Файл: Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Личность как субъект социальных связей и отношений. Понятие социализации.

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения.

Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но, конечно, в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Нельзя не упомянуть здесь о воздействии государства в целом и тех или иных его органов на личность.

Микроуровень - это ближайшее социальное окружение личности (его семья, круг друзей, коллеги, соседи и т.п.), т.е. все, с кем непосредственно общается человек в повседневной жизни.

Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро-и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа.

Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности.

Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в демонстрациях или иных общественных акциях, личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование макросреды. Более того, личность - это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

  1. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.


Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли. Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества. Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым.

Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера — система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.


3. Политическая (политико-правовая) сфера — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

  1. Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.

Идеалистическая концепция толкования общественной жизни слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевая активность человека. Главным недостатком идеал концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса...

Диалектический материализм. Общественная жизнь - высшая форма движения материи. Хоть общество и является живой системой оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект и как субъект материальной действительности.

Диалектико-материалистическое понимание истории начинается с решения основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно трудиться, производить мат блага.


Сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:

- производство и вслед за ним обмен его продуктов составляет основу всякого общ-го строя.

- исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер

- главной движущей силой, преобразующей жизнь общества, являются народные массы

- средства для измен существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства.

 Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля: единству истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов. Материалистический подход к единству истории включает в себя признание единства мира. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса.

47. Основные положения теорий взаимодействия культуры и цивилизации.УУУУУ

По мнению Н.А.Бердяева, культура всегда бывала великой неудачницей жизни. Именно цивилизация пытается осуществить жизнь. Во всякой культуре, на известной стадии ее развития начинают обнаруживаться начала, которые подрывают духовные основы культуры.

Всякая культура ( даже материальная культура) есть культура духа.

Цивилизация по природе своей технична, в цивилизации всякая идеология, всякая духовная культура есть лишь надстройка, иллюзия, не реальность. Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум "просвещения". Цивилизация в противоположность культуре не символична, не иерархична, не органична. Она реалистична, демократична, механистична. Она хочет не символических, а "реалистических" достижений жизни, хочет самой реальной жизни, а не подобий и знаков, не символов иных миров. В цивилизации коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Цивилизация обезличивает. Освобождение личности, которое как будто бы цивилизация должна нести с собой, смертельно для личностной оригинальности. Личное начало раскрывалось только в культуре. Воля к мощи жизни уничтожает личность.


В  ХХ  столетии  стало  очевидно,  что  диалог  культур  и  цивилизаций предполагает  взаимопонимание  и  общение  не  только  между  различными культурными и цивилизационными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов,  сформировавших на  заре  цивилизации  свой  комплекс  отличительных  черт.  Диалог  как  принцип  культурного  развития  позволяет  не  только  органично заимствовать лучшее из мирового наследия,  но и вынуждает человека подать  «свой» голос, совершить личностное переосмысление «чужой» культуры.  Только внутреннее переосмысление  культурных  ценностей,  только  активный  диалог  с  культурными формами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры.

Можно  выделить  следующие  основные  тенденции  взаимодействия  культур  ицивилизаций в современном мире:

1) диалог культур по принципу взаимодополнительности;

2) принципы ненасилия;

3) толерантность и культурный плюрализм как условие и результат диалога;

4) «экологизация» техногенной цивилизации,  т.е.  привнесение в западный мир восточных идей уважения  к  окружающему  миру  и  благоговения  перед  жизнью

5) «рационализация»  экологической  цивилизации,  т.е.  привнесение  в восточный  мир  идей  разумного  устройства  человеческой  природы  и  общества,  а также индивидуальной деятельностной активности

6) взаимодействие  коллективизма  и  индивидуализма  как  принципов соответственно восточного и западного миров;

7) взаимосвязь  глобализации  и  национального  своеобразия  в  развитии,  что проявляется  в  т.наз.  «глокализации»,т.е.  единстве  глобального  (всеобщего, универсального,  мирового)  и  локального  (местного,  особенного  или  даже уникального).


  1. Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.

Понятие социального закона

Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.