Файл: Практическая работа по методике физического воспитания и развития ребенка Исполнитель Рачёва Оксана Николаевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
емого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.1 Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безинструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.
Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количеств о участников, качество наблюдения.
В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, какдети побегут в рассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.
Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».
Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка ее результатов.
Анкета как метод исследования. В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Изучение документации и продуктов деятельности. Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготов
ленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.
Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.
Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.
В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.
В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.
В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.
Тестирование на определения уровня развития гибкости. Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:
- от строения суставов;
- от эластичности мышц и связочного аппарата;
- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за
счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.
В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин “специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.
Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30% выше
по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периодике.
Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.
Утомление оказывает существенное и двойственное влияние на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего
активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная гибкость, подвижность увеличивается до 14%.
Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.
Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.
Тесты по определению гибкости
Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на скамейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Крайнее положение следует удерживать в течение 2 с.
На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка — уровень в положении стоя — находится на уровне ног.
Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребенок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со знаком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «—».
Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
3 Составить комплекс общеразвивающих упражнений для любой возрастной группы
План-конспект физкультурного занятия в средней группе
Время проведения:
Место проведения: спортивный зал.
Одежда и обувь: спортивная.
Оборудование: кубики, две гимнастические доски, два больших обруча, шапочка кота, флажки: красный, желтый, зеленый.
Программные задачи: продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по одному, парами, замедлять движение, делать остановку по сигналу; продолжать ходить змейкой (между предметами); упражнять детей в ходьбе по доске; упражнять в прыжках на двух ногах, продвигаясь вперед; упражнять в ползании на четвереньках.
III Практическая часть. Тема: «Основные движения»
1 Наблюдение и анализ проведения основных движений в условиях ДОУ
Обучение движениям должно быть направлено прежде всего на формирование простейших навыков основных, жизненно необходимых детям движений.
За время пребывания в детском саду нужно научить детей правильно ходить, бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, метать вдаль и в цель, лазать, сохранять равновесие.
Воспитатель стремится к тому, чтобы движения детей становились более согласованными, ловкими, свободными, чтобы дети без особых усилий могли целесообразно применять их в разнообразных условиях.
В средней и старшей группах программа осуществляется в процессе занятий гимнастикой и подвижными играми и закрепляется в часы игр, преимущественно на прогулке (в подвижных играх с правилами, организованных воспитателем, и в самостоятельных играх детей подвижного характера).
В младшей группе освоение программы проходит в процессе организованных воспитателем подвижных игр (на прогулке и в помещении — вчасы игр).
Во всех группах воспитатель всячески поощряет самостоятельные игры детей с игрушками и пособиями, создавая для этого соответствующие условия.
Перед воспитателем стоит задача всестороннего развития движений у детей.
Маленькие дети в силу своей подвижности больше пользуются движениями, в которых преимущественно участвуют ноги: бег, ходьба, разнообразные виды прыжков — подпрыгивание, перепрыгивание, спрыгивание и пр. Воспитатель должен давать детям систематические упражнения для развития такого важного для человека органа, как рука.
В дошкольном возрасте этому в значительной степени могут помочь упражнения с предметами: мячами, гимнастическими палками, обручами, флажками, шнурами и пр. Дети учатся бросать, ловить, катать, бесшумно складывать и убирать предметы, ритмично передавать друг другу, быстро принести и унести и т. п.
Важно научить детей внимательно слушать объяснения воспитателя и выполнять его указания, постепенно приучая детей «учиться» всем вместе, тем самым подготовляя их к школьному обучению.
Большое внимание следует также уделить развитию согласованности при совместных действиях. Детей приучают двигаться в общем для всех темпе, целесообразно использовать площадь комнаты или площадки, бегать, не толкая друг друга, соблюдать указанное направление и т. п.
Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количеств о участников, качество наблюдения.
В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, какдети побегут в рассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения.
Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком».
Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка ее результатов.
Анкета как метод исследования. В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Изучение документации и продуктов деятельности. Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготов
ленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.
Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.
Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.
В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.
В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.
В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.
Тестирование на определения уровня развития гибкости. Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:
- от строения суставов;
- от эластичности мышц и связочного аппарата;
- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.
Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за
счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.
В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин “специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.
Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах. Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30% выше
по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периодике.
Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается. В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.
Утомление оказывает существенное и двойственное влияние на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего
активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная гибкость, подвижность увеличивается до 14%.
Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.
Мерилом гибкости является амплитуда движений. Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.
Тесты по определению гибкости
Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на скамейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Крайнее положение следует удерживать в течение 2 с.
На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка — уровень в положении стоя — находится на уровне ног.
Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребенок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со знаком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «—».
Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
3 Составить комплекс общеразвивающих упражнений для любой возрастной группы
План-конспект физкультурного занятия в средней группе
Время проведения:
Место проведения: спортивный зал.
Одежда и обувь: спортивная.
Оборудование: кубики, две гимнастические доски, два больших обруча, шапочка кота, флажки: красный, желтый, зеленый.
Программные задачи: продолжать учить детей ходить и бегать в колонне по одному, парами, замедлять движение, делать остановку по сигналу; продолжать ходить змейкой (между предметами); упражнять детей в ходьбе по доске; упражнять в прыжках на двух ногах, продвигаясь вперед; упражнять в ползании на четвереньках.
