Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы стратегического анализа Оценка конкурентной позиции. Отраслевой анализ. Пятифакторная модель Портера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы стратегического анализа»

«Оценка конкурентной позиции. Отраслевой анализ. Пятифакторная модель Портера»










СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Теоретическая часть 4

Глава 1. Оценка конкурентной позиции 4

Глава 2. Отраслевой анализ 7

Глава 3. Пятифакторная модель Портера 11

Практическая часть 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20


ВВЕДЕНИЕ

Стратегический конкурентный анализ (далее СКА) – это самостоятельный вид управленческого анализа, к объектам которого относятся предприятия и организации, отрасли, сферы деятельности и регионы внутри крупных стран, а к субъектам – менеджмент и собственники компаний, органы управления отраслей, сфер деятельности и регионов. Основной предмет стратегического конкурентного анализа – коммерческая деятельность изучаемого объекта и социально-трудовые и общественно-политические отношения, репродуктивная деятельность.

Цель изучения стратегического конкурентного анализа заключается в овладении методами, способными помочь решить многие проблемы. Обеспечение сбалансированного развития и всестороннего процветания анализируемого предприятия – это главная проблема, решение которой способствует достижению высокого уровня конкурентоспособности, гармонизации социально-трудовых отношений и достижению высокой эффективности репродуктивной деятельности.


При этом решаются задачи рыночного саморегулирования и комбинированные управленческие задачи с помощью большого числа аналитических методов и моделей: оптимизационных, специальных математико-статистических, методов элементарной статистики и неформализованных.

Возможности стратегического конкурентного анализа можно использовать во многих областях: для прогнозирования развития ситуации, обоснования намечаемых планов, разработки программ развития и инвестиционных проектов и др.

ГЛАВА 1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ
Анализ конкурентов базируется на общей методологии управленческого анализа и приемах проведения маркетинговых исследований.

К наиболее важным методологическим вопросам конкурентного анализа могут быть отнесены:

1) определение целевых установок и методологических принципов анализа;

2) идентификация объекта и предмета конкурентного анализа;

3) нахождение форм, способов и источников получения исходной

информации;

4) установление совокупности методов проведения анализа;

5) разработка системы аналитических показателей;

6) определение направлений использования аналитических результатов.

Главная цель конкурентного анализа заключается в умении определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе собственные преимущества. Все усилия в сферах производства, сбыта и управления должны быть направлены на развитие именно тех качеств и свойств организации (либо выпускаемой ею продукции, оказываемых услуг), которые выгодно отличают ее от потенциальных или реальных конкурентов.

Совокупность наиболее важных в настоящее время целевых установок конкурентного анализа включает в себя:

– выявление будущих стратегий и планов конкурентов;

– предсказание вероятных реакций конкурентов на стратегические инициативы организации;

– определение того, насколько стратегия конкурентов действительно соответствует их возможностям;

– выявление слабых сторон конкурентов и оценку собственных реальных возможностей их использования.

Состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами, представленными на рис. 2 Эти конкурентные силы определяют привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли:


  1. Появление новых конкурентов.

  2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.

  3. Сила позиции поставщиков.

  4. Сила позиции покупателей.

  5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

Силы конкуренции, обусловленные угрозой вторжения новых конкурентов. Приход новых конкурентов на рынок грозит появлением новых производственных мощностей, капитала, идей и подходов, а также обострением борьбы как за уже завоеванных потребителей, так и за потенциальный рынок, чтобы в итоге получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов.

Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения.

Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение в отрасли, так и следующие мотивы:

– существующие конкуренты обладают реальным потенциалом противодействия, включая излишек свободных наличных средств, незадействованные крупные источники финансирования, производственные мощности, сильное влияние на каналы распределения и потребителей;

– компании, работающие в отрасли, готовы снизить цены, чтобы удержать в своих руках долю рынка или из-за недогрузки производственных мощностей;

– когда рост отрасли происходит замедленными темпами, это негативно отражается на возможности принять новых конкурентов и часто на финансовой эффективности всех участников, вовлеченных в экономический спад. Данные условия постоянно меняются. [2, стр.5]

ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ
Цель отраслевого анализа состоит в том, чтобы идентифицировать источники прибыли в среде отрасли.

Стратегия фирмы основывается на решениях относительно того, в каких отраслях фирма должна действовать. Стратегические решения требуют оценки привлекательности различных отраслей с точки зрения их потенциальной прибыли.


