Файл: Генри Форд и массовое производство(развитие менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Генри Форд считал, что лучше продавать много товаров по низкой цене, чем несколько товаров по высокой, потому что первый вариант способствует созданию рабочих мест, производственной деятельности и лучшему удовлетворению потребностей людей, что было истинной целью и целью предприятия. Компания поставила перед собой цель сделать автомобиль доступным для масс, и этот продукт должен был служить потребителю в течение неопределенного периода времени. Все детали и расходные материалы были простыми, дешевыми и доступными каждому покупателю, а каждая последующая модель содержала только те новшества, которые улучшали бы, снижали затраты и повышали полезные свойства для потребителя.

Взгляд Генри Форда на финансовую политику компании был довольно необычным, но в то же время простым. Он считал, что прибыль - это только показатель успешного или неудачного бизнеса, но не самоцель. По мнению предпринимателя, доход сверх затрат не может рассматриваться как исключительная собственность владельца капитала (средств производства по Марксу), поскольку эта прибыль была получена благодаря усилиям всех сотрудников компании. Соответственно, Форд контролировал финансовые результаты компании. Ежегодно до 10% чистой прибыли распределялось среди сотрудников в виде премий, остальная часть инвестировалась в дальнейшее развитие производства и улучшение конечного продукта. Лишь небольшая часть была выплачена акционерам в виде дивидендов, с которыми у Форда также были особые отношения. Он считал, что акционером может быть только тот, кто так или иначе был либо нанят, либо сейчас вовлечен в производство, и ему не следует довольствоваться только получением ренты от вложенного капитала.

Иногда дивиденды просто не выплачивались, из-за чего предприниматель неоднократно попадал в суд. В конце концов, остались только те акционеры, которые разделяли взгляды Форда на финансы.

К 1910 году стремительный рост компании и сопутствующее увеличение количества сотрудников привели к тому, что одной личной харизмы Генри Форда было явно недостаточно для мотивации рабочих. Они попали во власть мастеров, которые охотно выгнали всех, чья работа казалась им неэффективной. В те времена такая система была довольно распространенной, но она не способствовала формированию чувства лояльности к компании или высоким моральным нормам. Общий рост экономической активности в Детройте привело к появлению рынка труда с высоким спросом на рабочую силу. Позиции профсоюзов были слабыми, но рабочие, даже без них, выражали недовольство своим положением.


Одной из причин этого недовольства была высокая текучесть кадров и борьба работодателей за высококвалифицированных рабочих. В 1912 году работодатели решили исправить ситуацию, согласившись запретить рекламу конкурсного найма и улучшить производственное обучение, чтобы удовлетворить потребность в квалифицированных рабочих. Плохие условия жизни в Детройте также затрудняли предоставление компаниям надежной и дисциплинированной рабочей силы. Как пишет Невинс, «Детройт был городом контрастов». Влияние плохих условий жизни на производительность труда привлекло внимание Джона Р. Ли из компании Ford Motor Company. Следующие инциденты сильно поразили его:

Опытный молоточник неожиданно показал полную неспособность соответствовать средним нормам производства, то есть нормам. Он не жаловался на свое здоровье и не имел претензий к компании. Особое рассмотрение этого вопроса показало, что его жена заболела, в результате чего дети остались без присмотра, а долги стали расти. Как только компания помогла ему решить эти проблемы, его производительность сразу же вернулась в норму. Ли ... внезапно осознал тесную связь между производительностью работника и семейной жизнью, отдыхом и чувством защищенности или незащищенности.

Очевидно, что перед лицом новых проблем и в свете новых открытий требовался альтернативный подход к системе трудовых отношений, заключающийся в отказе от самодержавия хозяев и в переходе к иной системе трудовых отношений, к которому призывал Генри Форд Ли.

Поразительный успех Model T предоставил компании финансовую свободу для улучшения жизни многих своих сотрудников.

