Файл: Игры престолов как запомнить всех из династии Рюриковичей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры престолов: как запомнить всех из династии Рюриковичей
Когда мы начинаем готовиться к экзаменам по истории, сталкиваемся с двумя вопросами: как это всё запомнить и что из этого действительно важно? Вместе с педагогом-волонтёром по истории и обществознанию из Санкт-Петербурга Любовью Самариной разберёмся, какие способы хороши для решения этих задач.
Все применялись на практике, результат получен и проанализирован, но если вы в 8 или 10 классе (то есть имеете небольшой запас времени перед экзаменами), советую выбрать 2-3 варианта и проверить на себе. Возможно, вы найдете свой путь к успеху, чему мы будем только рады. Итак, приступим!
Для изучения истории традиционно используется проблемно-хронологический метод. Это значит, что события мировой истории не существуют сами по себе, а являются результатом комплекса мероприятий и, в свою очередь, оказывают влияние на последующие преобразования.
«Проблемный» метод позволяет выделить некую историческую задачу и проанализировать ее составляющие части. Ярким примером будет являться война. Война является политической, экономической, культурной, военно-технической проблемой для истории взаимоотношений двух стран, и для их внутренней истории. Рассматривая войну в качестве исторической проблемы, историк систематизирует доступный ему материал: определяет территориальные границы и хронологические рамки войны, причины, повод к ней, этапы, основные сражения, итоги и последствия, значение. И для свободного владения историческим материалом и успешного выполнения заданий второй части экзамена (ОГЭ и ЕГЭ) необходимо рассмотреть все структурные части проблемы.
«Хронологический» метод подразумевает, что все факты, явления, события или процессы политической, экономической, социальной, культурной или правовой истории излагаются в строгом хронологическом порядке. То есть крайне важно соблюсти последовательность, ни в коем случае не нужно прыгать из одного периода в другой. Нельзя сперва прочитать про Гражданскую войну в России, а потом пробовать разобраться в русско-турецких войнах. Все дело в том, что причины, приведшие к событиям 1917 года, формировались десятилетиями и даже столетиями до этой даты.

Нарушили порядок = в голове винегрет.
Базовый принцип изучения истории усвоен, идем дальше!
Для успешной работы над историческим материалом стоит использовать качественные источники информации и вспомогательные инструменты.
Основной рабочий инструмент школьника – учебник по истории. Можно взять линейку учебников, по которым вы учились с 6 по 11 классы и работать с ними.

Авторская рекомендация по подбору литературы:

  • История России с древнейших времен до конца XVII века: курс лекций: [учеб. пособие] / С. В. Рыбаков. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с. (есть версия online)

  • История России. Учебник / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. (Сейчас купить трудно, но можно найти online или купить с рук. Учебники нужно брать до 2014 года издания)

  • История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Исторический фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. – 527 с. (Подойдет любой год издания, продается во всех книжных магазинах).


Особенность учебников в том, что они дают лишь базовые знания. Этого достаточно, чтобы справиться с КИМами, но может не хватить для полного понимания отдельных событий. В этом случае самообразование стоит дополнить специальной научной литературой по теме (ваш учитель с легкостью поможет подобрать книги и статьи по интересующей вас теме).
Открываем книгу и ужасаемся: первая правящая династия в России установилась в 862 году и правила до 1610. То есть 748 лет! Каждый уважающий себя князь имел множество родственников мужского пола (конкуренты на престол), и целую футбольную команду детей (кто-то больше, кто-то меньше). Кто за кем правит? Всех ли надо учить? Как это запомнить? Давайте разбираться.
Всего династия Рюриковичей имела 48 правящих князей и царей. Теоретически механизм «разбирания» в князьях, следующий: берем учебник по истории России, читаем последовательно параграфы от первого к последнему, по ходу повествования выписываем имена князей, даты их правления и основные достижения в том порядке, как упоминает их учебник. Учебники, как правило, содержат иллюстрации и взгляду есть за что зацепиться, поэтому есть шанс запомнить князя, связав его с той или иной картинкой. А если это курс лекций и картинок нет?

