Файл: А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Историческая основа повести. Особенности жанра и сюжета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана «Любовь и честь» | Школа: Каменнобродская СШ | ||||||
Дата: | ФИО учителя Володина М.И. | ||||||
Класс: 8 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности жанра и сюжета. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения. 8.2.1.1. определять жанр и его признаки 8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп,структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации | ||||||
Цели урока |
| ||||||
Критерии оценивания | 8.1.2.1 КО: критически осмысливает произведение. Дескрипторы: - выражает впечатление о прочитанном; - демонстрирует понимание текста; - приводит примеры из текста, анализирует. 8.1.3.1 КО: находит в тексте и выразительно читает цитаты. Дескрипторы: - самостоятельно находит нужную в тексте информацию; -объясняет выбор цитаты. 8.2.1.1. КО: определяет жанр по характерным признакам Дескрипторы: -знает понятие жанров литературы; -определяет, в каком жанре написано произведение. 8.2.6.1 КО: анализирует систему образов, хронотоп структуру произведения и оформляет свое представление с помощью различных способов свертывания информации Дескрипторы: -анализирует предложенную информацию; -свертывает информацию различными способами | ||||||
Языковые цели | Лексика: истинный талант, честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование. | ||||||
Привитие ценностей | Материал и организация урока способствуют привитию учащимся интереса к жизни и творчеству поэта, развитию интереса к истории, воспитанию чести и достоинства, уважения к окружающим, учит сотрудничать, добиваться цели. | ||||||
Межпредметные связи | История, русский язык, самопознание | ||||||
Предварительные знания | Урок строится на знаниях о жизни и творчестве поэта, истории, языковых навыках, которые были выработаны учащимися в 6-7 классах. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока 8 минут |
Учитель по окончании разминки объясняет учащимся, что в течение всего урока они будут не только выполнять предложенные задания, но и каждая группа будет заполнять ментальную карту. Таким образом, к концу урока у групп наглядно оформится все, что связано с сегодняшним уроком. ФО – самооценивание – за каждое задание максимальная оценка – « + ».
Учитель беседует с учащимися. -На что сделан акцент в буктрейлере? О чем он? Учащиеся высказывают мнения (семья Гринева, восстание, любовь, нравственные ценности) Учитель: - Дома вы все заранее познакомились с повестью. Прочитайте предложенные высказывания и скажите, какое из них в большей степени говорит о том, что есть в самой «Капитанской дочке»? А. Вяземский: «В «Капитанской дочке» история пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную годину. Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь и слышишь!» Аполлон Григорьев: Пушкин написал «семейную хронику» и рассказал «добродушную историю» о частной жизни Гринева. П. Страхов: ««Капитанская дочка» тоже не исторический роман... Исторические лица - Пугачев, Екатерина - являются у Пушкина мельком, в немногих сценах... «Капитанская дочка», собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых... «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочке капитана Миронова». В основу «Капитанской дочки» положена история пугачевского восстания. И это является основной темой произведения. Но любые важные события так или иначе влияют на жизнь людей. Через историю жизни одного человека ярче проявляется сущность того или иного общественного явления. Пугачевщина - основное содержание повести, но в водоворот исторических событий брошены простые русские люди, и автор следит за их судьбой. Две сюжетные линии повести органически переплетаются: в условиях народного бунта продолжается борьба за счастье влюбленных. Художественные произведения Пушкина никогда не были иллюстрацией его политических взглядов. Пушкин-художник глубже понимал и прошлое и будущее родины. Открывая читателю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, Пушкин своим произведением провозгласил торжество человечности. Учитель формулирует тему урока. Учащиеся – цели занятия. | Буктрейлер https://www.youtube.com/watch?v=eydtr0pM7aA | |||||
Середина урока 30 минут |
Группы получают по 4 вопроса, на которые они ищут самостоятельно ответы в предложенном тексте-приложении. Группы презентуют сведения об истории «Капитанской дочки», опираясь на изученные вопросы. ВЫВОД Учитель: но не только историческая правда легла в основу произведения Пушкина. Конечно же, в первую очередь, мы будем говорить о художественном произведении – смотреть на художественный вымысел. Поэтому сейчас нам необходимо определить, к какому жанру и почему относится данное произведение.