Бизнес-стратегия должна обеспечивать получение конкурентного преимущества. Анализируя потребности и предпочтения клиентов, а также способы, посредством которых фирма конкурирует за обслуживание клиентов, необходимо выявить общие источники конкурентного преимущества в отрасли. Их обычно называют ключевыми факторами успеха.

От анализа окружающей среды к анализу отрасли.

Окружающая среда фирмы — это все внешние влияния, воздействующие на ее деятельность и принятие решений. Основой может служить система организации информации. Влияние внешней среды можно классифицировать по источникам на политические, экономические, социальные и технологические факторы. Это PEST-анализ. Можно оценивать среду по степени близости к фирме: микросреда и макросреда.

Предпосылкой для эффективного анализа внешней среды является умение отличить жизненно важные влияния от просто важных факторов. Для этого необходимо опираться на исходные принципы.

Во-первых, для того чтобы фирма смогла получить прибыль, она должна создать ценность для покупателей. Следовательно, фирма обязана понимать своих покупателей.

Во-вторых, создавая ценность для потребителей, фирма приобретает у поставщиков товары и услуги. Следовательно, ей необходимо понимать своих поставщиков и устанавливать с ними деловые отношения.

В-третьих, прибыльность зависит от интенсивности конкуренции между фирмами, которые соперничают за одни и те же возможности.

Отсюда следует, что фирма должна понимать своих конкурентов. Таким образом, ядро окружающей среды фирмы формируют ее отношения с тремя группами: клиентами, поставщиками и конкурентами. Это и есть окружающая среда отрасли.

Факторы макроуровня, включая общие экономические тенденции, изменения в демографической структуре, социальные и политические тенденции, имеют значение для стратегического анализа. Эти факторы могут определять, с какими угрозами и возможностями фирма столкнется в будущем. Но важно то, как эти факторы внешней среды влияют на отраслевую среду фирмы.

Рассмотрим в качестве примера угрозу глобального потепления. Для большинства отраслей она не создает стратегических проблем. Но для некоторых фирм, например для производителей автомобилей, следствия глобального потепления в виде повышенных налогов на бензин являются важной проблемой. Чтобы проанализировать стратегическое значение глобального потепления, производители автомобилей должны найти ответы на следующие вопросы.


1. Каким будет воздействие на спрос? Предпочтут ли потребители топливосберегающие автомобили, или они откажутся от транспортных средств, использующих бензин, в пользу электромобилей?

2. Придут ли на смену общественному транспорту частные транспортные средства, или наоборот?

3. Появятся ли новые производители электрических транспортных средств в автомобилестроении?

4. Возрастут ли затраты на исследования и разработки, связанные с адаптацией автомобилей к новой экологической проблеме?

Прибыльность отрасли

Первый вопрос анализа отрасли: что определяет уровень прибыльности в отрасли?

Создание ценности для потребителей необходимо, но это не означает получение прибыли. Ценность измеряется ценой, которую покупатель готов заплатить за продукт. Если эта цена превышает издержки, то возникает возможность получения прибыли. Разница между ценностью и издержками представляет собой излишек, который распределяется между покупателями и производителями. Но это распределение зависит от конкуренции в отрасли.

При интенсивной конкуренции между производителями потребите-ли получают значительную часть излишка. Это излишек потребителя, представляющий собой разницу между ценой, фактически уплаченной потребителями, и максимальной ценой, которую они готовы были бы платить. Излишек производителя — это разница между ценой и затратами поставщика. При интенсивной конкуренции он минимален.

Владелец единственного магазина в селе установит завышенную цену, пользуясь потребностями жителей села. Если же магазинов в селе много, то цена снизится до уровня экономических издержек магазина.

Излишек, заработанный производителями сверх минимальных издержек, не полностью превращается в прибыль. Если отрасль обеспечивают поставщики ресурсов, комплектующих изделий — монополисты, то существенная часть излишка может быть присвоена этими поставщиками в виде их прибыли.

Таким образом, прибыль, полученная фирмами отрасли, определяется тремя факторами:

1) ценностью товара, услуги для потребителей;

2) интенсивностью конкуренции;

3) соотношением рыночной власти производителей и их поставщиков.

Привлекательность отрасли

Основа анализа отрасли состоит в том, что уровень прибыльности зависит от воздействия отраслевой структуры.

Различные отрасли имеют совершенно разную структуру. Это делает одну отрасль чрезвычайно прибыльной, а другую превращает в настоящий кошмар из-за ценовой конкуренции и низкой прибыли.