Файл: Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира.
1 из основных вопросов философии: отношение духа к природе, сознания (идеального) к материальному. Этот вопрос имеет две стороны. Первая из них – вопрос о том, что является определяющим, первичным в мире – материальное или духовное (идеальное, сознание)? Первичное существует лично, является основой, началом, творцом всего существующего. Энгельс (1820-95) писал: «Философы разделились на два больших лагеря... Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Материальное отличается от идеального тем что материальное отражается органами чувств или приборами, а идеальное не отражается.
-
Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
Структура сознания:
1. Мышление (см. Гносеологию)
2. Воля - это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.
3. Эмоции (самостоятельно)
4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)
5. Память-это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.
6. Воображение-это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.
Принято выделять два вида функции сознания
1. Основные функции сознания
А) отражающая - (заключается в способности сознания воспринимать определенные воздействия окружающей среды, преобразовывать их в логические абстрактные образы, изменяться под воздействием этих образов и сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов.
Б) управляющая (управление человеком в соответствии с воздействием окружающей среды
2. Не основные функции
Логическое
Познавательное
Эстетическое
Нравственное
Оценочное
Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.
самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии,
психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.
-
Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии.
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.
Вера - застывший навечно постулат, который надо принять такой какой он есть, ничего не проверяя и не сомневаясь.
Знание - абсолютная противоположность вере, НЕ застывшее, постоянно обновляющееся
, основанное на опыте и его видимых результатах.
Это не означает, что Знание - есть истина. Все мы живём в абстракции. Цифры, буквы, и, вообще, ВСЕ понятия, выдуманы самими людьми, чтобы как-то выжить в ЭТОМ мире. Мы мыслим только теми буквами, которые выдумали, мы считаем только теми цифрами, которые выдумали. Мы видим результаты опытов, только в той абстракции, которую сами себе придумали.
Поэтому Знание не может быть абсолютной истиной, Знание, в лучшем случае, может обладать только долей истины.
-
Структура познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании.
Выделяется две ступени познания: чувственная и рациональная. В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) и рационализм (абсол-ция логической ступени познания).
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. Восприятие - дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств. Представление - выражает образ предмета, запечатленный в памяти.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.
Чувственное и логическое познания взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.
Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания
-
Истина как процесс, ее аспекты и формы. Критерий истины.
Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
стина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.
Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
Критерий истины (греч. kriterion - «мерило для оценки чего-либо») - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.
-
Научное знание, его особенности и структура. Основные формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, теория.
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.