Файл: Пальчиковая гимнастика. Овощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

           Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

                       

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? Чья? Чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин.
Игры для развития связной речи.

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Хорошо - плохо»


Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

Материал: мяч.

Ход игры

Мир не плох и не хорош  объясню, и ты поймешь. 

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь  это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо  намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город. 

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо  не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер. 

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.  

Ход игры

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.  

«Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?


Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

Игры и упражнения для развития письменной речи.


  1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

услышали, произнесли, отличили, записали.

При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Инструкция педагога

Участие ребёнка

Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз

Зрительное и слуховое восприятие

Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА

К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить

Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания

Слуховое восприятие, двигательная память

Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги

Слуховое восприятие, речь


2. Найди по звуку слово.


После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

З-С

Б-П

Д-Т

В-Ф

Г-К

Ж-Ш

Сыр

Палка

Дыня

Фокус

Голос

Шуба

Зонт

Банка

Тыква

Вата

Кошка

Жук

Сани

Блузка

Тело

Фабрика

Губы

Штанга


3. Будь внимательным.

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

Игры на развитие восприятия.

Найди на ощупь

Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.

Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого), мешочек.

Ход игры: Игра проводится одновременно с 2-3 детьми. Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.

Широкая лестница

Цель игры: расположение элементов в зависимости от толщины, соблюдая постепенность изменений.


Оборудование: 10 брусков разных по толщине.

Ход игры: Взрослый предлагает детям построить широкую лестницу с одинаковыми

ступеньками. После выполнения задания дети играют с куклой. Затем взрослый вместе с детьми разбирает лестницу, обращая внимание на то, что 1-ый брусок самый тонкий, 2-ой толще и т.д., а последний самый толстый. В случае затруднения дети могут использовать мерку

Найди пару

Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.

Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).

Ход игры: Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т.д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары

самостоятельно.

Игры на развитие памяти.

«Заколдованный мешочек»

Дидактическая задача
: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу.
Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.
Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.
Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие).
Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро. 
Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет».
Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи).
После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

« Магазин»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает.
Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки. 
Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине.