Файл: Сущность конкуренции и её роль в рыночной экономике.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
- развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;
- развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.
Для достижения этих целей специально организованный антимонопольный орган РФ в лице Федеральной антимонопольной службы в рамках своей компетенции решает следующие задачи:
- контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;
- контроля за экономической концентрацией;
- антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;
- контроль в сфере размещения государственных заказов;
- оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;
- снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;
- обеспечения конкуренции на глобальном уровне.
В течение 1990-х гг. после развала плановой экономики, когда конкуренции как таковой не существовало (разве что - между покупателями) в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
- принято конкурентное законодательство (в частности - Федеральный закон «О защите конкуренции»);
- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
- проведена приватизация;
- снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике в настоящее время позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг (до недавнего времени) привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004-2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Конкуренция в РФ является одним из важнейших факторов инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии.
Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.
2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).
3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования с советских времен значительно сократилось, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.
4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта - естественных монополиста:
- ОАО РАО «ЕЭС России»,
- ОАО «Газпром»
- ОАО «РЖД».
В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:
- угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки;
- угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии;
- угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.
Заключение
Конкуренция - это состязание, соперничество, борьба между участниками рынка за более выгодные условия для каждого участника рынка.
Так, для продавцов это:
- борьба за ограниченные ресурсы;
- борьба за ограниченный спрос;
- борьба за максимизацию собственной прибыли;
- борьба за место на рынке.
Для покупателей:
- борьба за более качественные товары;
- борьба за более выгодные цены.
Конкуренция определяется наличием на рынке большого числа продавцов и покупателей, когда каждый отдельный участник рынка не имеет возможности оказывать влияние на формирование равновесной цены.
С точки зрения экономической теории, конкуренция не должна ограничиваться, формирование цен на рынке с помощью конкуренции должно происходить естественным путем.
Однако, этот классический случай достижим в отношении не всех рынков и не всех видов товаров.
В зависимости от того, каким образом формируется конкуренция на рынке различают:
- ценовую конкуренцию;
- неценовую конкуренцию;
- внутриотраслевую конкуренцию;
- межотраслевую конкуренцию.
В идеальном варианте, когда конкуренция совершенна, т.е. на рынке присутствует огромное количеств продавцов и покупателей, предлагающих и спрашивающих однородные товары и услуги, конкуренция между продавцами создает условия для применениями ими, в целях завоевания доли на рынке и увеличения прибыли, методов неценовой конкуренции, инструментами которой являются:
- повышение качественные характеристик товаров;
- внедрение новых уникальных товаров и услуг;
- развитие рекламы.
И, как следствие, научно-технический прогресс и развитие общества и экономики в целом.
Различные модели рынков с разными формами конкуренции формируются в зависимости от различных качественных характеристик рынков, в числе которых:
- количество продавцов на рынке;
- наличие или отсутствие барьеров для вхождения в отрасль новых продавцов;
- тип самого товара.
Различают 4 основных модели рынка на товар:
- рынок совершенной конкуренции, характеризующийся огромным числом продавцов и покупателей и однородными товарами;
- олигополия, определяемая наличием ограниченного количества продавцов, предлагающих схожие товары;
- монополистическая конкуренция, характеризующаяся присутствием на рынке всего нескольких продавцов;
- монополия - единоличное предложение.
Присутствие монополий на рынке, как правило, отрицательно влияет на рыночные отношения, поэтому государство активно борется с проявлениями фактов монополизированной продажи.
Однако, существуют сферы, в которых монополия - единственно допустимый вариант. Это, как правило, сферы, организация производства в которых представляет колоссальные затраты, а необходимость в продукции этих производств представляет жизненно-важную необходимость.
В числе таких отраслей:
- энергетика;
- железнодорожное сообщение.
В нашей стране после перехода от плановой экономики к рыночной конкуренция гарантируется Конституцией.
С тех пор пройден огромный путь, и сегодня большинство продавцов на рынке современной России испытывают на себе конкуренцию как со стороны отечественных производителей, так и импортных, что положительно сказывается на состоянии экономики и рынка как на современном этапе, так и в перспективе.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.06 №135-ФЗ.
3. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (выдержки) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс]. - Электрон. данн. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ - [Загл. с экрана]
4. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыгановой - М.: Логос, 1999. - 368 с.
5. Макконелл К.Р. Экономикс Пер. с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю - М., 1999 - 984 с.
6. Микроэкономика / Под ред. В.М. Гальперина - Спб.: Институт «Экономическая школа», 2004.
7. Пиндайк Р. Микроэкономика. Пер. с англ. / Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд - Спб., 2011 - 608 с.
8. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. [Текст] / Под ред. В.И. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2003. - 521 с.
9. Портер М.Е. Конкуренция: Пер. с англ. / М.Е. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.
10. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю.Б. Рубин // Современная конкуренция. - 2010. - №3 (21). - с. 38 - 67.
11. Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие / Дж. Харвей - М.: Юнити-Дана, 2012. - 730 с.
12. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты [Текст] / К.В. Швандар // Вестник московского университета, 2008. - №2. - С. 127-135.
13. Шиханов А.В. Многообразие форм межстрановых конкурентных отношений [Текст] // Финансы и кредит. 2004. - №6. - С. 91-96.
14. Экономическая теория. Макроэкономика, в 2 ч. / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Дашков и К., 2011 - 919 с.
15. Экономическая теория. Микроэкономика, в 2 ч. / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Дашков и К., 2012 - 934 с.
16. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Юнити-Дана, 2012-1056 с.
17. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Под ред. А.А. Кочеткова - М.: Дашков и К., 2013 - 696 с.
18. Яковлева Ю.А. Роль конкуренции в рыночной экономике [Текст] / Ю.А. Яковлева // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 610-613.
19. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики [Текст] / А.М. Яновский // Машиностроитель. 2006. №9. - С. 33-34.