Файл: Добровольность участия детейинвалидов в дистанционном образовании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии со­гласно этой модели рассматривается как неполноценное сущест­во, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных огра­ничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психи­ческими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.

Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разруши­тельное влияние на развитие личности человека, на его стремле­ние к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограни­ченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особен­но эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями ин­теллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира через обособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образова­нии и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности». Слож­ные экономические условия в ряде стран мира не позволяют при­держиваться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за бо­лее полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями соглас­но этой модели имеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».

5. В каких образовательных условиях возможно использование опыта зарубежных стран? Представьте обоснование

В России, как уже отмечалось выше, в виду недостаточности опыта по работе с детьми в инклюзивных условиях, используют опыт зарубежных стран (технологии, методы, модели, адаптированные к российским реалиям). Остановимся на двух наиболее распространённых моделях организации учебного процесса в условиях инклюзивного образования в российских школах, основанных на практике школ США и Великобритании: мейнстриминг и ресурсный класс.

Мэйнстриминг от английского «mainstreaming» включать в общий поток, в состав основной группы на время, то есть, помещать детей с ограниченными возможностями здоровья и/или особенными образовательными потребностями в классы с типично развивающимися детьми на определенно установленный временной промежуток, с целью адаптации «особенных детей» к общению со сверстниками и школьной среде. Описанная модель используется для включения детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс путём создания программ, принимая во внимание возможности и готовность к социальной адаптации с временной интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья и особенными образовательными потребностями на урок в общем классе или внеклассное мероприятие.

В процессе совместной деятельности расширяется количество социальных контактов, что приводит в дальнейшем к более хорошему отношению к людям с ограниченными возможностями и облегчает процесс их включения в образовательную деятельность. Эта модель подразумевает обучение через действие. Обучающиеся, например, пробуют создавать декорации своими руками, изучая при этом свойства различных материалов, разные виды деятельности и что важнее – учатся работать в одной команде. Кроме того, при таких совместных видах деятельности люди учатся принимать сильные и слабые стороны друг друга и терпимо относиться к различного рода особенностям.

Данная модель заслуживает особенного внимания, хотя часто рассматривается как интеграция, так как способствует повышению мотивации у «особенных детей» и развитию толерантности у типично развивающих сверстников, а также их родителей. Работа в мейнстриминге развивает у детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями коммуникативность, приспособляемость к непривычным условиям, приобретается независимость, уверенность в себе. Типично развивающиеся дети учатся проявлять заботу и деликатность, понимать чувства своих «особенных» сверстников.


Отметим, что в российских школах рассматриваемая модель чаще предполагает взаимодействие учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями с типично развивающимися учащимися в рамках совместной досуговой деятельности, прежде всего, для расширения социальных контактов, а не для достижения образовательных целей.

Следующей моделью организации учебного процесса в условиях инклюзивного образования, получившей свое распространение в начале 2000-х XXI века, стал ресурсный класс. Свое начало он берет от проекта центра проблем аутизма и школы № 1465, который впоследствии перерос в проект «Инклюзивная молекула» (ресурсные классы), объединивший 9 школ.

Сегодня использование ресурсных классов можно наблюдать в условиях инклюзивного обучения во многих районах столицы и регионах России: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Воронеже и Воронежской области, Пятигорске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Новосибирской области, Смоленске, Липецке, Белгородской области и др. Ресурсный класс, впервые представленный в образовательных системах США и Великобритании, и адаптированный к инклюзивным условиям общеобразовательных школах Российской Федерации, используется для работы с детьми в рамках инклюзивного образования.

Экспериментальный опыт работы ресурсных классов в Российской Федерации позволил определить ресурсный класс как кабинет в общеобразовательной школе для проведения уроков с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями в соответствии со специально адаптированной учебной программой, отвечающей их индивидуальным образовательным потребностям [7, с. 51]. Ресурсный класс обеспечивает право обучать любого ребенка и позволяет организовать учебный процесс в соответствии с потребностями каждого учащегося в наименее ограниченной среде. В этих классах для учащихся есть возможность сочетать инклюзивное и индивидуальное обучение в условиях общеобразовательной школы.

Целью ресурсного класса является организация помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми образовательными потребностями в адаптации к требованиям и среде общеобразовательных школ, социуму, взаимодействию с типично-развивающимися сверстниками.

Следует подчеркнуть, что благодаря работе ресурсных классов в общеобразовательных школах России стало возможным организовать инклюзивный образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями с постепенным их включением в общие классы, избегая негативных эмоциональных состояний, как со стороны таких детей, так и со стороны их типично развивающихся одноклассников.


Ввиду создавшейся ситуации в условиях пандемии необходимо остановится еще на одной модели организации учебного процесса в инклюзивных условиях, дистанционном обучении для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья базируется не только на интеграции очного обучения, но и дистанционном, приобретающего в создавшихся обстоятельствах все большую распространенность и значимость. Дистанционное обучение – комплекс дополнительных образовательных услуг, которые предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями при помощи специализированной информационно-образовательной среды, которая основана на средствах обмена учебной информацией на каком-либо расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.д.). Чтобы реализовать дистанционное обучение, необходимо наличие специального оборудования (компьютер, веб-камера, сканер, принтер, и т.п.), посредством которого будет осуществляться взаимосвязь ребенка с центром дистанционного обучения. Во время учебного процесса общение учителя с ребенком, выполнение учащимся заданий происходит как на онлайн уроке, так и с использованием доступные дистанционные средства коммуникации (электронная почта (email), телефон, мобильные мессенджеры: WhatsApp, Viber) по которым задания отправляются в электронном виде.

Сегодня, благодаря такой модели обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями имеют шанс продолжать обучение в индивидуальном режиме с учетом принципа дифференциации. Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в комфортном для него темпе, режиме. Данная модель способствует развитию самостоятельности в познавательной деятельности; помогает организовать качественную подготовку учащихся к восприятию последующего учебного материала.

Безусловно, дистанционное обучение не дает возможности «живого» общения и не может заменить традиционное, но оно дает возможность учащимся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями продолжать свою деятельность в рамках инклюзивного образования находясь на онлайн уроках в виртуальных классах совместно с типично развивающимися одноклассниками. Возможно, это станет шагом в будущее образование таких детей и позволит сочетать традиционное обучение с дистанционным, использовать смешанное обучение, при этом не стоит забывать о том, что традиционное образование способствует формированию больших навыков, а дистанционное может использоваться только как дополнительное.


В заключении можно сделать вывод о том, описанные модели и представленный практический опыт работы по данным моделям свидетельствует об эффективности использования дифференцированного обучения, мейнстриминга, ресурсного класса и дистанционного обучения, в качестве дополнительного к традиционному, для организации учебного процесса в инклюзивных образовательных условиях.

6. Перечислите принципы инклюзивного образования и проиллюстрируйте их примерами

Принципы инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать. При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежений.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Международные правовые акты, как и современное российское законодательство  утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

4. Все люди нуждаются друг в друге.  Главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-уязвимым группам. Кроме того, инклюзивное образование способствует нравственному оздоровлению общества.