Файл: А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Историческая основа повести. Особенности жанра и сюжета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного плана «Любовь и честь»

Школа: Каменнобродская СШ

Дата:

ФИО учителя Володина М.И.

Класс: 8

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности жанра и сюжета.


Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.

8.2.1.1. определять жанр и его признаки

8.2.6.1 анализировать систему образов, хронотоп,структуру произведения и оформлять свое представление с помощью различных способов свертывания информации


Цели урока

  • понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

  • находить в тексте нужные цитаты;

  • определять жанр произведения;

  • анализировать произведение, свертывая информацию




Критерии

оценивания

8.1.2.1

КО: критически осмысливает произведение.

Дескрипторы:

- выражает впечатление о прочитанном;

- демонстрирует понимание текста;

- приводит примеры из текста, анализирует.

8.1.3.1

КО: находит в тексте и выразительно читает цитаты.

Дескрипторы:

- самостоятельно находит нужную в тексте информацию;

-объясняет выбор цитаты.

8.2.1.1.

КО: определяет жанр по характерным признакам

Дескрипторы:

-знает понятие жанров литературы;

-определяет, в каком жанре написано произведение.

8.2.6.1

КО: анализирует систему образов, хронотоп структуру произведения и оформляет свое представление с помощью различных способов свертывания информации

Дескрипторы:

-анализирует предложенную информацию;

-свертывает информацию различными способами



Языковые цели

Лексика: истинный талант, честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.

Привитие ценностей

Материал и организация урока способствуют привитию учащимся интереса к жизни и творчеству поэта, развитию интереса к истории, воспитанию чести и достоинства, уважения к окружающим, учит сотрудничать, добиваться цели.

Межпредметные связи

История, русский язык, самопознание

Предварительные знания

Урок строится на знаниях о жизни и творчестве поэта, истории, языковых навыках, которые были выработаны учащимися в 6-7 классах.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока
8 минут



  1. Физкульт.разминка.

Учитель по окончании разминки объясняет учащимся, что в течение всего урока они будут не только выполнять предложенные задания, но и каждая группа будет заполнять ментальную карту. Таким образом, к концу урока у групп наглядно оформится все, что связано с сегодняшним уроком.

ФО – самооценивание – за каждое задание максимальная оценка – « + ».

  1. Актуализация. Просмотр буктрейлера «Историческая основа повести «Капитанская дочка»

Учитель беседует с учащимися.

-На что сделан акцент в буктрейлере? О чем он?

Учащиеся высказывают мнения (семья Гринева, восстание, любовь, нравственные ценности)

Учитель:

- Дома вы все заранее познакомились с повестью. Прочитайте предложенные высказывания и скажите, какое из них в большей степени говорит о том, что есть в самой «Капитанской дочке»?

А. Вяземский: «В «Капитанской дочке» история пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную годину. Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь и слышишь!»

Аполлон Григорьев: Пушкин написал «семейную хронику» и рассказал «добродушную историю» о частной жизни Гринева.

П. Страхов: ««Капитанская дочка» тоже не исторический роман... Исторические лица - Пугачев, Екатерина - являются у Пушкина мельком, в немногих сценах... «Капитанская дочка», собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых... «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочке капитана Миронова».

В основу «Капитанской дочки» положена история пугачевского восстания. И это является основной темой произведения. Но любые важные события так или иначе влияют на жизнь людей. Через историю жизни одного человека ярче проявляется сущность того или иного общественного явления. Пугачевщина - основное содержание повести, но в водоворот исторических событий брошены простые русские люди, и автор следит за их судьбой. Две сюжетные линии повести органически переплетаются: в условиях народного бунта продолжается борьба за счастье влюбленных.

Художественные произведения Пушкина никогда не были иллюстрацией его политических взглядов. Пушкин-художник глубже понимал и прошлое и будущее родины. Открывая читателю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, Пушкин своим произведением провозгласил торжество человечности.

Учитель формулирует тему урока. Учащиеся – цели занятия.




Буктрейлер

https://www.youtube.com/watch?v=eydtr0pM7aA



Середина урока

30 минут

  1. Метод «4 вопроса»

Группы получают по 4 вопроса, на которые они ищут самостоятельно ответы в предложенном тексте-приложении. Группы презентуют сведения об истории «Капитанской дочки», опираясь на изученные вопросы.

ВЫВОД

Учитель: но не только историческая правда легла в основу произведения Пушкина. Конечно же, в первую очередь, мы будем говорить о художественном произведении – смотреть на художественный вымысел. Поэтому сейчас нам необходимо определить, к какому жанру и почему относится данное произведение.


