- демонстрирована следователем;
– предъявление доказательств (использование доказательств при допросе представляет собой тактический прием по реализации находящейся в распоряжении следователя доказательственной информации как путем непосредственного его предъявления, так и опосредованными способами ознакомления с ней);
– внезапность вопроса (тактический прием, рассчитанный на создание стрессового состояния у допрашиваемого вследствие


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
326 резкого изменения тематики общения при неизменности тона и темпа речи).
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28

Содержание и проблемы использования
методик анализа истинности показаний
допрашиваемого лица
Комплекс проблем, свойственный методикам определения
истинности сообщаемой информации, применяемым в процессе
допроса. В основном для определения истинности информации, сообщаемой допрашиваемым, должны использоваться приемы ло- гико-психологической природы. Однако если тактические приемы, в своей основе разработанные на законах логики, в достаточной степени полно используются криминалистикой, то методики, определяющие достоверность сообщаемой информации, основан- ные на знании психологических закономерностей, раскрываются в лишь в небольшом количестве монографий.
Криминалисты, признающие одинаковую важность методик, построенных преимущественно на логических приемах, и методиках, основанных на психологических данных, рекомендуют обращать внимание на невербальную жестикуляцию, следить за изменения- ми мимики и производить психолингвистический анализ речи.
В основе всех этих методик лежит постулат основателя современ- ной теории нейроанатомии эмоций, утверждавшего, что сенсорное возбуждение получает свою эмоциональную окраску, наблюдае- мую извне. В данных методиках используется метод стандартизи- рованного наблюдения, применяемого в тех случаях, когда у наблюдающего имеется достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. Однако данный метод имеет ряд недостатков, свойственных методу наблюдения вообще. Так, истинность информации, полученной в результате наблюдения, зависит от следующих факторов.
Фактор 1. Зависимость от компетентности наблюдателя. От на- блюдателя требуются не только знания теоретических и практиче-

Тема 10. Психологические аспекты проведения допроса
327 ских основ определенной методики, но и способности разбираться в нюансах, вызванных индивидуальностью исследуемого объекта.
В основном же методики, основанные на методе наблюдения, не представляют большой сложности в освоении, не требуют глубо- ких теоретических знаний, а возможность постоянно практико- ваться в их применении у следователя всегда имеется.
Фактор 2. Значительный недостаток этого метода заключается в том, что когда наблюдаемый осознает, что является объектом наблюдения, он пытается путем волевого контроля снизить сте- пень проявления эмоций. Контрдействием против подобных попы- ток будет применение следователем метода наблюдения на более тщательном уровне, так как полностью скрыть свою реакцию на раздражитель способны очень немногие допрашиваемые.
Фактор 3. Основной недостаток подобных методик проявляется в случаях, если наблюдаемый владеет данной областью знаний и знает (или догадывается) о факте применения подобной методики.
В таком случае наблюдающий должен обратить внимание на наличие двух противоположных реакций (первой – естественной, второй – искусственной, которая контролируется волевым усили- ем) и по неестественности проявления одной из них определить реакцию, в отношении которой наблюдалась попытка сокрытия.
Следует также подчеркнуть, что помимо данного комплекса проблем, свойственного методу наблюдения в целом, следователь на практике сталкивается со специфическими проблемами, харак- терными для конкретных методик наблюдения за допрашиваемым.
Проблема применения методик расшифровки невербальных
элементов и их комплексов. В невербалистике или пантомимике сегодня сложились три достаточно самостоятельные школы, отли- чающиеся друг от друга не предметом исследования, а в большей степени методами научного поиска. Р. Бердуистелл, представляю- щий Западно-Пенсильванский исследовательский институт, делает акцент на изучении отдельных жестов, разделяя их на составляю- щие элементы, являясь тем самым представителем функциональ- ной невербалистики, в которой жест понимается как совокупность элементов, его составляющих. Другая группа исследователей –


Лекции по правовой психологии. Специальная часть
328
А. Пиз, Д. Ниренберг, Г. Каллеро – основной упор в своих иссле- дованиях делают на комплексы жестов (позы, движения и т.д.), представляя тем самым структурную невербалистику, в которой жест понимается как элемент определенной системы. Третье направление в большей степени представляют отечественные психологи, исследующие в основном теоретические аспекты не- вербалистики.
Возвращаясь к затруднениям, возникающим перед следовате- лем в процессе допроса при применении данной методики, следует отметить, что основные трудности связаны со следующим ком- плексом проблем.
Во-первых, сама психологическая атмосфера, свойственная допросу. В подобной ситуации человек, находясь в состоянии так называемой защитной доминанты, максимально мобилизует свой потенциал в целях сдержанного проявления эмоций в каком бы то ни было виде. Надо также отметить, что волевой контроль за же- стикуляцией осуществляется с большей легкостью, чем за мими- кой и лексикой, так как данные невербальные проявления внут- реннего эмоционального состояния являются по своей природе макродвижениями, задействующими большие группы мышц, что позволяет допрашиваемому обнаружить данное проявление реак- ций на раздражитель уже в самом начале этой реакции и предпри- нять меры по ее прерыванию.
Во-вторых, позиция, когда между участниками допроса, сидя- щими лицом к лицу, находится стол, практикуемая большинством следователей, сужает область наблюдения, к тому же неосознанно изначально провоцирует допрашиваемого на негативную оценку следователя как оппонента.
В-третьих, допрашиваемый, знакомый с методами наблюдения за невербальными проявлениями эмоционального состояния и расшифровкой невербальных элементов, может ввести в заблуж- дение следователя ложными жестами (если последний не наблю- дает рассогласованности жестов у допрашиваемого лица) или в крайнем случае уйдет в закрытое положение, тем самым сведя к минимуму информативность своей жестикуляции.

Тема 10. Психологические аспекты проведения допроса
329
В-четвертых, в невербалистике, как в никакой другой методике, необходимо учитывать социальные, культурные и национальные особенности допрашиваемого.
В-пятых, одной из основных трудностей при расшифровке невербальных элементов и их компонентов является установление природы жестов. Здесь необходимо дать ответ на вопрос, является ли содержанием жеста психическое свойство либо следователь имеет дело с проявлением психического состояния. Данная про- блема разрешается путем комплексного анализа всех наблюдае- мых жестов.
Проблемы применения методики расшифровки мимических
элементов. Пожалуй, нет автора-криминалиста, который не реко- мендовал бы в процессе допроса наблюдать за мимикой лицевых мышц допрашиваемого. Но на сегодняшний день информацию, содержащую практические советы в данной области, можно по- черпнуть фактически только из физиогномики, которая имеет зна- чительный практический опыт, но крайне неразработанную теоре- тическую базу. Возможности использования данных физиогноми- ки тоже ограничены в силу ряда причин.
Во-первых, как уже было сказано, научно разработанных мето- дик, на теоретическом уровне объясняющих взаимосвязь мимиче- ской активности и психических проявлений, не существует. И сле- дователю приходится ограничиваться эмпирическим материалом, довольно значительным по объему, но крайне несистематизиро- ванным и неструктурированным.
Во-вторых, психологии известен тот факт, что представители разных типов нервной системы обладают достаточно специфич- ными проявлениями мимической активности. Так, представители флегматического типа не имеют достаточно выраженной мимики, в то время как представители сангвинического типа хотя и имеют достаточно развитые выразительные движения мышц лица, но способны контролировать проявления подобной активности.
В-третьих, сложно использовать знания в области физиогноми- ки в случаях заболеваний, при которых в цепочке мимических рефлексов некоторые звенья анатомически интактны.