-
Содержание частей занятия
Дозиров
ка
Организационно-методические указания
1
2
3
Вводная часть
Построение в шеренгу
Игра «Поезд»
Ходьба в колонне по одному, ускоряя и замедляя движение, с остановкой по сигналу
Ходьба змейкой
Ходьба по доске
Ходьба с переходом на бег обычный
Ходьба с замедлением темпа, с остановкой по сигналу
Игра «Солнышко и дождик»
2—3 раза
20 с
2—3 раза
Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в зоопарке? Как вы думаете, на чем мы туда отправимся? Конечно, мы поедем туда на поезде. Рассаживайтесь по вагонам.
Чух, чух, чух, чух, Мчится поезд во весь дух.
Поезд наш мчится между деревьев.
Проехал по мостику через быструю речку.
Поезд едет все быстрее.
Но вот мы уже подъезжаем. Наш поезд останавливается.
Капля первая упала — кап!
И вторая прибежала — кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап, кап запели.
От дождя мы убежим
И в беседке посидим.
(Дети бегут к обручу, впрыгивают в него.)
Основная часть
Общеразвивающие упражнения
1 Птички машут крыльями»
И.п.: ноги слегка расставлены; руки внизу
Руки в стороны, помахивать ими
2 «Цапля»
И.п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу
Стоя на одной ноге, согнуть другую ногу в колене и поднять вверх, руки стороны ( выполнять правой и левой ногой поочередно)
3. «Зайчик маленький. А медведь большой»
И.п.: ноги широкой дорожкой, носки развернуты. Присесть, руки вытянуть вперед, встать, подтянуться, руки верх
4. «Тигренок сердится»
И.п.: стоя на коленях
Опустить голову, отклониться назад — тигренок сердится, вернуться в И.п.: — успокоился. После двух выполнений отдохнуть, сесть на пятки
5. «Ежик»
И.п.: лежа на спине.
Подтягивать ноги к животу, вытянуть ноги
Основные движения: «Медвежонок»
Ходьба на четвереньках, с опорой на ладони и стопы, не сгибая колен
6 «Зайчата»
Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед
Подвижная игра «Птицы и кот»
4-5
раз
3 раза на одной ноге
4-5 раз
5 раз
5-6 раз
2-4
раза
2-4 раза
2-3 раза
Вышло, вышло солнышко,
Золотое донышко
А воробушкам на ветках не сидится,
Стали они летать и резвиться
(дети выбегают из обруча в рассыпную, начинают
выполнять упражнение).
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как статуя.
В зоопарке на площадке
Много маленьких зваерят.
На площадке все в порядке,
Тут звериный детский сад.
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Медвежонок косолапый,
Неуклюжий и смешной,
Он живет в лесу дремучем,
Очень любит мед пахучий
(дети ползут до конца зала, потом возвращаются,
прыгая на двух ногах).
Вот зайчонок малышок,
Ловкий у него прыжок,
Теплый серенький пушок,
Красный быстренький глазок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли птички погулять.
Только хитрый, рыжий кот
Погулять им не дает.
Рыжий кот крадется к вам,
Птички, птички по домам!
(гнездышки-обручи)
Заключительная часть
Игра малой подвижности «Трамвай»
Дети идут парами: на красный флажок – останавливаются, на зеленый – идут, не желтый – замедляют ход
5 раз
По улицам города едет трамвай,
Мы тоже в трамвае поедем давай
III Практическая часть. Тема: «Основные движения»
1 Наблюдение и анализ проведения основных движений в условиях ДОУ
Обучение движениям должно быть направлено прежде всего на формирование простейших навыков основных, жизненно необходимых детям движений.
За время пребывания в детском саду нужно научить детей правильно ходить, бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, метать вдаль и в цель, лазать, сохранять равновесие.
Воспитатель стремится к тому, чтобы движения детей становились более согласованными, ловкими, свободными, чтобы дети без особых усилий могли целесообразно применять их в разнообразных условиях.
В средней и старшей группах программа осуществляется в процессе занятий гимнастикой и подвижными играми и закрепляется в часы игр, преимущественно на прогулке (в подвижных играх с правилами, организованных воспитателем, и в самостоятельных играх детей подвижного характера).
В младшей группе освоение программы проходит в процессе организованных воспитателем подвижных игр (на прогулке и в помещении — вчасы игр).
Во всех группах воспитатель всячески поощряет самостоятельные игры детей с игрушками и пособиями, создавая для этого соответствующие условия.
Перед воспитателем стоит задача всестороннего развития движений у детей.
Маленькие дети в силу своей подвижности больше пользуются движениями, в которых преимущественно участвуют ноги: бег, ходьба, разнообразные виды прыжков — подпрыгивание, перепрыгивание, спрыгивание и пр. Воспитатель должен давать детям систематические упражнения для развития такого важного для человека органа, как рука.
В дошкольном возрасте этому в значительной степени могут помочь упражнения с предметами: мячами, гимнастическими палками, обручами, флажками, шнурами и пр. Дети учатся бросать, ловить, катать, бесшумно складывать и убирать предметы, ритмично передавать друг другу, быстро принести и унести и т. п.
Важно научить детей внимательно слушать объяснения воспитателя и выполнять его указания, постепенно приучая детей «учиться» всем вместе, тем самым подготовляя их к школьному обучению.
Большое внимание следует также уделить развитию согласованности при совместных действиях. Детей приучают двигаться в общем для всех темпе, целесообразно использовать площадь комнаты или площадки, бегать, не толкая друг друга, соблюдать указанное направление и т. п.