Этот успех сделал Форд баснословно богатым, получив значительные финансовые вознаграждения для сотрудников, акционеров и клиентов. К 1913 году у компании было более 28 миллионов долларов, поэтому Форд и его заместители проявили щедрость к своим сотрудникам. В январе 1914 года компания объявила о сокращении рабочего дня до 8 часов и о сокращении количества смен с трех до двух. Кроме того, было объявлено, что заработная плата большинства рабочих удвоится, и будет составлять уже не два с половиной, а пять долларов в день. Эффект от этого заявления превзошел все ожидания, Форд внезапно превратился из успешного промышленника в своего рода социального гуру. Невинс пишет:

Общественность отреагировала всеобщим ликующим одобрением ... Многие комментаторы сразу связали высокую заработную плату и потребление с высокой производительностью, отметив, что новая экономическая эра может иметь отправную точку, когда Форд сделал заявление. Достоинства «Модели Т», быстрое превращение Форда в миллионера, его демократическая открытость и коммуникабельность ... уже сделали его популярной фигурой ... То, что его таланты механика и организатора производства воспринимались как Проявления гениальности его натуры не вызывали особого удивления, но теперь он стал великим меценатом, экономистом и социологом.


Неудивительно, что удвоение дневной заработной платы вызвало большой энтузиазм среди рабочих Ford, поскольку повышение доходов и уровня жизни сделало их своего рода производственной элитой. Однако не обошлось без проблем. Для изменения количества смен потребовалось дополнительно 5000 рабочих. Обменный курс пяти долларов был объявлен в то время, когда экономический кризис отрицательно сказался на доходах производителей и привел к росту безработицы. На следующий день после публикации объявления около 10 000 ищущих работу собрались у Министерства труда Хайленд-Парка.

Для сдерживания этой встревоженной толпы пришлось вызвать большие полицейские силы. Несмотря на заявления руководства о временном прекращении найма, тысячи подающих надежды рабочих продолжали осаждать завод. Многие из них приехали из других городов, потратив на поездку последние деньги. Недовольство и возмущение Фордом и его сотрудниками росли в обездоленной толпе безработных, пострадавших от плохой зимней погоды. В понедельник, 10 января 1914 года, в 7:30 утра около завода в Хайленд-Парке собралось 10 тысяч человек:

Пока работники со значками Ford пытались пробиться сквозь толпу, вид этих привилегированных состояний, владеющих ключами к теплу, еде и безопасности, вызвал резкую реакцию ледяной толпы. Терпение закончилось. Отдельные крики и вопли сливались в один непрерывный рев. Толпа поспешила к воротам фабрики и смела беспомощных охранников, сотни безработных вошли в помещения фабрики.

Прибывшая по тревоге полиция не смогла навести порядок. Толпа прижала полицейских к стенам и отрезала рабочим путь к объекту, угрожая выломать двери. Пожарный шланг только рассмешил ее. Но затем приказ был услышан, и первые ряды протестующих обрушились струями воды. Термометр в тот день показал всего плюс девять, и демонстрация сразу прекратилась. Безработные бросились во все стороны, разбивая окна предприятия и разбивая прилавки кладовой.

Непосредственным следствием этих беспорядков стал отказ администрации принять на работу нерезидентов, проживавших в Детройте менее шести месяцев.

Введение ставки заработной платы в размере 5000 долларов вызвало критику, которая сводилась к мысли, что рабочие скорее потратят впустую дополнительный доход, чем используют его в конструктивных целях. Чтобы ответить на эту критику, в компании создали специальный социологический отдел, который возглавил Джон Р. Ли.

Изначально в нем было всего 30 сотрудников, но вскоре их стало 150. Их основной задачей было проводить исследования, давать советы и рекомендации. В ведомстве поставили своей целью «оздоровить» коллектив. А основой процесса «совершенствования» считалось привитие привычки бережливости и удешевления, а также преподавание английского языка. Минимально необходимый уровень владения английским языком в компании рассматривался как один из основных векторов американизации. В ситуации тяжелых условий жизни и специфики жителей Детройта работа социологического отдела была далеко не бессмысленной. На рубеже веков, когда началась индустриализация, население промышленных городов начало быстро расти.


Перспектива постоянной, хорошо оплачиваемой работы привела к высокому уровню европейской иммиграции и миграции внутри самих Соединенных Штатов. С 1910 по 1920 год население Детройта увеличилось почти вдвое до одного миллиона, при этом многие из вновь прибывших поселились в «колониях» по этническим или языковым признакам. Большинство неграмотных и практически бездомных иммигрантов безжалостно эксплуатируются и грабятся недобросовестными землевладельцами и владельцами многих городских салонов и игорных домов. Задачей отдела социологии было проникновение в сообщества иммигрантов, посещение квартир сотрудников компании, составление отчетов об уровне их благосостояния и, при необходимости, разработка предложений по его улучшению.