Проводим маленькое исследование и обнаруживаем ряд вариантов, как покорить всех князей разом:

  1. Купить курс из 3-5 видеоуроков (говорящая голова + картинки). Хорошая вещь, но такие уроки доступны бесплатно на сайте РЭШ или в youtube.

  2. Прочитать в интернете статью, где все разобрано. Рабочий метод, если у вас аналитический склад ума, и вы любите искать информацию.

  3. Вот вам готовая инфографика, все яркими чернилами на цветной карточке. Мы радостно сохраняем картинку и никогда больше к ней не возвращаемся. Такие материалы хороши для повторения, но если вы только учите материал, хороша та инфографика, которую вы нарисовали в тетради сами.

  4. Краткая версия истории в анимационных курсах вроде «истории для чайников». Весело, задорно, посмеетесь и давайте все-таки начнем учить как следует.


Столько ярких классных вариантов что-то учить через соц.сети. Почему наши школьные учителя так не делают? Потому что существует только один рабочий вариант, чтобы разобраться и запомнить: познакомиться, выучить, прорешать. И всё. Другой вопрос, каким способом.
С качественной литературой определились.
Из 48 князей нас интересуют правящие, либо составившие главную конкуренцию. Именно такие князья попадают в изложение школьного учебника. И их уже 35. Из них есть ряд второстепенных участников событий, о которых не нужно знать дополнительной информации. Итого их уже 27.

Для ясности советую нарисовать генеалогическое древо Рюриковичей, включая имена, даты правления и названия именно их княжеств + желательно иметь возможность напечатать или вырезать портрет. Лучше такое древо расположить на стене: ярко, наглядно, примелькается и вы запомните.

И вот мы осознали масштаб бедствия!




Начинаем читать литературу. Читаем внимательно, стараемся представить, что это был за человек (не пропускайте вставки в параграфах, где описываются черты характера, детство, увлечения – это все черты к портрету). Чем подробнее социальный портрет деятеля в вашей голове, тем лучше. Представьте, что это ваш новый друг, и вы захотите узнать о нем все!

Если у событий есть конкретные даты, выпишите их на стикер в краткой форме, и приклейте его к своему «дереву». И оно уже обросло листьями!

Вы сможете в любой момент вспомнить, чем известен князь. В идеале, конечно, параллельно вести хороший понятный конспект или майнд-карту в тетради. И если вдруг вы не вспомните что-то о причинах или ходе войны или реформ, тетрадь всегда под рукой.

Если у вас есть возможность работать с комплектом атлас по истории (10-11 кл) + контурная карта, то вы можете расселить князей по их княжествам на картах. Это поможет привязать князя к конкретным географическим условиям. Все, что вы нарисовали, запоминается надолго.




Используйте любую технику запоминания, которой владеете. Кому-то помогает зубрежка (многократное повторение), кто-то использует приемы мнемотехники (если у вас не 3 месяца до экзамена, то попробуйте освоить пару новых приемов), кому-то подходит вариант пересказа материала (сядьте перед зеркалом и расскажите собеседнику о ваших новых «друзьях». А потом ответьте на его вопросы! Поверьте, этот опыт вы не забудете никогда).




Соедините персонажей в вашем древе цветными линиями, над которыми надпишите связывавшие их мотивы / обстоятельства (например, кто кому мстил, кто кого ослепил, и кто у кого забрал ярлык на княжение). У вас получилась система взаимосвязей!






Итак, что мы имеем:

  • четкую хронологическую последовательность княжений (это наше древо)

  • выделены правящие князья, о которых надо знать все, и конкуренты

  • есть ключевые достижения правлений

  • отмечены взаимосвязи

  • с правящими князьями мы подружились

  • навык запоминания прокачан (вы ведь использовали мнемотехнику, правда?)

  • научились структурировать большой объем информации (не списываем весь параграф, а выбираем ключевые моменты и оформляем блоками, с заголовками, выделяем яркими цветами и соединяем стрелками).


Если вы хотите научиться мнемотехнике и составлению майнд-карт, оставляю ссылки в помощь:

  1. Как составлять mind-map https://habr.com/ru/company/developersoft/blog/291028/

  2. Способы вести конспект https://externat.foxford.ru/polezno-znat/6-way-summary

  3. Мнемотехника, описание приемов https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php