Файл: Рабочая программа составлена учителем высшей квалификационной категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство.

Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.

Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.

В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.

Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.


Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.

Особенности учащихся класса

Деление учащихся по структуре дефекта (по М.Певзнер)


Поведение

Познавательная деятельность

Ф.И. ребенка

Коррекционная работа

1 группа - неосложненная форма олигофрении

Дети характеризуются уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера изменена нерезко. Способны к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда задание понятно и доступно. В привычной ситуации поведение не имеет резких отклонений. Дети этой группы обычно спокойны, уровновешанны, дисциплинированы и трудолюбивы. При выполнении доступных им заданий достаточно внимательны и организованны. Их речь и моторика обычно грубо не нарушены.

Ученики, наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.




Опираясь на положительные особенности этих детей, педагог направляет свои усилия на развитие речи ребенка, его мышления, используя систему коррекционных методических рекомендаций для работы с основной массой учащихся коррекционной школы.

При выполнении сравнительно сложных заданий учащимся нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2 группа - осложненная форма олигофрении

эритический тип

Дети характеризуются неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. Интеллектуальная недостаточность, работоспособность и психическое развитие в целом дополнительно страдает от двигательной расторможенности, импульсивности, отвлекаемости, эффектной неуравновешенности.


Ученики, понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения могут не всегда. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.




Дети нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей, для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

В коррекционной работе с этой группой детей необходим постоянный контроль, четкая формулировка заданий, единство требований.

торпидный тип

Дети характеризуются неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

Интеллектуальное недоразвитие усугубляется двигательной заторможенностью, эмоциональной тормозимостью. Пониженная работоспособность этих детей бывает связана с быстрой истощаемостью интеллектуальной продуктивности и эмоционального тонуса, головных болей, явлений вегетативной дистонии, невропадобных расстройств.



Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к I группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания.




Дети нуждаются в дополнительном объяснении.

Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. В коррекционной работе с этой группой детей необходим оптимальный для них темп работы, постоянный контроль, четкая формулировка заданий.

3 группа - олигофрения снарушением эмоционально-волевой сферы

Дети с осложненными психопатоподобными расстройствами. У таких детей наблюдается сочетание психического недоразвития с явлениями выраженной аффективной возбудимости, Приподнятое настроение часто сменяется плаксивостью, критическое отношение к себе и окружающим понижено. Эти дети общительны, крайне самолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно, работоспособность снижена. Малейшие неудачи вызывают отказ от любой деятельности, неадекватные реакции.


Ученики, понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения могут не всегда. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, темп работы снижается, или наоборот увеличивается. Работа, как правило, выполняется некачественно. Учащиеся допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Перенос знаний в новые условия, как правило, вызывает неадекватные реакции, такие учащиеся могут отказаться от выполнения задания. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.



Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Совместное обсуждение проблем с ребенком.

Снятие нервного напряжения.

Перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

Ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;

Применение релаксационных техник: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация и др.

4 группа - олигофрения снарушением функций анализаторов 

Диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.



Отмечаются выраженные нарушения познавательной деятельности. Учащиеся овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой коррекционной школы.




Вся педагогическая работа строится с детьми данной группы с учетом дефекта. Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия лечебной гимнастикой, для коррекции речи - логопедические занятия.

Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.

5 группа - олигофрения свыраженной лобной недостаточностью 

Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Очень быстро утомляются и отключаются от заданной деятельности.


Грубые нарушения познавательной деятельности.

Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками счета, чтения и письма. Школьники с трудом понимают сложные инструкции, причинно-следственные связи не устанавливают . Связная устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Интерес к обучению отсутствует. Преобладает игровая деятельность, школьные навыки формируются очень трудно.





Обучение по индивидуальной образовательной программе, формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений. Нужна частая смена обстановки, щадящий режим занятий. Дети нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, многократном повторении приемов работы и использовании конкретного материала, большого количества игровых и занимательных моментов.

Дети с текущими заболеваниями

Ф.И. ребенка

Заболевание

Примечания












Деление детей на группы по В.В. Воронковой

(по возможностям обучения)




Характеристика

6 класс

1 группа

Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.




2 группа

В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.




3 группа

Относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое, несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.




4 группа

Относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом коррекционной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.






Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Содержание программы по русскому языку составляют два раздела:

«Грамматика, правописание и развитие речи»,

«Чтение и развитие речи».

Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

Содержание учебного предмета, курса

6 КЛАСС

ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(135 ч в год, 4 ч в неделю)

Звуки и буквы. Текст (7 ч)

      Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
      Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.
      Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

      Непроизносимые согласные. Выделение проверочного слова в однокоренных словах.
      Составление словаря с двойными согласными в корне. Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по определенной теме, составление рассказа по опорным словам.
      Последовательное изложение темы текста. Заголовок, отражающий тему или основную мысль. Дополнение текста несколькими предложениями (2—3), развивающими основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными орфограммами.

Предложение. Текст (7 ч)

      Деление текста на предложения. Распространение предложений с использованием схем, указывающих на изменение порядка слов в предложении. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Наблюдение за средствами связи предложений в тексте: местоимения, наречия, текстовые синонимы (без называния терминов).
      Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Использование в тексте однородных членов предложения.
      Чтение диалогов, содержащих различные по интонации предложения. Определение задач диалога. Составление диалогов по аналогии.

Слово. Текст (92 ч)

Состав слова (20 ч)

      Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
      Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
      Непроизносимые согласные.
      Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.
      Приставка и предлог.
      Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
      Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
      Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками.
      Тема и основная мысль текста: определение в данных парах заголовков темы или основной мысли («Лесные малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого текста в зависимости от заданного заглавия (отражение темы или идеи).

Части речи (72 ч)

      Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.
      Имя существительное. Значение в речи.