Каждому исследователю, назначенному для работы в определенном районе города, была предоставлена ​​машина с водителем и переводчиком. Исследователи провели опросы рабочих, задавая вопросы об их семейном положении, количестве и возрасте иждивенцев, этнической принадлежности, религии и экономических условиях. Вся эта информация вместе с наблюдениями исследователя относительно личностных характеристик работника, его жилищных условий и социального окружения заносилась в специальную карту.

На основании отчетов исследователей каждому сотруднику компании была присвоена определенная категория. Лица, не соблюдающие правила личной гигиены, склонные к чрезмерному употреблению алкоголя, азартным играм и нездоровому образу жизни, занимающие грязные комнаты, лишенные элементарных удобств, арендующие лишнее жилье или тратящие слишком много денег на содержание своих родственников за границей, могут быть дисквалифицированы.

Дисквалифицированные работники были оштрафованы и получили определенный испытательный срок, в течение которого они должны были улучшить или изменить свои условия жизни. Если требования компании не выполнялись в течение шести месяцев, работник увольнялся. Однако большому количеству сотрудников, как успешно выполняющих требования социологического отдела, так и тем, кто даже не справился с этим, часто давали второй шанс.

Одним из основных способов американизации рабочих было предоставление уроков английского языка. В мае 1914 года компания учредила специальную школу английского языка, где должны были пройти обучение все рабочие, не говорящие по-английски. Занятия проводились до и после смены, курс обучения обычно длился от 6 до 8 месяцев.

В конце 1916 года в школе училось около 2700 учеников, а количество учителей-добровольцев достигло 163 человек.


Программа служила ряду целей, в достижении которых была заинтересована компания. Сотрудники компании были обязаны понимать все приказы руководства на английском ... Помимо прочего, политика улучшения благосостояния рабочих предполагала их раннюю натурализацию, что было немыслимо без знания языка. Федеральные власти принимают документы от выпускников английской школы без дополнительной проверки их знаний. Наконец, в рамках курса обучения английскому языку рабочих познакомили с идеями социологического факультета; Те, кто научился читать английские газеты и журналы (включая рекламу, содержащуюся в них), сделали серьезный шаг к нормальному американскому уровню жизни.

Еще немного о финансовой политике. Генри Форд считал, что в случае проблем в той или иной фирме, дополнительное финансирование является лишь тяжким бременем, а не решением. «Может ли биллион долларов устранить убыток? Нет, биллион долларов только усилит трудности на биллион долларов» [2, с. 114]. Промышленник считал, что решением проблемы, как и источником капитала, должна быть сама фабрика и ее эффективное управление. Это принцип жизни. По словам банкиров того времени, во время общей паники в американской экономике в 1920 году автомобильное общество Форда испытывало некоторые финансовые трудности. Таким образом, компании пришлось выплатить около 60 миллионов долларов долга, а свободного капитала оставалось всего 20 миллионов долларов. Тогда предприниматели с Уолл-стрит попытались взять ссуду на Ford и поставить своего человека на место казначея компании, но предприниматель решил проблему совершенно другим способом.

Следуя своему принципу, согласно которому деньги должны поступать с завода, а не из банка, компания очистила и реорганизовала свою структуру и производство, устранив неэффективные компоненты и процессы, оставшиеся после приказов Первой мировой войны, продав часть собственности в Европе и снизив цены. насколько это возможно. соответствовать ослабленной покупательной способности населения из-за кризиса. В результате преобразований Ford Automobile Society высвободило средства в размере 87,3 млн. долларов, что позволило решить финансовый вопрос [2, с. 90].

Надо сказать, что в этот период экономической истории Америки и Европы происходит так называемое слияние банковского и промышленного капитала, как писали в свое время Ленин, Гильфердинг и Гобсон. Учитывая доминирующее положение денежного капитала в иерархии этого симбиоза, можно сказать, что производство действительно начало подчиняться банковскому принципу, основная задача которого состоит в получении прибыли в виде денег.