Файл: Практическая работа по методике физического воспитания и развития ребенка Исполнитель Рачёва Оксана Николаевна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

Следует отметить, что комплекс задач образовательной области «Физическая культура» не обеспечен методически и дидактически. Не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы. Так, характеристика показателей физического развития представлена в программах II младшей и средней групп в разделе «Формируем привычку к здоровому образу жизни», в программе для старшей группы эта информация находится в разделе «Физическая культура», а в программе для I младшей группы характеристика данных показателей полностью отсутствует. Кроме того, непоследовательно описывается организация бодрствования детей (прогулок, гигиенических процедур). Подробно эта информация описывается в программах I младшей, II младшей и старшей групп, а в программе средней группы содержание по этому направлению не представлено.

2.3 Проследить усложнение программного материала на примере какого либо одного вида упражнений от одной возрастной группы к другой.

"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой.

I младшая группа. Основные упражнения. Вид упражнений «Бег»

Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течении 30-40 секунд (непрерывно) с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).

II младшая группа. Основные упражнения. Вид упражнений «Бег»

Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой) с одного края площадки на другой; в колонне по одному; в разных направлениях: по прямой, извилистым дорожкам (ширина 25-50см, длина 5-6 м); по кругу; змейкой; врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течении 50-60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10м.

Средняя группа. Основные упражнения. Вид упражнений «Бег»

Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с изменением темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течении 1-1,5 минут. Бег на расстояние 40-60 метров со средней скоростью; челночный бег три раза по 10 м; бег на скорость: 20 м примерно 6-5,5 секунд к концу года.


Старшая группа. Основные упражнения. Вид упражнений «Бег»

Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое, змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течении 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120м (два-три раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег три раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунд). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком. Приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

Подготовительная группа. Основные упражнения. Вид упражнений «Бег»

Бег обычный, на носках, высоко поднимая ноги, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течении 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (два-четыре раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег три-пять раз по 10 м. бег на скорость: 0 м примерно за 7,5-6,5 секунды к концу года.

2.4 Проследить изменение ведущих программных задач (на примере одной задачи).

"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой

I младшая группа.

Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

II младшая группа.

Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед. Учить принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места.

Средняя группа.

Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте с продвижением вперед, ориентироваться а пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Старшая группа.

Учит прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

Подготовительная группа.



Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Вывод. Основной задачей любого, в том числе и оздоровительного, дошкольного учреждения является воспитание и обучение ребенка, направленное на формирование гармонично развитой личности. Следовательно, оздоровительная программа учреждения не должна нарушать режим учреждения и препятствовать адекватному проведению воспитательных и образовательных мероприятий. В свою очередь образовательная программа должна быть построена с учетом особенностей физического и психического развития детей и имеющейся у ребенка патологии.

Появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные способности ребенка. В ходе проведенной работы было отмечено, что детские сады по разному реализуют современные программы. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности. Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с учетом социально-экономических и национально-культурных условий.

Но необходимо также отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню. Анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.


Анализ различных программ обучения и воспитания показывает отсутствие учета половых особенностей детей при разработке программно-нормативных документов. Вместе с тем в ходе обследования детей выявлены различия между девочками и мальчиками, например:

- необходимость применения различных контрольных упражнений для оценки одних и тех же физических качеств;

- разный уровень взаимосвязи между интегральными и суммарными показателями физической подготовленности и сформированности основных движений;

- разнообразные значения, характеризующие одни и те же уровни развития показателей физической и двигательной подготовленности;

- различия в степени значимости физических качеств для формирования основных движений;

- неодинаковые темпы прироста физических и психических качеств в возрастном диапазоне 3-6 лет;

- различия в структуре мотивации к основным видам учебно-воспитательной деятельности

Физкультурные занятия во многих программах подчинены жесткой методике. Не учитываются уровни физического развития и состояния здоровья детей. Реализация актуального состояния здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности детей значительно отличаются от планируемых результатов, которые декларируются в программах обучения и воспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующих деятельность коллективов детских дошкольных учреждений. В то же время материальное, научно-методическое, информационное обеспечение физического воспитания дошкольников находится на довольно высоком уровне.

Практически все детские сады, построенные за последние 10-15 лет, имеют нормальную физкультурную базу. Но тем не менее проблемы здоровья и физической подготовки детей дошкольного возраста не решаются. По-прежнему не во всех детских садах имеются ставки преподавателя физической культуры. Как правило, они вводятся в штатное расписание по желанию заведующего дошкольным учреждением. Данная категория специалистов обычно тарифицируется в соответствии с единой тарифной сеткой, ниже, чем воспитатели, имеющие такое же образование и стаж трудовой деятельности. Требует серьезной коррекции и система обучения в средних специальных учебных заведениях. Распространившаяся в последнее время тенденция освоения студентами дополнительных специальностей имеет положительное значение. Но не во многих педагогических колледжах существует специализация “Руководитель физического воспитания в ДДУ”, причем количество студентов, желающих ее получить, с каждым годом снижается. И, наконец, у специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях, не сформирована потребность воплощения в реальной деятельности принципа приоритетности физкультурно-оздоровительной работы.


Таким образом, следующим направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является изменение ментальности современного российского общества на основе повышения престижности и государственного внимания к физкультурно-оздоровительным достижениям специалистов, работающих в дошкольных учреждениях.