Файл: Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А. С. Пушкина я вас любил).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил…»)
1. История создания стихотворения
2. Тема, идея, основная мысль.
Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская.
Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно); - без сюжета: образы чувств (...).
- В стихотворении описывается (кто или что?)
- В стихотворении говорится (о ком или о чем ?)
- мифологическая или фантастическая;
- философская (размышления о смысле жизни).
-Поэт пытается разрешить проблему...
-В стихотворении поэт поднимает проблему...
-...проблемы представлены поэтом читателю.
- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;
- сонет (стихотворение в 14 строк);
- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму);
- эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому - либо лицу);
- элегия (стихотворение, пронизанное печалью);
- признание (в любви, верности, дружеских чувствах);
- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме);
- эпитафия (надгробная стихотворная надпись);
4. По жанру это стихотворение можно отнести к признанию.
5. Характеристика лирического героя.
- его мысли, чувства, переживания;
- близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;
- далек от авторской позиции (чем?);
- как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения.
Композиция неразрывно связана со структурой стиха.
7. Приемы создания и раскрытия образов.
Анализ лирического текста. (На примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил…»)
1. История создания стихотворения
- Об авторе (своеобразие творчества поэта; литературное течение).
- О стихотворении (эпиграф или посвящение; анализ названия).
- Дата написания с историческим и биографическим содержанием.
- Связь стихотворения с эпохой, если это необходимо для понимания основной идеи.
2. Тема, идея, основная мысль.
(О чём стихотворение).
Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская.
Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно); - без сюжета: образы чувств (...).
Используемые обороты:
- В стихотворении описывается (кто или что?)
- В стихотворении говорится (о ком или о чем ?)
2. Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств.
3. Проблематика.
- человек и общество;
- человек и история;
- человек и природа;
- творец и искусство;
- человек и человек;
- мифологическая или фантастическая;
- национально - историческая;
- идейно - нравственная;
- философская (размышления о смысле жизни).
Используемые обороты:
-Поэт пытается разрешить проблему...
-В стихотворении поэт поднимает проблему...
-...проблемы представлены поэтом читателю.
3.Поэт представляет читателю в стихотворении проблему неразделенной любви и переживаний, с ней связанных.
4. Жанр.
- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;
- гимн (хвалебная песнь);
- сонет (стихотворение в 14 строк);
- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму);
- мадригал (небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее);
- стансы (стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное синтаксическое целое);
- эпиграмма (сатирическое стихотворение, обращенное к какому - либо лицу);
- баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой - то необычный случай, историческое событие или предание);
- элегия (стихотворение, пронизанное печалью);
- признание (в любви, верности, дружеских чувствах);
- размышление;
- разговор;
- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме);
- романс, песня;
- исповедь;
- эпитафия (надгробная стихотворная надпись);
- эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).
4. По жанру это стихотворение можно отнести к признанию.
5. Характеристика лирического героя.
- его мысли, чувства, переживания;
- близок автору, выражает его мысли, чувства, переживания;
- далек от авторской позиции (чем?);
- как лирический герой изменяется в стихотворении, как трансформируются его мироощущения.
Используемые обороты:
- Лирический герой - двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта.
- Лирический герой - абсолютно самостоятельное явление. Поэт как бы "примеривает" другой образ, пытается жить жизнью другого человека, героя.
- 5. Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.
6. Композиция.
Композиция неразрывно связана со структурой стиха.
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь.
- - выявить как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы (представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли, сопоставлен или противопоставлен смысл строф, значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
- определить размер стиха
- определить тип рифмовки стихотворения.
Используемые обороты:
- Стихотворение можно разделить на ... части, так как ...
- Композиционно стихотворение делится на ...
- Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ).
- Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - )
- Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - )
- Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: - ! - )
- Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - - ! ).
- Верлибр – белый стих.
- Размер - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк . Рифма организует стихотворение, делает его музыкальным.
- По ударению:
- Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
- Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
- Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля.
- По созвучию:
- Точная (полное совпадение);
- Неточная (совпадение отдельных звуков);
- Белый стих - нерифмованный .
- По способу рифмовки:
- Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб).
- Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб) .
- Кольцевая - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба).
- 6. Все стихотворение мысленно можно разделить на четыре части, в каждой из которых заключается свой смысл. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени. Я вас любил: любовь еще, быть может В душе моей угасла не совсем; И это продиктовано мыслями не о себе, а о ней, нежной заботой о том, чтобы своей настойчивой любовью ничем не потревожить любимую, не причинить ей хотя бы тень какого-то огорчения. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. В этих строчках говорится о том, что писатель испытывал к той девушке настоящие, искренние чувства. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Но не смотря на то, что поэт любит ее, в завершении своего стихотворения, он желает ей встретить свою любовь, того человека, который полюбит ее, возможно так же сильно, как и он.
- 6. Стихотворение исполнено в строгом ритме, обладает тонкой интонационной и звуковой структурой. Оно написано двусложным размером - пятистопным ямбом, что характерно для всего творчества Пушкина. Стройность ритма еще более возрастает от того, что в каждой строке после четвертого слога есть отчетливая пауза, так называемая цезура, графически обозначенная разделением строк не запятой а точкой с запятой. Такое графическое разделение строк подразумевает большую смысловую паузу. Это говорит о волнении лирического героя, о боли, с которой даются ему эти строки. Рифма в стихотворении перекрёстная (1 - 3 строка, 2 - 4 строка), с чередованием женской и мужской рифм: «может - тревожит», «совсем - ничем».
7. Приемы создания и раскрытия образов.
- Образы в лирическом произведении создаются при помощи художественно-изобразительных средств, реализуемых на различных языковых уровнях:
- - Поэтическая лексика.
- - Синтаксические фигуры.
- - Поэтическая фонетика (звукопись).
- Используемые обороты:
- - С помощью ... автор создает/подчеркивает ...
- - Используя ... поэт создает образ ...
- - Для создания настроения автор использует...
Поэтическая лексика.
- - высокая - историзмы, архаизмы, старославянизмы;
- - общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы;
- - сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, неологизмы, в том числе контекстуальные.
- - тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Тропы.
- СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком ("Как мимолетное виденье");
- ЭПИТЕТ - художественное определение ("железный стих","седое море");
- МЕТАФОРА - скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу сходства ("золото волос", "дождь звезд");
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры - перенос признаков живого существа на неживое ("Ночевала тучка золотая", "Приходит вечер, шлейфом шелестя");
- АЛЛЕГОРИЯ - образное иносказание, образ условен, подразумевается иное (в басне волк - злоба, лиса -хитрость, осел – упрямство);
- СИМВОЛ - неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ ("Анчар" Пушкина, "Парус" Лермонтова, "Среди миров" Анненского);
- МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", "фарфор и бронза на столе");
- СИНЕКДОХА - часть замещает целое ("Белеет парус одинокий", множественное число заменяет единственное ("И слышно было до рассвета, как ликовал француз");
- ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение ("змея стометроворостая");
Тропы.
- ЛИТОТА - художественное преуменьшение ("Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить");
- ЭВФЕМИЗМ - замена "грубого "слова более мягким (не "прощай", а "позволь расстаться мне с тобою");
- УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.
- ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних для выражения мысли ("мертвые трупы" ).
- ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных понятий ("Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив«).
- АЛЛЮЗИЯ - намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации ("Попал как Чацкий с корабля на бал»).
- РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заимствование строки из чужого текста"Не слышно шуму городского" ).
- ИРОНИЯ (насмешка) и САРКАЗМ (злая, горькая насмешка) ("И сойдешь ты в могилу...герой, втихомолку проклятый отчизною.).