Представитель группы рассказывает об одном из указанных жанров. Другой участник из этой группы соглашается или оспаривает высказанную точку зрения, приводит аргументы. 1 группа: рассказ — малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события; 2 группа: художественный очерк — повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы. 3 группа: роман — большая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях; 4 группа: повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми. Обратная связь от заранее подготовленного учащегося: дается литературная справка о жанре «Капитанской дочки». Сам Пушкин определял произведение как исторический роман, однако многие исследователи считают, что это повесть. Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Как же определить жанр произведения «Капитанская дочка»? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе: «…Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Признаки повести — в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора. Жанр «Капитанская дочка» — это исторический роман (т.к. на протяжении всего романа представлено повествование об исторических событиях и в сюжете задействованы реальные исторические лица). ВЫВОД
На доске слова семья, ценности, честь, долг, нравственный выбор, истинная любовь, милосердие, благородство, смелость, великодушие. Учитель просит учащихся назвать слово, имеющее отношение к содержанию повести и объяснить почему. Учитель подводит к выводу, что прав был Белинский, назвав повесть «чудом совершенства» и «одним из замечательных произведений русской литературы», ведь в нем есть все: и история, и судьбы людей, и размышления о нравственных ценностях. Давайте ее обязательно прочитаем и откроем для себя еще одну книгу А.Пушкина. ВЫВОД. Итоги оценивания групп | Приложение 1 Приложение 2 | |||||
Конец урока 2 минут | Рефлексия
Было интересно, скучно; активно работал, был неактивный; узнал много нового; нового ничего не узнал; получил практические навыки для дальнейшей учебы; ничего полезного для будущего сегодня не приобрел. Домашнее задание: чтение повести «Капитанская дочка» (главы 1-5) | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. | Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. |
Приложение к уроку 1.
Задания для групп
1 группа
1)Почему царица Екатерина считала, что самодержавие в России закономерно и необходимо?
2)На чем основывалась политика России в то время?
3)Что решили отстаивать восставшие?
4)В чем причины восстания?
2 группа
1)Кто такие яицкие казаки и какую они сыграли роль в бунте?
2)Почему бунт закончился поражением?
3)Чем были недовольны казаки и поэтому отважились на восстание?
4)Был ли Пугачев царем? А кем был и почему народ ему поверил?
3 группа
1)Чей подвиг и почему вдохновил Пушкина на создание повести?
2)Какие места (города) посетил Пушкин, получив возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании?
3)В какие годы и под каким названием вышли труды Пушкина о Пугачеве?
4)Как и почему Пушкин решил создать все-таки художественное произведение о Пугачеве?
4 группа
1)Кто должен был быть героем романа?
2)Как был придуман Гринев?
3)В каких временных рамках создавался роман?
4)Когда и где была напечатана «Капитанская дочка»? К какому выводу пришел писатель, работая над «Капитанской дочкой»?
5 группа
1)В чем состояло новаторство Пушкина?
2)Похоже ли произведение Пушкина на историческую прозу,например,В.Скотта?
3)Какой совершенно новый подход в написании исторической повести использовал Пушкин?
4)Какие 2 части соединил в композиции Пушкин?
Приложение к уроку 2
1 группа: рассказ — малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это рассказ, потому что …
Нет, «Капитанская дочка» - это не рассказ, потому что …
2 группа: художественный очерк — повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это художественный очерк, потому что …
Нет, «Капитанская дочка» - это не художественный очерк, потому что…
3 группа: роман — большая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это роман, потому что …..
Нет, «Капитанская дочка» - это не роман, потому что …
4 группа: повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это повесть, потому что…
Нет, «Капитанская дочка» - это не повесть, потому что…
5 группа (сообщение заранее подготовленных учащихся):
Сам Пушкин определял произведение как исторический роман, однако многие исследователи считают, что это повесть. Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Как же определить жанр произведения «Капитанская дочка»? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе: «…Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Признаки повести — в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора. Жанр «Капитанская дочка» — это исторический роман (т.к. на протяжении всего романа представлено повествование об исторических событиях и в сюжете задействованы реальные исторические лица).
Скачано с www.znanio.ru