  1. Метод «Палитра мнений»

Представитель группы рассказывает об одном из указанных жанров. Другой участник из этой группы соглашается или оспаривает высказанную точку зрения, приводит аргументы.

1 группа: рассказ — малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события;

2 группа: художественный очерк — повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы.
3 группа: роман — большая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях;

4 группа: повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми.

Обратная связь от заранее подготовленного учащегося: дается литературная справка о жанре «Капитанской дочки».

Сам Пушкин определял произведение как исторический роман, однако многие исследователи считают, что это повесть. Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Как же определить жанр произведения «Капитанская дочка»? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе: «…Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Признаки повести — в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора. Жанр «Капитанская дочка» — это исторический роман (т.к. на протяжении всего романа представлено повествование об исторических событиях и в сюжете задействованы реальные исторические лица).

ВЫВОД

  1. Метод «Выбери верное название (слово)»

На доске слова семья, ценности, честь, долг, нравственный выбор, истинная любовь, милосердие, благородство, смелость, великодушие.

Учитель просит учащихся назвать слово, имеющее отношение к содержанию повести и объяснить почему.

Учитель подводит к выводу, что прав был Белинский, назвав повесть «чудом совершенства» и «одним из замечательных произведений русской литературы», ведь в нем есть все: и история, и судьбы людей, и размышления о нравственных ценностях. Давайте ее обязательно прочитаем и откроем для себя еще одну книгу А.Пушкина.

ВЫВОД.

Итоги оценивания групп

Приложение 1

Приложение 2


Конец урока

2 минут


Рефлексия

  1. Вывешиваются ментальные карты групп.

  2. Учащиеся подчеркивают верные для них утверждения, слова

Было интересно, скучно; активно работал, был неактивный; узнал много нового; нового ничего не узнал; получил практические навыки для дальнейшей учебы; ничего полезного для будущего сегодня не приобрел.
Домашнее задание: чтение повести «Капитанская дочка» (главы 1-5)





Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.




Приложение к уроку 1.

Задания для групп

1 группа

1)Почему царица Екатерина считала, что самодержавие в России закономерно и необходимо?

2)На чем основывалась политика России в то время?

3)Что решили отстаивать восставшие?

4)В чем причины восстания?
2 группа
1)Кто такие яицкие казаки и какую они сыграли роль в бунте?

2)Почему бунт закончился поражением?

3)Чем были недовольны казаки и поэтому отважились на восстание?

4)Был ли Пугачев царем? А кем был и почему народ ему поверил?
3 группа
1)Чей подвиг и почему вдохновил Пушкина на создание повести?

2)Какие места (города) посетил Пушкин, получив возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании?

3)В какие годы и под каким названием вышли труды Пушкина о Пугачеве?

4)Как и почему Пушкин решил создать все-таки художественное произведение о Пугачеве?
4 группа
1)Кто должен был быть героем романа?

2)Как был придуман Гринев?

3)В каких временных рамках создавался роман?

4)Когда и где была напечатана «Капитанская дочка»? К какому выводу пришел писатель, работая над «Капитанской дочкой»?
5 группа
1)В чем состояло новаторство Пушкина?

2)Похоже ли произведение Пушкина на историческую прозу,например,В.Скотта?

3)Какой совершенно новый подход в написании исторической повести использовал Пушкин?

4)Какие 2 части соединил в композиции Пушкин?

Приложение к уроку 2

1 группа: рассказ — малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это рассказ, потому что …

Нет, «Капитанская дочка» - это не рассказ, потому что …

2 группа: художественный очерк — повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы.
Да, согласны, «Капитанская дочка» - это художественный очерк, потому что …

Нет, «Капитанская дочка» - это не художественный очерк, потому что…

3 группа: роман — большая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях.

Да, согласны, «Капитанская дочка» - это роман, потому что …..

Нет, «Капитанская дочка» - это не роман, потому что …
4 группа: повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми.

Да, согласны, «Капитанская дочка» - это повесть, потому что…

Нет, «Капитанская дочка» - это не повесть, потому что…
5 группа (сообщение заранее подготовленных учащихся):

Сам Пушкин определял произведение как исторический роман, однако многие исследователи считают, что это повесть. Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Как же определить жанр произведения «Капитанская дочка»? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе: «…Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Признаки повести — в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора. Жанр «Капитанская дочка» — это исторический роман (т.к. на протяжении всего романа представлено повествование об исторических событиях и в сюжете задействованы реальные исторические лица).


Скачано с www.znanio.ru