Файл: Нотация bpmn что это такое и почему она популярна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотация BPMN: что это такое и почему она популярна


BPMN — аббревиатура от Business Process Model and Notation. Это система условных обозначений и их описания для моделирования бизнес-процессов.

BPMN — одна из самых популярных нотаций для изображения бизнес-процессов в виде схем. Она широко применяется в России и за рубежом. Обучившись построению бизнес-процессов в ней, бизнес-аналитик точно будет востребован.

Первая версия BPMN создана в 2004 году рабочей группой IBM. В 2010 году — дополнена и выпущена под названием BPMN 2.0. В неё добавили новые типы событий и диаграмм, устранили ошибки первой версии.

Вот главные преимущества нотации BPMN перед другими нотациями:

  • Универсальность — позволяет описать даже специфические, сложные процессы.

  • Схемы в нотации BPMN выглядят компактнее и нагляднее, чем текстовые документы, — они интуитивно понятны даже тем, кто незнаком с нотацией.

  • Позволяет выявлять узкие места процесса. Например, если в процессе много лишних действий, они путаются или резко обрываются — на схеме в нотации BPMN это будет хорошо видно.

Основные элементы BPMN


Как мы сказали выше, BPMN представляет собой систему условных обозначений для моделирования бизнес-процессов. Процессы в нотации представлены в виде графических последовательностей.

Ниже на иллюстрации приведён пример процесса — поиска и приёма на работу нового сотрудника.



Фрагмент описания бизнес-процесса в нотации BPMN



Разберём основные элементы нотации. Их будет достаточно для большинства схем.

Процесс (задача, подпроцесс). Задача — действие или операция, у которых нет дальнейшей декомпозиции в рамках процесса. Подпроцесс — декомпозированный процесс, в который включено несколько задач. На диаграмме он обозначается блоком со знаком +.




Примеры задач в иллюстрации выше — «Заявка на подбор нового сотрудника», «Проведение собеседования». Часто задачи формулируют через глагол: «Провести собеседование», «Подобрать сотрудника».

Событие. Показывает состояние, которое влияет на дальнейшее течение бизнес-процесса или контролирует его. Примеры событий — старт процесса, его завершение, смена статуса документа, получение сообщения.



Любая схема должна начинаться со стартового события и завершаться конечным. Промежуточных событий в процессе может и не быть, поэтому это необязательный элемент.

В нашем примере стартовые события — «Потребность в расширении штата» и «Текущий сотрудник написал заявление на увольнение».

Шлюзы. Показывают слияния потоков управления в рамках процесса. Среди них выделяют:

  • Параллельный шлюз — означает, что два процесса исполняются одновременно. Читается как «И».

    В нашем примере параллельный шлюз — «Проведение собеседования» и «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата».




  • Эксклюзивный шлюз — используют, чтобы обозначить ветвление потока управления на несколько альтернативных потоков, когда процесс зависит от выполнения условия. Читается как «ИЛИ».

    В этом случае процесс идёт чётко по одному из потоков.




  • Неэксклюзивный шлюз — применяют, чтобы показать ветвление потока управления на несколько других, когда процесс зависит от выполнения условий. Читается как «И/ИЛИ».

    В этом случае процесс может пойти по двум потокам одновременно, а может — только по одному из них. Такой шлюз используется редко.





Объект данных. Показывает, какие объекты сопровождают выполнение процесса. Например, бумажный документ, электронный документ, информацию и так далее.

В нашем примере объекты данных — «Заявка на подбор», «Лист оценки кандидата», «Предложение о работе».



Потоки. Это стрелки, которые показывают движение по процессам и порядок их выполнения. Есть несколько видов потоков:

  • Поток управления — показывает, в каком порядке выполняется процесс. Эти стрелки связывают между собой задачи, события и шлюзы.

    Пример — связь между задачами «Поиск подходящих кандидатов» и «Отправка релевантных резюме». Это две задачи, которые последовательно идут друг за другом.




