Файл: Рабочая программа составлена учителем высшей квалификационной категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Наблюдение за многозначными словами. Составление с ними словосочетаний.
      Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
      Существительные собственные и нарицательные. Кавычки в именах собственных (названия книг, газет, журналов).
      Существительные с шипящей на конце. Их правописание.
      Три типа склонения имен существительных. Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
      Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине  — на земле, на дереве  — на окне и т. д.).
      Упражнения в составлении различных словосочетаний с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
      Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.
      Имя прилагательное. Значение в речи.
      Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение (радостный — радость) и т. д.
      Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных. Упражнения в составлении предложений с подобранными словосочетаниями.
      Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.
      Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).
      Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.
      Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.
      Понятие о склонении прилагательных.
      Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
      Описание предмета: выделение признаков, характеризующих предмет или его части, выбор нужного прилагательного, использование образных средств языка (слова в переносном значении, сравнения).

      Глагол. Значение в речи.
      Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).
      Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.
      Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
      Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.
      Употребление глаголов в переносном значении. Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые пушистые шапки.)
      Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом. Правильное использование временных форм глагола.

Предложение. Текст (10 ч)

      Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.
      Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.
      Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.
      Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
      Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
      Составление коротких повествовательных текстов с последовательным, развертыванием событий или действий во времени. Использование соответствующих средств связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером или сначала, потом, затем, наконец.
      Исправление в тексте нарушений в логике и последовательности высказывания (с помощью учителя). Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных неточным или неправильным употреблением слов, неоправданным повтором, нарушением границ предложений, неверным употреблением слов, связывающих одно предложение с другим.


Повторение (10 ч)

Связная речь (9 ч)

      Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
      Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи предложений, подбором заголовка. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
      Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, образных слов, подбором заглавия. Самостоятельная запись основной части текста.
      Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста (тема или основная мысль). Восстановление текста по опорным словам.
      Коллективное описание предмета с опорой на картинку или на сам предмет по данному плану. Использование изобразительных средств языка.
      Самостоятельное составление текста — описание предмета с предварительным разбором темы, языковых средств и средств связи.
      Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам с предварительным анализом текста (тема, основная мысль, средства связи, изобразительные средства языка). Самостоятельное его воспроизведение.
      Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным обсуждением темы, основной мысли, средств связи, изобразительных средств языка.
      Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением темы, структуры текста письма, средств связи.
      СЛОВАРЬ: антенна, апельсин, балкон, блокнот, богатство, везде, вдруг, внезапно, вокруг, впереди, вытачка, география, гербарий, гореть, горизонт, директор, договор, естествознание, женщина, интересный, календарь, кефир, командир, комбайн, компас, конфета, материал, металл, мужчина, океан, остров, перрон, печенье, пожалуйста, портрет, прекрасный, равнина, растение, сейчас, семена, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, словно, телеграмма, теперь, фанера, хозяин, шоколад, шоссе, экспресс (53 слова).

Приемы преподавания, используемые технологии

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии;
знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования.

Педагогическая технология - совокупность псхолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно добиваться более гарантированных запланированных результатов своей профессионально педагогической деятельности.

Инновационные технологии при организации образовательной деятельности предполагают использование различных интерактивных форм и методов обучения.

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении ряда образовательных целей:

  • Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

  • Повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;

  • Развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

  • Изменение установок и социальных ценностей;

  • Саморазвитие и развитие активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Ведущая педагогическая технология:

Технология личностно ориентированногокоррекционно-развивающего обучения

Цель: реализация личностно ориентированного подхода в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

В современных условиях целесообразен переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит вариативный и коррекционный характер. Технология личностно ориентированного коррекционно-развивающего обучения предусматривает приоритет субъект-субъектного обучения, диагностик)' личностного развития, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие ребенка в реальном социокультурном и образовательном пространстве.


Методической основой технологии личностно ориентированного коррекционно-развивающего обучения является индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности учащихся, которая помогает реализовать ряд задач в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта):

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта;

  2. Активизация деятельностно-практических коррекционно-развивающих способов обучения, направленных на отдельно-взятого ученика;

3. Учет индивидуальных особенностей ребенка (психических, психологических, интеллектуальных, физиологических).

Основными особенностями технологии:

содержание: выбор индивидуального образовательного маршрута обучения и воспитания для отдельно взятого ученика;

методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом:

  • мотивации деятельности;

  • индивидуальной избирательности к содержанию и формам работы.

Сопутствующие педагогические технологии:

  • Технология дифференцированного и разноуровневого обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Технология использования игровых методов обучения.

  • Технология применения наглядных средств обучения и ИКТ.

  • Технология проблемного обучения.

Общие принципы и правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.