  • Поток сообщений — показывает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой. В нашем примере так показана связь между подготовкой заявки на подбор сотрудника и принятием этой заявки в работу.



  • Ассоциация — показывает связи объектов данных и баз данных с процессами.

    Например, задача «Проведение собеседования, заполнение листа оценки кандидата» связана с помощью ассоциации с документом, где хранится этот лист оценки.




Пулы (дорожки). Показывают участников бизнес-процессов. Например, должности, подразделения, роли, внешние субъекты. Дорожка не может соответствовать системе или другим объектам — только людям.

Например, в нашей иллюстрации дорожки соответствуют кандидату, HR-менеджеру, руководителю отдела.




Полный список элементов, которые используют в нотации, можно посмотреть здесь.

Существует много инструментов для разработки процессов в BPMN. Мы рекомендуем бесплатный онлайн-сервис Diagrams.net. В нём можно создавать схемы, модели, диаграммы и обмениваться ими в браузере.

Как построить модель бизнес-процесса в нотации BPMN: пошаговый план


Чаще всего бизнес-процессы изображают в специальных программах для моделирования. Также это можно делать и от руки, но только в качестве черновика.

Вот пошаговый план того, как построить бизнес-процессы в нотации BPMN:

1. Изучите процесс: для чего он нужен и какие задачи решает.

2. Определите, является он основным, вспомогательным или процессом управления.

Основной процесс — приносящий прибыль или влияющий на прибыль компании. Например, производство или продажи. Таким процессам нужно уделять особое внимание.

Вспомогательный процесс — процесс, который не генерирует доход, но обеспечивает качественное выполнение основных процессов. Например, бухгалтерский учёт.

Процесс управления — процесс, влияющий на существование и развитие компании. Например, управление командами компании.

3. Запросите у ответственных за процесс инструкции, регламенты и другие нормативные документы, которые описывают процесс или работу участвующих в нём отделов. По этим документам можно составить первичное представление о процессе.

4. Выявите всех участников процесса: должности, роли, отделы, в некоторых случаях — Ф. И. О. ответственных сотрудников. Но в схемах процесса лучше избегать построения дорожек, завязанных на Ф. И. О., — иначе нужно будет постоянно следить за актуальностью данных.


5. Определите границы бизнес-процесса: назначьте стартовое и конечное события и назовите их. Начиная построение схемы, помните, что именно вы хотите отразить и какую цель преследуете.

6. Отметьте все внутренние события бизнес-процесса. Дополнительные детали можно при необходимости уточнить у владельцев процесса.

7. Если в процессе важно отразить внутренние действия систем, попросите участников процесса наглядно показать, что они делают и какой результат получают. Продемонстрируйте это на схеме.

Как используют нотацию BPMN в бизнес-аналитике: разбираем на примере


Задачи бизнес-аналитика, для которых требуется BPMN, делят на два этапа:

  • Построение схем «как есть» (as is) — описание текущей последовательности работ бизнес-процесса.

  • Построение схем «как будет» (to be) — описание целевого процесса с фиксацией требуемых изменений: этапов модернизации, автоматизации.

Разберём на примере. Допустим, в компании N было 70 сотрудников, которые работали в одном офисе. Всю необходимую документацию они распечатывали, подписывали от руки и самостоятельно относили получателю — например, бухгалтеру, отделу кадров или секретарю.

Потом компания выросла в 2,5 раза, появились удалённые сотрудники. Руководство приняло решение внедрить систему электронного документооборота (СЭД). Перед внедрением такой системы бизнес-аналитику потребуется выполнить три основные задачи:

  • Разобраться и описать, как сейчас сотрудники знакомятся с документами и подписывают их. При этом учесть два типа сотрудников — работающих в офисе и удалённо.

  • Выявить возможные узкие места и особенности процесса в данной компании. Эти особенности должны быть учтены при разработке или покупке готовой СЭД.

  • Проанализировать, как бизнес-процесс «ложится» на новую систему: в каких местах необходима доработка ПО, в каких — организационные изменения внутри компании.